разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
УМК: Школа России
Цель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass_sergeeva_a.a.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
(урок русского языка во 2 классе)
Подготовила: Сергеева А.А.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 8.
УМК: Школа России
Цель: Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.
УУД:
Предметные:
Уметь отличать имена существительные от других частей речи
Знать значение имени существительного
Уметь ставить вопросы к именам существительным
Личностные: Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные: Уметь отличать имена существительные от других частей речи. Знать значение имени существительного. Уметь ставить вопросы к именам существительным.
Оборудование: учебник «Русский язык» автор В. П. Канакина, тетрадь с печатной основой по русскому языку, мультимедийная презентация, проектор, карточки заданий.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организа-ционный момент Актуализация знаний Постановка учебной задачи Закрепление знаний Итог урока. Рефлексия | Добрый день! Ну, а что это значит? Значит, день был по – доброму начат, Значит, день принесет и удачу, И здоровье, и радость нам всем. Сегодня у нас необычный урок – мы встречаем гостей. А гостей всегда встречают радостно, с угощением. Нашим угощением для гостей будет активная работа на уроке, быстрые и правильные ответы. Давайте откроем тетради, запишем дату, классная работа. Словарная работа. Ребята, мы с вами живём на Крайнем севере, и зима здесь длится очень долго. Но в календаре всего три зимних месяца. Давайте их вспомним. - Что это за слова с точки зрения русского языка? - Назовите орфограмму. - Запишем их в тетрадь. Обозначьте опасные места. - Какие гласные являются безударными в этих словах Минутка чистописания. - Пропишите эти буквы в тетради в следующем порядке. Ее, Яя, Ее, Яя Продолжаем работу. На ваших столах лежат таблицы с буквами. Я попрошу вас, отвечая на каждый вопрос обводить нужную букву в таблице. Если ответы будут правильные, мы сможем назвать тему урока. Выполняя это задание, мы будем путешествовать по городам и посёлкам нашего округа. (таблица в приложении 1) 1. Заглавная буква в слове Салехард (С). 2. Безударная гласная в слове Самбург (У). 3. Заглавная буква в названии озера Щучье (Щ). 4. Гласная буква, обозначающая мягкость согласного в слове Салехард (Е) 5. Заглавная буква в названии порта Сабетта (С) 6. Удвоенная согласная в этом же слове (обвести 1 раз) (Т) 7. Заглавная буква в названии протоки в г. Лабытнанги Выл-Посл (В) 8. Гласная буква, обозначающая мягкость согласного звука в слове Лабытнанги (И) 9. Глухой согласный звук в том же слове Лабытнанги (Т) 10. Ударный звук в слове Муравленко (Е) 11. Мягкий согласный звук в том же слове Муравленко (Л) 12. Буква, которая не обозначает звука в слове Ноябрьск (Ь) 13. Заглавная буква в том же слове Ноябрьск (Н) 14. Заглавная буква в названии реки Обь (О) 15. Безударная гласная в слове река (Е) Итак, тема нашего урока «Имя Существительное». На ваших листочках с обратной стороны нарисуйте гору. Эта гора – имя существительное. Как вы думаете, где на данный момент вы находитесь в освоении этой горы? Поставьте в этом месте точку. Сегодня преодолевая эту гору, мы должны будем преодолеть три трудных подъёма. А что это за подъёмы вы скоро узнаете. Послушайте стихотворение: Люблю я очень называть В грамматике предметы. И на вопросы отвечать, Ведь я сама - ответы! Вопросы эти - «что?» и «кто?» Без них не может жить никто! А кто на них даёт ответ, Тот называет вам предмет. - О какой части речи идёт речь? - На какие вопросы отвечает эта часть речи? Что она обозначает? - Кто знает эту часть речи? На экране - «Имя существительное». - Являются ли наши словарные слова именами существительным? Докажите. Работа по учебнику - на с. 44 упр.74 (в парах) Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. - К какой части речи относятся эти слова? 1 вариант: выписать слова, отвечающие на вопрос что? 2 вариант: выписать слова, отвечающие на вопрос кто? Взаимопроверка - Существительное - очень важная часть речи. Она называет всё, что находится вокруг нас. (Презентация) А чтобы узнать, что называет имя существительное, отправимся на экскурсию в тундру. (Презентация) На экране дополненное правило «Имя существительное» Физминутка У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, Ну, а если надоест. То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес. Скажите, когда мы проговаривали физминутку, мы называли существительные? Какие? Назовите их. - Как вы догадались, что это имена существительные? - Молодцы. Давайте ещё раз проверим ваше внимание. Послушайте отрывок из сказки А. С. Пушкина Сказка о царе Салтане. (24.52 время) - Слушайте и запоминайте имена существительные, записываем в тетрадь. Работа с Netbook по теме урока. Следующее задание (приём «фишбоун): Мы сегодня много говорили о севере. Какие основные отрасли промышленности у местного населения (рыболовство, оленеводство). Вот и мы сейчас должны будем собрать рыбку из частей. «Туловище» - тема нашего урока, «Плавники» - вопросы, «хвост» – значение. Работа по учебнику. С.44 упр.75. Рефлексия. Возвратимся к нашей горе. Отметьте, пожалуйста, сумели ли вы подвинуться ближе к вершине горы под названием «Имя существительное». Домашнее задание: с. 45, упр.76. | Записывают дату, классная работа Декабрь, январь, февраль Словарные слова Непроверяемая безударная гласная Записывают слова Е, Я, Е Прописывают буквы Заполняют таблицу Проверяют работу Существительное Отвечают на вопрос что? Существительные: Осанка, лопатки, носки, лисята, медведи, лес Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 11 Слайд 12, 13 Слайд 14 |
Приложение 1.
с | н | у | щ | г | е | з | с | т | р | в | б | и | д | т | е | ж | л | ь | н | э | о | ъ | е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Конспект урока...
Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".
Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...
Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....
Конспект открытого урока русского языка. Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.
Конспект открытого урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме " Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного." Данный мате...