Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели:
предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, активизировать словарный запас.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование для учителя: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» УМК «Школа России», ОАО «Издательство Просвещение». Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебное занятие
Урок русского языка
«Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи»
Автор: Дворцевая Светлана Михайловна
учитель начальных классов
Тема: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Цели:
предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, активизировать словарный запас.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование для учителя: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» УМК «Школа России», ОАО «Издательство Просвещение». Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Оборудование:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. -Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. - Давайте вспомним правила поведения на уроке. Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок. Мы тетрадки открываем И работать начинаем. Запишем число, классная работа. Мягкий знак – хитрый знак: Не произнести его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. -О какой букве я прочитала стихотворение? - Для чего в слово просится мягкий знак. (для обозначения мягкости согласного) - Вспомним, как пишется мягкий знак. - Пропишем его. - Поставьте точку под правильно написанной буквой. -Ребята, с чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.) | личностные: Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения; аргументированно отвечать познавательные: аналогия |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та, которая словами Как людьми населена Правит ими Государь По призванию… (Словарь) Словарь: медведь, морковь, сентябрь, учитель, октябрь, ноябрь. Взаимопроверка. - Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки? - Чем все слова похожи между собой? (в словах встречается мягкий знак) 2.Орфографическая минутка Исправьте ошибки Незнайки. Их 5.(слайд) Одна девочька ушла издома в лес. В лису она заблудилась и стала искать дарогу дамой. - Подчеркните орфограммы. (Один возле доски, класс проверяет. Уч-ся обмениваются тетрадками и проверяют работу друг друга) | регулятивные: уметь воспринимать задание; оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения |
Выявление места и причины затруднения
| На слайде слова: Завод, заводить, заводской, ученик, учить, юг, южный, встреча, встречный, встречать. -Прочитайте слова. Найдите среди них имена существительные. Докажите правильность выбора, используя специальные термины из прошлого урока. -Что общего у оставшихся слов? -Что могут обозначать имена существительные? -Поднимите руку. Кто не смог найти имена существительные? - Почему? Ты можешь обосновать (объяснить), почему ты не нашёл их? -Почему возникло это затруднение? - А хотите узнать больше об имени существительном? - С давних времен существует страна под названием «Части речи». Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Мы только начали знакомиться с одной из ее частей? А какой вы назовёте сами. (Имя существительное). | регулятивные: формирование умения определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя. познавательные: постановка, решение проблемы. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Построение проекта выхода из затруднения | - Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное.) На слайде: «Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.» - Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы) -Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.) - Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?) - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (находить имена существительные среди других частей речи) - Как вы будете открывать новое правило? (Сами.) | личностные: формирование умения проявлять интерес к новому содержанию познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Физкультминутка (двигательная) | регулятивная: волевая саморегуляция как способность к мобилизации энергии и сил. | |
Реализация построенного проекта | Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас,- Означено словами. - Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод: Имя существительное Очень удивительное. На вопросы Кто? и Что? Отвечать оно должно. (Слайд) упр.74 с. 44 (с комментированием) - Рассмотрите рисунки. - Назовите предметы. - Поставьте вопрос к каждому слову-названию предмета. - Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова? Докажите. -Ребята, вы получили (открыли) новое правило. А как проверить своё открытие? (Посмотреть в учебнике) -Откройте в учебнике страницу 45. Проверьте, читая про себя правило. -Прочитаем вслух хором. Какое дополнение нам нужно внести? -Запишите слова в 2 столбика: сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова, отвечающие на вопрос что? (Возле доски работают 2 человека. Уч-ся обмениваются тетрадками и проверяют работу друг друга) -Какая цель была перед нами? -Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.) -Что можете теперь делать? (находить имена существительные). Не смотря в учебник, вы можете сформулировать правило (что такое имя существительное). -Молодцы. А для чего нам нужно это правило? -Так какой следующий важный шагна уроке? (Учиться, применять правило) | познавательные: извлечение необходимой информации; подведение под понятие; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; контролировать действия в процессе выполнения задания; строить речевые высказывания в устной и письменной речи. регулятивные: формирование умения оценивать результат работы, писать по образцу; коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли; владеть монологической и диалогической речью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | упр.75 с.45 ( с комментированием) - Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению. (Возле доски работают 4 человека. Уч-ся обмениваются тетрадками и проверяют работу друг друга) -Ребята, а сейчас у нас блиц- опрос?
| |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Выпишите только имена существительные. Красный, ягода, месяц, зеленеет, бежит, ясный, город, Москва, хороший, красивый, ворона, щавель. Самооценка. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Какую часть речи вы научились распознавать? Всё ли вам было понятно? - Какое задание вам было интересно выполнять? -Какое задание вызвало затруднение? -Что вы расскажите дома родителям о сегодняшнем уроке? Оцените свою работу с помощью Светофора. - У кого было прекрасное настроение на уроке и кому было всё понятно – зелёный кружочек - Кто чем-то был недоволен на уроке - жёлтый - А у кого испортилось настроение на уроке - красный | познавательные: контроль и оценка процесса и результата действий (организовать оценивание учащихся собственной деятельности на уроке) коммуникативные: умение выражать свои мысли (организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния) |
Дом.задание: | с. 46 упр.78 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Конспект урока...
русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи
русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...