Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Светлана Юрьевна Никифорова

Конспект урока

 

Предмет - русский язык

Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".

Учитель: НикифороваС.Ю.

Класс 2 УМК "Школа России"

 

Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

 

Задачи:

1.   Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?,  что? и слово - название предмета;

2.   Развивающая – развивать  познавательный  интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.   Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

4.   Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

 

Предметные:

·         научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;

·         определять у имени существительного значение;

·         соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

 

Метапредметные :

·         овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

·         освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

·         освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·         активное использование речевых средств  для  решения коммуникативных и познавательных задач;

·         логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

·         готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

·         адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

·         овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Личностные:                                      

·         принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·         навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·         установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

·          

Тип урока - урок «исследования » нового знания


Методы обучения

По характеру  учебно - познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с заданием, карточка - таблица для исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход урока.

1. Оргмомент.

а) Приветствие гостей.

Учитель:

Доброе утро, ребята!

На уроке у нас гости-

К нам пришли учителя!

Поприветствуем их, дети,

Пожелаем всем добра!

Дети:

Мы приветствуем гостей, 
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!

Учитель:

– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!

 

б) Психологический настрой на урок.

 

 

 

 

 

- В природе есть солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Вот как это. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности.             ( слайд 2)

 
 

в) Запись в тетради числа и вида работы.

- Вспомним правила, которые должен соблюдать ученик при письме

 

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

( Ученики записывают в тетрадях. (Дата.  День недели. Классная работа)).

2. Проверка домашнего задания.

- Давайте проверим как вы выполнили домашнее задание. Зачитайте выделенные слова и укажите часть речи.

 

3. Минутка чистописания.

- Какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку.

 

 

 

 

 

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

                                                       (Зима) (слайд 3)

 

- С какой буквы начинается слово «зима»?

- Дайте характеристику звукам буквы «з» в слове "Зима"                    

- Пропишем заглавную и строчную букву «З» в соединении.

4. Словарная работа.

Запись  слов под диктовку. (У доски  ___________)

Вет_р, д_кабрь, м_роз, к_ньки, м_тель, сн_гирь.

- Поставьте ударение в словах.                                                                     - Какое слово лишнее? Почему? А что объединяет эти слова?                            - Зима тоже приготовила для вас «зимние» слова (знакомство с новыми словарными словами январь, февраль)              (слайд 4) 

-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Запишите пословицу в тетрадь, выделите орфограмму.                                                Январю - морозы, февралю - метели.
 

5. Работа по теме урока.

Определение темы урока.

- Ребята, что объединяет все эти слова? (это имена существительные)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Имя существительное)

 

 АОЗ. Постановка целей урока.

- Приём ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

- Что вы знаете об именах существительных? (отвечают на вопросы кто? и что?)                                                     (слайд 5)

- Я предлагаю вам заполнить таблицу верных и неверных утверждений.

- У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. (Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то в колонке голубого цвета ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то поставьте знак "?")

 

Что обозначает имя существительное?

 

1

 

Предметы

 

2

 

Людей

 

3

 

Животных

 

4

 

Растения

 

5

 

Явления природы

 

6

 

События

 

7

 

Чувства и качества людей

 

 

 

- Есть ли утверждения, которые вы считаете неверными, вызвали спор?

- А знаете ли вы сейчас ответы на эти вопросы?

- Какие цели поставим?

(узнать, что обозначают имена существительные, научиться находить имена существительные)

- А я их определила вот так:

1.    Узнать, что обозначает имя существительное.

2.    Научиться находить имена существительные в речи.   (слайд 6)

 

6. «Открытие » детьми нового знания.

Нам просто необходим план нашей с вами работы (составляем вместе)

·         Найти информацию

·         Выполнять упражнения, чтобы научиться

- Предлагаю провести исследование на тему

«Что обозначает имя существительное».

- Посмотрим, что обозначает слово «исследование» в энциклопедическом словаре: (слайд 7)

 

Исследование - поиск новых знаний, изучение какого-либо явления или предмета.

 

- По ходу исследования мы будем возвращаться к нашей таблице.

 

 

- Итак, совершим небольшое путешествие по изучаемым нами предметам.

 

Литературное чтение. (слайд 8)

 

- Одним из видов устного народного творчества является загадка.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки в рабочей тетради.

 

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ...

(Ответ: тетрадь)

 

 

Две дощечки на ногах

И две палочки в руках.

Если мы дощечки смажем -

Снежный экстра-класс покажем!

Зимние рекорды ближе

Тем, кто очень любит...(лыжи)

Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что?

Это зимнее... (пальто)

Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска, —

Знать, невкусная доска.(Пила)

Есть спина, а не лежит никогда.

Есть четыре ноги, а не ходит.

Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.(Стул)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.(Мел)

 

- Какие слова вы записали?

- Какие орфограммы встретились в словах? Выделите.

- На какой вопрос отвечают? Что обозначают слова – отгадки, посмотрите в таблицу. Верно или неверно это утверждение?

Поставьте в розовую колонку (+)

Что обозначает имя существительное?

 

1

 

Предметы

+

2

 

Людей

 

3

 

Животных

 

4

 

Растения

 

5

 

Явления природы

 

6

 

События

 

7

 

Чувства и качества людей

 

 

А теперь урок физкультуры!!! (слайд 9)

 

Скажите, какое событие произошло 2 года назад в России в г. Сочи, а  летом произойдёт в Бразилии? (начнётся  олимпиада) (слайд 10)

 

 

 

 

На какой вопрос отвечает это слово? (что?)

Можно ли сказать, что открытие олимпиады – это праздник?

А на какой вопрос отвечает слово праздник? (что?)

К какой части речи относятся эти слова?

Итак, найдите в таблице слово, объединяющее слова олимпиада, праздник (событие).

- Разделите эти слова на слоги.

(о-лим-пи-а-да, празд-ник)

- Как узнать сколько в слове слогов?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

 

Заполняем таблицу.

 

Что обозначает имя существительное?

 

 

1

 

Предметы

+

2

 

Людей

 

3

 

Животных

 

4

 

Растения

 

5

 

Явления природы

 

6

 

События

+

7

 

Чувства и качества людей

 

 

Давайте и мы побудем спортсменами.

 

7. Физминутка

Проводит физминутку-_________________

 

Раз, два - выше голова.

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - всем присесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

 

8. «Открытие » детьми нового знания (продолжение).

 

Побываем на уроке окружающего мира. (слайд 11)

 

- Замени одним словом и запиши в тетрадь, а 1 ученик работает у доски.               (слайд 12)

 

Движение воздуха -….(ветер)

Буря на море -…(шторм)

Сильный ветер со снегом -…(метель)

Ненастье с громом и молнией -….(гроза)

 

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что вы можете сказать о них?

( Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)

Заполняем таблицу.

 

 

 

Что обозначает имя существительное?

 

1

 

Предметы

+

2

 

Людей

 

3

 

Животных

 

4

 

Растения

 

5

 

Явления природы

+

6

 

События

+

7

 

Чувства и качества людей

 

 

Работа по вариантам

Поработаем по вариантам. Каждый вариант получает задание.

(Даётся время на работу.

Взаимопроверка - поменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа.)

 

1вариант

 

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Животные». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Собака, берёза, лошадь, лисица, письмо, капуста, енот, пенал.

 

- Какие слова вы подчеркнули?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают слова: собака, лошадь, лисица, енот?

 Заполняем таблицу.

 

Что обозначает имя существительное?

 

1

 

Предметы

+

2

 

Людей

 

3

 

Животных

+

4

 

Растения

 

5

 

Явления природы

+

6

 

События

+

7

 

Чувства и качества людей

 

 

2 вариант

 

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Растения». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Пёс, роза, корова, дуб, кошка, огурец, кукла, сирень, лопата.


- Какие слова вы подчеркнули?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают слова: роза, огурец, дуб, сирень?

Заполняем таблицу.  

(слайд 13)

 

Что обозначает имя существительное?

 

 

1

 

Предметы

+

2

 

Людей

 

3

 

Животных

+

4

 

Растения

+

5

 

Явления природы

+

6

 

События

+

7

 

Чувства и качества людей

 

 

 

 

 

Поиграем в игру.

Игра  «Кто я?»           (на доске)

В школе я  ......                         пешеход

В магазине я .....                       покупатель

На улице я ....                            ученик

В транспорте я ...                      пассажир

 

- Что объединяет эти слова?

- Кого обозначают имена существительные?

  Заполняем  таблицу.

 

Что обозначает имя существительное?

 

1

 

Предметы

+

2

 

Людей

+

3

 

Животных

+

4

 

Растения

+

5

 

Явления природы

+

6

 

События

+

7

 

Чувства и качества людей

 

 

 

 

А теперь урок изобразительного искусства. (слайд 14)

 

- Кого вы видите на картине В.М. Васнецова?    (слайд 15)

 

 

 

- Посмотрите на героиню этой картины - Алёнушку.

- Как вы думаете, что она чувствует?

- Запишите эти слова в тетрадь.


(печаль ,грусть ,боль ,уныние ,тревога)


 

(слайд 16)


 

 

- А какие чувства испытывают ребята, катаясь с горки?

- Запишите эти слова в тетрадь.

(радость, веселье)

- На какие вопросы отвечают эти слова, сделайте вывод.

- Заполняем таблицу.

 

Что обозначает имя существительное?

1

 

Предметы

+

2

 

Людей

+

3

 

Животных

+

4

 

Растения

+

5

 

Явления природы

+

6

 

События

+

7

 

Чувства и качества людей

+

 

- Посмотрите внимательно на свою таблицу.

- А все ли пункты мы исследовали?

- Верными ли оказались ваши предположения?

 

 

9. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

 

1)Самостоятельная работа с проверкой (по эталону).   (слайд 17)

Найдите среди записанных слов существительные и выпишите их в тетрадь:

Красный, осина, бегать, олень, улыбаться, весёлье, врач, юла.

(на слайде открываю шторки, дети проверяют себя)

 

Осина, олень, веселье, врач, юла.                         (слайд 18)

 

- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (олень)

- Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. (юла)                        - Докажите.

- Какие орфограммы встретились в словах?

 

10. Домашнее задание.    (слайд 19)

 

11. Итог урока.

 - Какую часть речи мы сегодня исследовали?

 

( На доске записано: Имя существительное.  Кто? Что?)

 

- Что нового узнали?

 

- Послушайте сообщение, которое приготовила для  нас  ___________________________.

 

Имя Существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому это самая древняя часть речи. Имена существительные обозначают всё, что люди видят глазами, слышат ушами, ощущают носом, прикосновением. Имена существительные обозначают предметы, живые существа, явления природы, чувства: радость, горе, печаль. Всё о чём можно спросить: Кто это? или Что это? - это имена существительные.

 

12. Рефлексия.

- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? (слайд 20)

 

Цели урока:

1. Узнать, что обозначает имя существительное.

2. Научиться находить имена существительные в речи.

 

- Какие выводы можно сделать?

 

- Оцените свою работу на уроке . (слайд 21)

 

- Сегодня на уроке я ........ (Высказывания детей)

 

 

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

-  Обогревало ли вас наше солнышко? (слайд 22)

 

Наш урок подошел к концу

И умный вид вам всем к лицу,

Все вы милы и симпатичны

И отвечали все прилично.

(Поставить оценки за работу на уроке.)

- Урок окончен. (слайд 23)

 

- Поблагодарите гостей и выйдите на перемену.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_otkrytyy_urok.docx831.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет - русский язык

Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".

Учитель: НикифороваС.Ю.

Класс 2

Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?,  что? и слово - название предмета;
  2. Развивающая – развивать  познавательный  интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
  • определять у имени существительного значение;
  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные :

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств  для  решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока - урок «исследования » нового знания


Методы обучения

По характеру  учебно - познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с заданием, карточка - таблица для исследования.


Ход урока.

1. Оргмомент.

а) Приветствие гостей.

Учитель:

Доброе утро, ребята!

На уроке у нас гости-

К нам пришли учителя!

Поприветствуем их, дети,

Пожелаем всем добра!

Дети:

Мы приветствуем гостей, 
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!

Учитель:

– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!

б) Психологический настрой на урок.

http://ua.convdocs.org/pars_docs/refs/221/220624/220624_html_m56d5dab0.png

- В природе есть солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Вот как это. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности.             ( слайд 2)

 

в) Запись в тетради числа и вида работы.

- Вспомним правила, которые должен соблюдать ученик при письме

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

( Ученики записывают в тетрадях. (Дата.  День недели. Классная работа)).

2. Проверка домашнего задания.

- Давайте проверим как вы выполнили домашнее задание. Зачитайте выделенные слова и укажите часть речи.

3. Минутка чистописания.

- Какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку.

http://www.playcast.ru/uploads/2010/02/01/1519804.jpeg

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

                                                       (Зима) (слайд 3)        

- С какой буквы начинается слово «зима»?

- Дайте характеристику звукам буквы «з» в слове "Зима"                    

- Пропишем заглавную и строчную букву «З» в соединении.

4. Словарная работа.

Запись  слов под диктовку. (У доски  ___________)

Вет_р, д_кабрь, м_роз, к_ньки, м_тель, сн_гирь.

- Поставьте ударение в словах.                                                                     - Какое слово лишнее? Почему? А что объединяет эти слова?                            - Зима тоже приготовила для вас «зимние» слова (знакомство с новыми словарными словами январь, февраль)              (слайд 4)  

-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Запишите пословицу в тетрадь, выделите орфограмму.                                                Январю - морозы, февралю - метели.

5. Работа по теме урока.

Определение темы урока.

- Ребята, что объединяет все эти слова? (это имена существительные)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Имя существительное)

 АОЗ. Постановка целей урока.

- Приём ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

- Что вы знаете об именах существительных? (отвечают на вопросы кто? и что?)                                                     (слайд 5)

- Я предлагаю вам заполнить таблицу верных и неверных утверждений.

- У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. (Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то в колонке голубого цвета ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то поставьте знак "?")

Что обозначает имя существительное?

1

Предметы

2

Людей

3

Животных

4

Растения

5

Явления природы

6

События

7

Чувства и качества людей

- Есть ли утверждения, которые вы считаете неверными, вызвали спор?

- А знаете ли вы сейчас ответы на эти вопросы?

- Какие цели поставим?

(узнать, что обозначают имена существительные, научиться находить имена существительные)

- А я их определила вот так:

  1. Узнать, что обозначает имя существительное.
  2. Научиться находить имена существительные в речи.   (слайд 6)

6. «Открытие » детьми нового знания.

Нам просто необходим план нашей с вами работы (составляем вместе)

  • Найти информацию
  • Выполнять упражнения, чтобы научиться

- Предлагаю провести исследование на тему

«Что обозначает имя существительное».

- Посмотрим, что обозначает слово «исследование» в энциклопедическом словаре: (слайд 7) 

Исследование - поиск новых знаний, изучение какого-либо явления или предмета.

- По ходу исследования мы будем возвращаться к нашей таблице.

- Итак, совершим небольшое путешествие по изучаемым нами предметам.

Литературное чтение. (слайд 8)

- Одним из видов устного народного творчества является загадка.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки в рабочей тетради.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ...

(Ответ: тетрадь)

Две дощечки на ногах

И две палочки в руках.

Если мы дощечки смажем -

Снежный экстра-класс покажем!

Зимние рекорды ближе

Тем, кто очень любит...(лыжи)

Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что?

Это зимнее... (пальто)

Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска, —

Знать, невкусная доска.(Пила)

Есть спина, а не лежит никогда.

Есть четыре ноги, а не ходит.

Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.(Стул)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.(Мел)

- Какие слова вы записали?

- Какие орфограммы встретились в словах? Выделите.

- На какой вопрос отвечают? Что обозначают слова – отгадки, посмотрите в таблицу. Верно или неверно это утверждение? 

Поставьте в розовую колонку (+)

Что обозначает имя существительное?

1

Предметы

+

2

Людей

3

Животных

4

Растения

5

Явления природы

6

События

7

Чувства и качества людей

А теперь урок физкультуры!!! (слайд 9)

Скажите, какое событие произошло 2 года назад в России в г. Сочи, а  летом произойдёт в Бразилии? (начнётся  олимпиада) (слайд 10)

http://colbyandcate.org/wp-content/uploads/2012/06/Logo-2008.jpg

На какой вопрос отвечает это слово? (что?)

Можно ли сказать, что открытие олимпиады – это праздник?

А на какой вопрос отвечает слово праздник? (что?)

К какой части речи относятся эти слова?

Итак, найдите в таблице слово, объединяющее слова олимпиада, праздник (событие).

- Разделите эти слова на слоги.

(о-лим-пи-а-да, празд-ник)

- Как узнать сколько в слове слогов?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Заполняем таблицу.

Что обозначает имя существительное?

1

Предметы

+

2

Людей

3

Животных

4

Растения

5

Явления природы

6

События

+

7

Чувства и качества людей

Давайте и мы побудем спортсменами.

7. Физминутка

Проводит физминутку-_________________

Раз, два - выше голова.

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - всем присесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

8. «Открытие » детьми нового знания (продолжение).

 

Побываем на уроке окружающего мира. (слайд 11)

- Замени одним словом и запиши в тетрадь, а 1 ученик работает у доски.               (слайд 12)

Движение воздуха -….(ветер)

Буря на море -…(шторм)

Сильный ветер со снегом -…(метель)

Ненастье с громом и молнией -….(гроза)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что вы можете сказать о них?

( Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)

Заполняем таблицу.

Что обозначает имя существительное?

1

Предметы

+

2

Людей

3

Животных

4

Растения

5

Явления природы

+

6

События

+

7

Чувства и качества людей

Работа по вариантам

Поработаем по вариантам. Каждый вариант получает задание.

(Даётся время на работу.

Взаимопроверка - поменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа.)

1вариант

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Животные». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Собака, берёза, лошадь, лисица, письмо, капуста, енот, пенал.

- Какие слова вы подчеркнули?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают слова: собака, лошадь, лисица, енот?

 Заполняем таблицу.

Что обозначает имя существительное?

1

Предметы

+

2

Людей

3

Животных

+

4

Растения

5

Явления природы

+

6

События

+

7

Чувства и качества людей

2 вариант

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Растения». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Пёс, роза, корова, дуб, кошка, огурец, кукла, сирень, лопата.


- Какие слова вы подчеркнули?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают слова: роза, огурец, дуб, сирень?

Заполняем таблицу.  

(слайд 13)

Что обозначает имя существительное?

1

Предметы

+

2

Людей

3

Животных

+

4

Растения

+

5

Явления природы

+

6

События

+

7

Чувства и качества людей

Поиграем в игру.

Игра  «Кто я?»           (на доске)

В школе я  ......                         пешеход

В магазине я .....                       покупатель

На улице я ....                            ученик

В транспорте я ...                      пассажир

- Что объединяет эти слова?

- Кого обозначают имена существительные?

  Заполняем  таблицу.

Что обозначает имя существительное?

1

Предметы

+

2

Людей

+

3

Животных

+

4

Растения

+

5

Явления природы

+

6

События

+

7

Чувства и качества людей

А теперь урок изобразительного искусства. (слайд 14)

- Кого вы видите на картине В.М. Васнецова?    (слайд 15)

C:\Users\HP\Downloads\Стихи дни недели\BripIHDqvfI.jpg

- Посмотрите на героиню этой картины - Алёнушку.

- Как вы думаете, что она чувствует?

- Запишите эти слова в тетрадь.


(печаль ,грусть ,боль ,уныние ,тревога)


(слайд 16)


http://doc4web.ru/uploads/files/43/42718/hello_html_7876bb30.png

- А какие чувства испытывают ребята, катаясь с горки?

- Запишите эти слова в тетрадь.

(радость, веселье)

- На какие вопросы отвечают эти слова, сделайте вывод.

- Заполняем таблицу.

Что обозначает имя существительное?

1

Предметы

+

2

Людей

+

3

Животных

+

4

Растения

+

5

Явления природы

+

6

События

+

7

Чувства и качества людей

+

- Посмотрите внимательно на свою таблицу.

- А все ли пункты мы исследовали?

- Верными ли оказались ваши предположения?

9. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

1)Самостоятельная работа с проверкой (по эталону).   (слайд 17)

Найдите среди записанных слов существительные и выпишите их в тетрадь:

Красный, осина, бегать, олень, улыбаться, весёлье, врач, юла.

(на слайде открываю шторки, дети проверяют себя)

Осина, олень, веселье, врач, юла.                         (слайд 18)

- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (олень)

- Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. (юла)                        - Докажите.

- Какие орфограммы встретились в словах?

10. Домашнее задание.    (слайд 19)

11. Итог урока. 

 - Какую часть речи мы сегодня исследовали?

( На доске записано: Имя существительное.  Кто? Что?)

- Что нового узнали?

- Послушайте сообщение, которое приготовила для  нас  ___________________________.

Имя Существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому это самая древняя часть речи. Имена существительные обозначают всё, что люди видят глазами, слышат ушами, ощущают носом, прикосновением. Имена существительные обозначают предметы, живые существа, явления природы, чувства: радость, горе, печаль. Всё о чём можно спросить: Кто это? или Что это? - это имена существительные.

12. Рефлексия.

- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? (слайд 20)

Цели урока:

1. Узнать, что обозначает имя существительное.

2. Научиться находить имена существительные в речи.

- Какие выводы можно сделать?

- Оцените свою работу на уроке . (слайд 21)

- Сегодня на уроке я ........ (Высказывания детей)

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

-  Обогревало ли вас наше солнышко? (слайд 22)

Наш урок подошел к концу

И умный вид вам всем к лицу,

Все вы милы и симпатичны

И отвечали все прилично.

(Поставить оценки за работу на уроке.)

- Урок окончен. (слайд 23)

- Поблагодарите гостей и выйдите на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

УМК: Школа РоссииЦель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу....

Русский язык. Тема урока "Имя существительное как часть речи"

Цели урока:дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существит...

Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...