План - конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
План - конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-ом классе
Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Цель: обобщить знания об имени прилагательном как части речи
задачи: закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных;
способствовать совершенствованию речевых умений и навыков;
воспитывать любовь к русскому языку;
включить в творческую деятельность.
Литература: Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык/ Авт.-сост. В.В. Волина – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998
Ход урока
I Организационный момент
- Вот звонок веселый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работать начинать.
II Постановка темы и цели
- Что нам делать предстоит?
Вот вопрос какой стоит.
Чтоб ответ вам получить
Надо эту задачу решить.
Узнайте для начала
О чем я прочитала?
- Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
( ответы детей)
Да, это замечательное-
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы с вами повторим
Все то, что нам известно и тест в конце решим…
III Повторение
1 работа в тетради
- Сейчас открыли все тетради
И записали дату в них.
Нет, стоп! Проверьте-ка сначала,
Как положили вы мне их.
Пряма ли спинка?
Чтоб ручка свой конец направила в плечо.
Поставьте ноги все на место.
Готовы. Пишем хорошо.
( запись даты)
2 работа со стихотворением
- Прослушайте стих,
Назовите поэта.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», учитель читает стихотворение)
Стихотворение внимательно читаем,
Сочетание существительных с прилагательными выбираем,
Вам их надо опять в тетрадь выписать.
(на фоне музыки дети выписывают словосочетания /7/)
- На какие две группы можно их разделить,
Ответ прошу обосновать,
Свою точку зрения доказать.
- Восхищаясь стихом Пушкина, Виссарион Белинский писал:
«И что же это за стих!.. все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обстоятельная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем богатство мелодии и гармонии языка и ритма…»
(текст записан на доске)
- Попробуйте из текста имена прилагательные убрать
И без них его прочитать.
(чтение текста)
- Что стало с ним?
(ответы детей)
- Для чего нужно в речи имена прилагательные употреблять?
(ответы детей)
- Трудно без него,
Если пропадет оно.
Ну, представьте себе это:
Как без признаков предмета?
3 работа с деформированным текстом.
- Такой увидел Землю Пушкин весною.
22 апреля – день Земли, нашей планеты.
Даю вам сейчас задание это:
Текст нужно списать,
Подходящие по смыслу имена прилагательные подобрать.
(запись на доске)
- На…… небе светило…… солнце. Его…. лучи играли на …… снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали …. порошком. Мы были очарованы красотой …. природы в …. день.
- Если раньше закончил работу,
Чтобы время зря не терять,
Падежи имен прилагательных можно указать
Или первое предложение по членам разобрать.
(проверка)
- Чей текст получился лучше?
- Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту их употреблять.
4 письмо по слуху
- А теперь повторим написание
Безударного окончания.
Что при этом надо знать,
Чтобы грамотно писать?
(ответы детей)
- Падеж надо указать,
Окончание выделять.
(работа у доски)
==О трескучих морозах, у глубокого озера, на крайнем севере, в ближнем лесу, под плакучей ивой, о любимой земле, хорошим делам.
5 самостоятельная работа
- Эту работу сделайте сами.
Карточки возьмите,
Все внимательно прочтите.
карточка
Допиши падежные окончания. Укажи падежи имен прилагательных во множественном числе.
Велика и прекрасна наша Родина! Ее границы проходят по высок… горн… хребтам, плоск… равнинам, песчан… пустыням, дремуч… лесам. Сколько у нас больш…рек, глубок… озер. Сколько син… морей, чудесн… лугов, плодородн…полей!
6 взаимопроверка
- Сравните свой результат
С работой соседа.
Исправьте ошибки, если нашли.
Не просто исправьте, а докажите,
Что он не прав, а правы вы.
IV Домашнее задание
- Попробуйте отгадать,
Кого пыталась я описать.
Огромный, темно-синий, толстокожий, хоботоносный, толстоногий….Стоп!..
Вы уже догадались?
(ответы детей)
- Теперь откроем дневники,
Запишем в них задание.
Дома загадку сочинить,
При этом только прилагательные употребить.
V Итог урока
- Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами
И их в тетради записать,
Чтоб я могла потом узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?..
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
VI Тестирование
- Как говорила я вначале,
Осталось тест нам написать.
Если работали усердно,
Тогда все справитесь на пять.
Уровень 1
1 Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
2
а) Имя прилагательное изменяется по числам и падежам
б) Имя прилагательное не изменяется по числам и падежам
3
а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством
б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением
4
а) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -о, -е.
б) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -ого, -его.
5 Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:
а) син… карандаш
б) у син… реки
в) свеж… карп
г) свеж… зеленью
6 Сделайте морфологический разбор всех имен прилагательных:
Тусклый закат багровым светом разлился на полнеба. (А. Толстой)
Уровень 2
1 Выберите верное утверждение:
а) Имена прилагательные относятся к одному из родов
б) Имена прилагательные изменяются по родам
2
а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным
б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом
3
У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ого, -его
У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ому, --ему
4
а) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания только –ой
Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания -ой,- ый, -ий
5 Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:
а) зимн… сон
б) зимн… погодой
в) вечерн… зарей
г) вечерн… звон
6 Сделайте морфологический разбор всех имен прилагательных:
На высокой сосне висят крупные шишки
Уровень 3
1 Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется
б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется
2
а) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже
б ) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные
3
а) В мужском роде не бывает окончания –ий, в женском роде не бывает окончания –ей
б) В мужском роде не бывает окончания –ей, в женском роде не бывает окончания –Ий
4
а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По числам они не изменяются.
Б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам и по числам
5 В каких из данных прилагательных в окончании пишется е:
а) худш…го
б) по син…му
в) чуж…го
г) ранн…м
д) о крайн…м
е) с зимн…й
6 Сделайте морфологический разбор всех имен прилагательных:
Опустели зимние квартиры в старом пне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Склонение имён прилагательных с твёрдой основой
Склонение имён прилагательных с твёрдой основой....
План-конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное"
План конспект урока русского языкапо теме Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ2 класспо программе«Планета знаний»...
План - конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"
план урока в начальной школе по теме "Имя прилагательное"...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»
Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; ...
План - конспект урока по русскому языку во 2 классе "Имя прилагательное"
Тип урока: изучение нового материалаВид урока: комбинированныйЦель урока: познакомить детей с понятиями «части речи», «имя прилагательное»ЗадачиПредметные·...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Качественные имена прилагательные».
Тема урока: «Качественные имена прилагательные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с качественными име...
- Мне нравится (1)