Урок русского языка в 3 классе "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Новожилова Надежда Александровна

Урок разработан по технологии сотрудничества в варианте «Пила», который предусматривает работу в мини-группах по 6 человек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_4_klass_tehnologiya_sotrudnichestva.docx65.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс

3

Тема раздела

Имя существительное (27 часов)

Тема урока

Три склонения имен существительных (1 час)

Тип урока

Открытия нового знания

Цель

Создать условия для формирования общего представления обучающихся о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

Основное содержание темы

Имена существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах распределяются в русском языке в три группы по склонениям. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять   интерес к познанию мира.  

Определять простые правила поведения при сотрудничестве.

Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Познавательные умения:

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- перерабатывать информацию: анализировать, обобщать, сравнивать, выделять причины и следствия.

Регулятивные умения:

- определять и формулировать цель деятельности, сохранять цель и учебные задачи;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- организовывать учебное взаимодействие в группе;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Определять склонение имени существительного в единственном числе и обосновывать свое мнение.

 

Организация образовательного пространства

Техническое оснащение

Материалы

Формы работы

Технологии обучения

Доска

Учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 4 класс, І часть, карточки с заданиями, технологические карты.

Фронтальная;

групповая, индивидуальная.

Технология учебного сотрудничества, системно-деятельностный подход.

Ход урока

Парты сдвинуты. На столах карточки с заданиями, технологические карты, листы А4, фломастеры. Дети при входя вытягивают листочек с номером группы. Рассаживаются согласно номеру по 6 человек.

- Ребята, вы уже заметили, что сегодня у нас необычный урок. Давайте узнаем, почему. Внимание на экран. На экране переозвученный ролик, в котором кубокот приглашает попробовать себя в роли ученых-филологов.

 - А чем занимаются ученые? (наблюдениями, исследованиями, открытиями)

- Да, ученые занимаются исследованиями, но они не только наблюдают за различными явлениями, но и делятся друг с другом своими наблюдениями. Как вы думаете зачем?

- Сегодня мы с вами будем наблюдать за словами, исследовать их. У нас с вами получилось 4 группы. Каждый член группы будет работать над своей задачей. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. В конце урока каждый будет знать все, что изучили его товарищи. Чтобы проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме, я дам вам работу, и каждый получит свою оценку. Группа, члены которой наберут большее количество баллов, станет экспертной и получит приз. Сейчас выберите командира группы. На это у вас 1 мин. Командиры будут отмечать результаты работы группы в технологической карте.

- Итак, уважаемы ученые, что вы знаете о словах? (Имеют значение, бывают однокоренные, бывают разными частями речи). Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какие признаки имени существительного вы знаете? Ответьте устно на вопросы задания №1. На это у вас 2 минуты, после чего я задам любой вопрос любому участнику. За каждый правильный ответ группа получает балл. (Спрашивает слабых учеников).

- Молодцы! А что вы можете сказать о слове «беседа». Даю группам по 3 минуты на его изучение. Нужно определить часть речи; признаки, найти однокоренные слова; найти орфограмму, если есть, и подобрать проверочное слово. Командиры, распределите работу. Время пошло.

- Слушаем, к каким выводам пришли группы. Не перебиваем. Если вы не согласны, можно выразить свое мнение после выступления.

Приходим к выводу, что проверочного слова нет, а значит, нужно запомнить.

- Для запоминания у нас есть разные приемы, предлагаю группам придумать свой способ запоминания. На эту работу 2 мин.

Группы представляют свои варианты.

- Сейчас откройте словарики и запишите это слово так, как вам удобнее запомнить. Поднимите руки, кто воспользовался способом, предложенным первой группой? Второй? И т.д. Группа, чей способ выбрало большинство получает балл.

- Ну что ж, это была небольшая разминка. А теперь давайте приступим к работе.

На доске: В беседе с бабушкой я узнал о сестр… и дочер...

Найдите в предложении однородные члены. Каким членом предложения они являются? Какой частью речи они выражены? Какие признаки вы можете определить у имен существительных? Определите их род, падеж. Докажите свое мнение.

- Как вы думаете, какие будут окончания у этих существительных. Одинаковые или нет? (предполагают)

Учитель дописывает окончания  

- Ребята, что вы заметили? (окончания разные)

- Мы с вами исследователи. А с чего начинается исследование? (с проблемы)

- Верно. Есть у нас проблема? (На доске фиксируются вопросы. Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание безударного окончания?)

- Какую цель поставим? (Узнать от чего еще зависит окончание имени существительного) Как мы узнаем, что достигли цели? (Мы сможем ответить на вопросы)

- Что дальше делает исследователь? (выдвигает гипотезу)

- Верно. Даю вам 1 мин., чтобы обсудить ваши предположения.

Записываем предложенные варианты на доске. Если среди вариантов нет нужного, учитель предлагает его сам (у существительного есть еще один признак, которого мы не знаем)

- Итак, гипотезы у нас есть. Что будем делать дальше? (нужно их проверить)

- Как будем проверять? (проведем эксперимент).

- Любой эксперимент должен осуществляться по плану. С помощью учителя составляется и фиксируется на доске план:

  1. понаблюдать за словами и сделать выводы;
  2. узнать есть ли у существительного еще один признак, от которого зависит его окончание;
  3. составить алгоритм определения склонения.
  4. проверить алгоритм на практике.

- Перед вами на столе карточки разного цвета. Для наблюдения за словами необходимо выполнить красную и синюю. На эту работу у групп по 5 минут. Командиры распределяют обязанности.

Запускается таймер. По истечении времени объявляется встреча экспертов. Обсуждают результаты. Возвращаются делятся с группой, командир записывает выводы в технологической карте.

- Мы понаблюдали за словами? Сделали выводы? Первый пункт плана отмечается галочкой.

- Теперь возьмите желтую карточку и выполните задание. На это у вас 2 минуты.

- Узнали мы, есть ли у существительного еще один признак, от которого зависит его окончание? Как он называется? (склонение)

- Отлично! (ставится галочка напротив второго пункта плана).

- Что еще мы должны сделать? (составить алгоритм)

- На эту работу у вас 2 минуты.

- Итак, алгоритм составлен. Что должен сделать исследователь дальше? (проверить алгоритм на практике).

- Возьмите оранжевую карточку и выполните задание (у каждого свои группы слов, в которых нужно определить склонение).

- Мы выполнили все пункты плана? (ставится галочка). Командиры сдайте технологические карты и индивидуальные задания вашей группы. Оцените свою работу с помощью оценочных листов.

- Наш урок подходит к концу. Достигли ли мы цели? Почему в предложении на доске у имен существительных разные окончания в одном падеже? (у них разное склонение: сестра -1, дочь – 3). Зачем нам нужно уметь определять склонение? (чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных).

- Молодцы! А сейчас возьмите карточку с ладошкой и дополните предложения.

Пока дети рефлексируют, учитель проверяет задания, подводит итог.

Объявляется экспертная группа, которая получает по конфетке.

Домашнее задание.

Технологическая карта

Два___цать      д___вятое      ___нваря

Оценка

группы

Кла____ная р__бота

№1□ Что такое имя существительное?

□ Назовите постоянные признаки имени существительного.

□ Назовите непостоянные признаки имени существительного

□ Сколько падежей у имени существительного? Назови падежи и вопросы к ним.

□ Для чего нужно уметь склонять имена существительные, определять падеж?

План-конспект урока "Семейный бюджет" фио (полностью)

беседа

План-конспект урока "Семейный бюджет" фио (полностью)

№2. Определите, по каким признакам сгруппированы слова

  1. Страна, земля, папа, сестра, дядя
  2. Гнездо, стол, окно, солнце, мост  
  3. Степь, рожь, глушь, радость  

1

2

3

Часть речи

Число

Падеж

Род

Окончание

 

Вывод:________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

План-конспект урока "Семейный бюджет" фио (полностью)

№3.  Просклоняйте слова каждой группы. Что вы можете сказать об их окончаниях. Запишите окончания в таблицу.  

     

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

1

2

3

        Вывод:_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________                                      

План-конспект урока "Семейный бюджет" фио (полностью)

№4. Заполните пропуски в предложениях.

Имена существительные, которые при изменении по ______________________ имеют _______________________________окончания в одних и тех же падежах распределяются в русском языке в три группы по склонениям.

Имена существительные бывают 1, 2 и 3 __________________________

План-конспект урока "Семейный бюджет" фио (полностью)

Почему в одном и том же падеже окончания разные?

От чего зависит правописание безударного окончания?

План-конспект урока "Семейный бюджет" фио (полностью)

Методические комментарии

В основе урока лежит системно-деятельностный подход, что обеспечивает организацию проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. По своей структуре урок соответствует структуре деятельности. Деятельностные связи прослеживаются. Целеполагание и планирование деятельности осуществляется детьми с помощью учителя. На этапе реализации плана деятельность направлена на развитие УУД и в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Структура урока «прозрачна» для детей. Самоконтроль деятельности осуществляется с помощью технологических карт, сверяясь с планом. Также учитель осуществляет контроль и фиксирует выполнение плана на доске. Предусмотрено самооценивание с помощью оценочных листов, а также оценивание учителем.

Для достижения цели применялась технология сотрудничества в варианте «Пила», который предусматривает работу в мини-группах по 6 человек. Каждый участник работает над своей задачей, после чего происходит «встреча экспертов» и обмен информацией. Технология сотрудничества реализуется за счет того, что успех всей группы зависит от успеха каждого участника (возможность получения дополнительных баллов, баллы, заработанные участниками, суммируются), в итоге получается общий продукт – алгоритм действий.

Для урока характерно оптимальное соотношение репродуктивной и исследовательской (поисковой) деятельности, преобладает деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога.  На достаточно высоком уроке организована актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности.

Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (план, мнемотехники, схемы) обеспечивает результативность совместной деятельности по достижению учебных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

Урок русского языка. Тема "2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала. Цель познакомить с признаками имен существительных 2 склонения. В начале  урока  актуализация знаний. ( работа по карточкам), создается проблемная ситуация дл...

Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...