Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык. Урок открытия нового знания. Открытый урок. 4 класс.
Тема урока «Склонение имен существительных».
Цели:
1. Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.
2. Учить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.
3. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, классификация), наблюдательность.
4. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.
Формирование УУД:
- Личностных УУД:
а) Самоопроделения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)
б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
2. Регулятивных УУД:
а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)
б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)
в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)
г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)
3. Познавательных УУД:
Общеучебных УД:
а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (при составлении памятки)
в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания
Логических УД:
Развитие логического мышления при обработке логических операций:
а) Анализа объектов с целью выделения признаков
б) Синтеза как составления целого из частей
в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)
г) Выбор оснований и критериев сравнения
д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки
е) Выдвижение гипотез и их обоснование
ж) Доказательство
Постановка и решение проблемы:
а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи
б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.
4. Коммуникативных УУД:
а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)
б) Постановка вопросов (сотрудничество в поиске и сборе информации)
в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий
г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- Самоопределение к деятельности.
Цели: - включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;
-сообщение содержательной области.
-Ребята, сегодня на уроке вы будете выполнять различные задания, работая в группах (класс разбит на 5 групп).Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя существительное, как часть речи. Не следует забывать, что писать надо грамотно и красиво. А чтобы урок прошел удачно, я желаю вам успеха. И для начала мы вспомним основные правила работы в группе.
- Актуализация знаний и мотивация.
Цели: - активизировать мышление, память, внимание;
- повторить знания о падежах имен существительных, изученные орфограммы.
На доске записано предложение:
..втобу.. едет (по)ул..це Садовой и (по)площ..ди Московской.
- Прочитайте предложение, объясните правописание орфограмм.
- Спишите предложение аккуратно, соблюдая все соединения и вставляя пропущенные буквы. Пропущенные буквы подчеркните.
- На предыдущих уроках мы с вами говорили об изменении имен существительных по падежам. А как определить падеж имени существительного?
- По вопросу от главного слова в словосочетании.
- Вернемся к нашему предложению. Найдите грамматическую основу предложения.
- Постановка учебной задачи.
Цели: - выявление места и причины затруднения;
- постановка цели рока.
– Определите падежи имен существительных в этом предложении и выделите их окончания.
- Автобус. И.п.- это главный член предложения – подлежащее.
Едет (по чему?) по улице. Д.п.
Едет (по чему?) по площади. Д.п.
- Какие слова употреблены в одинаковых падежах?
- по улице, по площади (в Д.п.)
- Почему же слова по улице и по площади употреблены в одном падеже и с одним и тем же предлогом, а окончания у них разные?
- Хотите узнать? Ну, тогда на этот вопрос сегодня на уроке нам и предстоит ответить.
- Открытие детьми нового знания.
Цели: _ в ходе выполнения работы в группах определить количество склонения в русском языке и выяснить, какие существительные относятся к каждому склонению;
- формулирование темы урока.
Раздаю карточки со словами.
1 группа: земля, страна.
2 группа: стол, конь.
3 группа: любовь, степь, рожь.
4 группа: Илья, слуга.
5 группа: зерно, копьё.
- Чем объединены все слова?
- Это имена существительные, ед.ч.
- Просклоняйте их письменно в тетради, выделите окончания.
- Сравните в своей группе окончания существительных, которые вы просклоняли. Что общего у всех существительных?
- У разных существительных в одинаковых падежах окончания повторяются.
- Определите род вашего существительного и окончание в начальной форме.
- Давайте, сравним окончания существительных.
На доске появляется таблица, по ходу склонения слов детьми:
И.п. Ж.р. –а, -я, М.р. –а, -я, М.р. -, Ср.р. –о, -е, Ж.р. -
Р.п. –ы, -и, -и, -и, -а,-я, -а, -я, -и
Д.п. –е, -е, -е, -е, -у,-ю, -у, -ю, -и
В.п. –у, ю, -у, -ю, -,-я, -о, -е, -
Т.п. –ой,-ёй, -ой,-ей, -ом,-ём, -ом,-ём, -ю
П.п. –е, -е, -е, -е, -е, -е, -е, -и
- При склонении имен существительных вы увидели сходства в окончаниях. Где вы обнаружили эти сходства?
- Ж.р. и м.р. с –а, -я; М.р. - и ср.р. –о, -е; Ж.р. -.
- Сколько можно выделить групп существительных по сходству окончаний? Обсудите в группе.
- Три.
- Какие существительные вы отнесете в первую группу?
- Ж.р.и м.р. с –а,-я.
- Во вторую?
- М.р.с - и ср.р.с –о,-е.
- В третью?
-Ж.р.с -.
- Сколько же склонений существительных есть в русском языке?
- Три.
- По сходству своих падежных окончаний при склонении все имена существительные распределяются по трем группам: 1, 2 и 3-е склонение. У каждого склонения своя группа окончаний. Мы это с вами заметили, составив таблицу окончаний.
Таким образом, к 1 склонению относятся существительные ед.ч. ж.р. и м.р. с –а, -я; ко 2 склонению – существительные м.р. с - и ср.р. с –о, -е; и к 3 склонению – существительные ж.р. с -.
На доске появляются таблички склонений.
1 скл.: 2 скл.: 3 скл.:
М.р., ж.р. –а, -я. М.р. -, ср.р. –о, -е. Ж.р. -.
- Что нового вы узнали?
-Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения. К 1 склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с –а,-я; ко 2 склонению – м.р. с - и ср.р. с –о,-е; к 3 склонению – ж.р. с -.
- Сформулируйте в группах тему нашего урока.
- Склонение имен существительных. Три склонения имен существительных.
Работа с правилом в учебнике.
- А теперь давайте проверим все наши предположения о склонениях имен существительных. Откройте учебник на с.88. Прочитайте правило.
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- М.р. и ж.р. с –а, -я.
- Ко 2 склонению?
- М.р. с - и ср.р. с –о, -е.
- К 3 склонению?
- Ж.р. с -.
Составление памятки.
- А как тогда определить к какому склонению относится имя существительное? Обсудите в группах.
- Нужно определить род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.
На доске появляется памятка.
- Определи род.
- Выдели окончание.
- Определи склонение.
- Я утверждаю, что существительное луна третьего склонения, потому что оно женского рода. Согласны со мной? Почему?
- Нет, потому что у существительного луна окончание –а, а оно в 1 склонении.
- Я утверждаю, что существительное снег 1 склонения, потому что оно мужского рода. Согласны со мной? Почему?
- Нет, потому что в этом слове нулевое окончание, а оно у существительных м.р. в 1 склонении окончание –а.
- Я утверждаю, что существительное пень 3 склонения, потому что у него нулевое окончание. Согласны со мной? Почему?
- Нет, потому что это существительное мужского рода, а к третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием.
- Значит, сколько мы должны выполнить условий, чтобы правильно определить склонение существительных?
- Два, определить род и выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.
- Первичное закрепление.
Цели: - усвоить новый способ действия.
- А сейчас вы с этим потренируетесь. Возьмите задание из конверта 1.
Определи склонение имен существительных, подпиши склонение над каждым существительным в карточке:
Дорога, библи..тека, аллея, колектив, хозяйство, комбайн, самолет, жилище, морковь, тетрадь, погода, ягода.
- Как вы будете рассуждать, выполняя это задание?
- Определить род, выделить окончание, по роду и по окончанию определить склонение.
- Поработайте с заданием по цепочке в группе, комментируя ваши действия.
Фронтальная проверка задания.
- Что же нужно сделать, чтобы правильно определить склонение имени существительного в именительном падеже?
- Определить род, выделить окончание, по роду и по окончанию определить склонение.
- Какие же существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
-К 1 – м.р. и ж.р. с –а, -я; ко 2 – м.р. с - и ср.р. с –о, -е; к 3 – ж.р. с -.
Физкультминутка.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели: - индивидуальная рефлексия достижения цели;
- создание ситуации успеха.
Работа по учебнику с.88 упр.166.
Самопроверка. Если согласны, рядом со словом ставьте +, не согласны -. Кто получил только плюсы?
(Эталон на обратной стороне доски)
- Включение в систему знаний и повторение.
Цель: - включение «открытия» в систему знаний.
- На партах лежат листочки, сейчас вы будете работать в них все вместе. Запишите в 3 столбика по 3 существительных 1 склонения, 2 и 3. Каждый должен назвать хотя бы одно существительное нужного склонения, и доказать какое это склонение.
Фронтальная проверка.
Игра « Не подведи своих». Я читаю существительные, каждой группе записать существительные определенного склонения. У доски тоже работают ученики. Определите род, выделите окончания.
Дверь, молоко, собака, погода, жизнь, поле, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло, метель.
- Проверим, кто из ребят у доски писал существительные 1, 2, а кто 3 склонения? Как вы определили? Проверьте себя.
- Рефлексия деятельности.
Цель:- самооценка результатов деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему же в словах по улице и по площади окончания разные?
- Существительное улица – 1 склонения, а существительное площадь – 3 склонения, поэтому окончания разные.
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Какое задание наиболее понравилось?
- Что показалось трудным?
- Оцените работу своей группы.
Домашнее задание.
Упр.169. Прочитайте задание. Как же вы будете определять склонение существительных?
- По роду и окончанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...
Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ СОШ № 80 Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...
урок русского языка. 3 склонения имен существительных.
Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый материал по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...
Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний
Познакомить с приемами определения рода имен существительных....
Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс
Система учебников "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...