Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilag.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».
Тип урока: урок открытия нового знания
ЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в речи
Формирование УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-воспринимать речь учителя (одноклассников),
-сравнивать разные точки зрения;
-считаться с мнением другого человека.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
-умение определять цель деятельности урока;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
-осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
-осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям;
-подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным;
Находить прилагательные в тексте;
Устанавливать связь между прилагательным и существительным;
Подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать аналогии.
Оборудование: учебник Русский язык 2 класс 2 часть В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,
Ход урока
I. Мотивация к познавательной деятельности.
Вы слышите - журчат ручьи.
Нас греют солнышка лучи.
И птицы скоро к нам вернутся
И звери все в лесу проснутся.
В саду соловушка вот - вот
Нам песню звонкую споет.
Природа пробуждается от сна
А в гости к нам торопится …(Весна)
Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы. Сегодня она заглянула и к нам.
II. Актуализация знаний.
Чистописание. Словарно- орфографическая работа.
- Какой звук мы слышим в начале слова весна?([ вˊ])
- Дайте звуку характеристику.(Согласный, мягкий, звонкий)
- Какой буквой обозначен на письме?( В)
- Поупражняемся в каллиграфическом написании её.
Вв Вв
- Запишите слова: весна, весенний, веснушки, веснянка. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Какие слова записали? (Однокоренные)
- Докажите. ( У них один корень, близки по смыслу)
- Выделите корень.
- Какая орфограмма присутствует во всех словах?
(Буква безударного гласного е)
- Проверьте правильность написания .
- Все ли слова вам понятны?
- Что такое веснушки, веснянка?
- Веснушки - рыжеватые пятнышки на коже, появляющиеся у некоторых людей весной.
- Веснянка - старинная обрядовая славянская песня, воспевающая приход весны. С веснянками мы будем знакомиться на уроке литературного чтения.
III. Самоопределение к деятельности.
-Запишем предложение
Наступили весенние деньки.
-Выделите основу предложения. Назовите части речи каждого слова. Весенние - затруднение.
-Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать (некоторые ученики могут назвать имя прилагательное.)
-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени
прилагательном.)
-А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока поставим?
(Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)
IV. Работа по теме урока.
1.- Прочитайте предложение:
Пробивается сквозь снежок росток.
- О чем идет речь в предложении?
- Почему разные мнения?
- Какие бы вы вставили слова в предложение, если речь идет о подснежнике? Удивительный, первый, нежный, бархатный.
Запишите предложение. Прочитайте.
- На какие вопросы отвечают слова?
- Что обозначают?
- Какой частью речи являются?
2.У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
- Какие имена прилагательные прозвучали в этом стихотворении?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные? (с именем существительным)
-Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать. Вывод: имя прилагательное употребляется при именах существительных
-Запишем некоторые словосочетания:
желтый шар, звонкий колокольчик, громкий звук
Физкультминутка
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
3.Работа с текстом.
-А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на доске (предлагается текст без имен прилагательных)
Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников.
- Какой это текст, ребята, веселый или грустный?
(грустный, неинтересный, скучный)
-Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, весёлым? Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.
Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
- Выпишите из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.
-Так зачем нам нужны прилагательные?
Вывод: Чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.
4.-Действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Давайте прочитаем текст А.Н. Толстого и посмотрим, как он с помощью имён прилагательных описывает красоту русского языка.
Учебник, стр. 86, упр. 149
-Ответьте на вопрос: С чем сравнивает автор яркость, меткость и певучесть
русского языка? (Яркость – с радугой, меткость – со стрелами, певучесть – с
песней колыбельной).
Выписать из текста прилагательные. Взаимопроверка
Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь ,но и уточняют её
5.- Откройте учебник на странице 87упр. 153
-Перед тем как вы будете читать загадки , давайте вспомним – что такое загадка.
- Где об этом мы можем узнать? (ответы детей) В словаре Ожегова наиболее точно сказано.
- Прочитайте внимательно загадки. Сначала сами, а потом понравившуюся загадку соседу.
Работа в паре ( выразительное чтение) Для осмысления прочитают два раза (один раз внутренняя речь, другой – внешняя речь) При повторном чтении своему товарищу будут стараться читать осмысленно, иначе не получится выразительного чтения.
- Назовите имена прилагательные в первой загадке. Какую роль они играют в этом стихотворении.
- Во второй загадке сделайте тоже самое. Какую роль играют прилагательные во второй загадке?
Дети: Называют цвета, признаки предмета
Вывод: имена прилагательные называют признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства
V. Итог урока.
- Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?
- Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?
- Понравился ли вам наш урок? Чем?
- А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка и презентация во 2 классе по теме "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи"
Представлена технологическая карта урока русского языка, презентация и дидактический материал к уроку....
Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения и обобщения материала....
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...
Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...
Урок русского языка по УМК «Планета Знаний» по теме: "Орфограмма. Общие значения частей речи"
Цель: - формирование образовательных компетенций у учащихся 2 класса в предметной области « Русский язык» по темам « Орфограмма», « Общие значения частей речи»...
Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)
Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...