План - конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

План - конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-ом  классе

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цель:                 обобщить знания об имени прилагательном как части речи

задачи: закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных;

                      способствовать совершенствованию речевых умений и навыков;

                       воспитывать любовь к русскому языку;

                       включить в творческую деятельность.

Литература: Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык/ Авт.-сост. В.В. Волина – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998

Ход урока

I Организационный момент

  • Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать.

II Постановка темы и цели

  • Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо эту задачу решить.

Узнайте для начала

О чем я прочитала?

  • Определяю я предметы,

Они весьма со мной приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

( ответы детей)

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно и тест в конце решим…

III Повторение

1 работа в тетради

  • Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них.

Нет, стоп! Проверьте-ка сначала,

Как положили вы мне их.

Пряма ли спинка?

Чтоб ручка свой конец направила в плечо.

Поставьте ноги все на место.

Готовы. Пишем хорошо.

( запись даты)

2 работа со стихотворением

  • Прослушайте стих,

      Назовите поэта.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

      Летит из кельи восковой.

      Долины сохнут и пестреют;

      Стада шумят, и соловей

      Уж пел в безмолвии ночей.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», учитель читает стихотворение)

      Стихотворение внимательно читаем,

      Сочетание существительных с прилагательными выбираем,

       Вам их надо опять в тетрадь выписать.

(на фоне музыки дети выписывают словосочетания /7/)

  • На какие две группы можно их разделить,

            Ответ прошу обосновать,

            Свою точку зрения доказать.

  • Восхищаясь стихом Пушкина,  Виссарион Белинский писал:

«И что же это за стих!.. все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обстоятельная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем богатство мелодии и гармонии языка и ритма…»

(текст записан на доске)

  • Попробуйте из текста имена прилагательные убрать

И без них его прочитать.

(чтение текста)

  • Что стало с ним?

(ответы детей)

  • Для чего нужно в речи имена прилагательные употреблять?

(ответы детей)

  • Трудно без него,

Если пропадет оно.

Ну, представьте себе это:

Как без признаков предмета?

3 работа с деформированным текстом.

  • Такой увидел Землю Пушкин весною.

22 апреля – день Земли, нашей планеты.

Даю вам сейчас задание это:

Текст нужно списать,

Подходящие по смыслу имена прилагательные подобрать.

(запись на доске)

  • На…… небе светило…… солнце. Его…. лучи играли на …… снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали …. порошком. Мы были очарованы красотой …. природы в …. день.
  • Если раньше закончил работу,

Чтобы время зря не терять,

Падежи имен прилагательных можно указать

Или первое предложение по членам разобрать.

(проверка)

  • Чей текст получился лучше?
  • Чтобы все отличным стало,

 Разных признаков немало

 Будем всюду замечать

И к месту их употреблять.

4 письмо по слуху

  • А теперь повторим написание

Безударного окончания.

Что при этом надо знать,

 Чтобы грамотно писать?

(ответы детей)

  • Падеж надо указать,

Окончание выделять.

(работа у доски)

==О трескучих морозах, у глубокого озера, на крайнем севере, в ближнем лесу, под плакучей ивой, о любимой земле, хорошим делам.

5  самостоятельная работа

  • Эту работу сделайте сами.

Карточки возьмите,

Все внимательно прочтите.

карточка

Допиши падежные окончания. Укажи падежи имен прилагательных во множественном числе.

Велика и прекрасна наша Родина! Ее границы проходят по высок… горн… хребтам, плоск… равнинам, песчан… пустыням, дремуч… лесам. Сколько у нас больш…рек, глубок… озер. Сколько син… морей, чудесн… лугов, плодородн…полей!

6 взаимопроверка

  • Сравните свой результат

С работой соседа.

Исправьте ошибки, если нашли.

Не просто исправьте, а докажите,

Что он не прав, а правы вы.

IV Домашнее задание

  • Попробуйте отгадать,

Кого пыталась я описать.

Огромный, темно-синий, толстокожий, хоботоносный, толстоногий….Стоп!..

             Вы уже догадались?

(ответы детей)

  • Теперь откроем дневники,

       Запишем в них задание.

       Дома загадку сочинить,

       При этом только прилагательные употребить.

V Итог урока

  • Урок подходит уж к концу

И  требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

VI  Тестирование

  • Как говорила я вначале,

Осталось тест нам написать.

Если работали усердно,

Тогда все справитесь на пять.

Уровень 1

1 Выберите верное утверждение:

а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

2

а) Имя прилагательное изменяется по числам и падежам

б) Имя прилагательное не изменяется по числам и падежам

3

а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством

б) В предложении  имя прилагательное чаще всего бывает определением

 4

а) У имен прилагательных мужского и среднего рода  в родительном падеже окончания –  -о, -е.

б)  У имен прилагательных мужского и среднего рода  в родительном падеже окончания – -ого, -его.

5  Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:

а)  син… карандаш

б) у син… реки

в) свеж…  карп

г) свеж… зеленью

6 Сделайте морфологический разбор всех имен прилагательных:

Тусклый закат багровым светом разлился на полнеба. (А. Толстой)

Уровень 2

1 Выберите верное утверждение:

а) Имена прилагательные относятся к одному из родов

б) Имена прилагательные изменяются по родам

2

а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным

б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом

3

У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ого, -его

У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ому, --ему

4

а) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?,  имеют окончания только –ой

Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?,  имеют окончания -ой,- ый, -ий

5 Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:

а) зимн… сон

б) зимн… погодой

в) вечерн… зарей

г) вечерн… звон

6 Сделайте морфологический разбор всех имен прилагательных:

На высокой сосне висят крупные шишки

Уровень 3

1 Выберите верное утверждение:

а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется

б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется

2

а) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже

б ) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные

3

а) В мужском роде не бывает окончания –ий, в женском роде не бывает окончания –ей

б) В мужском роде не бывает окончания –ей, в женском роде не бывает окончания –Ий

4

а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По числам они не изменяются. 

Б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются  по падежам и по числам

5 В каких из данных прилагательных в окончании пишется е:

а) худш…го

б) по син…му

в) чуж…го

г) ранн…м

д) о крайн…м

е) с зимн…й

6 Сделайте морфологический разбор всех имен прилагательных:

Опустели зимние квартиры в старом пне.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное"

План конспект урока  русского языкапо теме  Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ2 класспо программе«Планета знаний»...

План - конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"

план урока в начальной школе по теме "Имя прилагательное"...

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; ...

План - конспект урока по русскому языку во 2 классе "Имя прилагательное"

Тип урока: изучение нового материалаВид урока: комбинированныйЦель урока: познакомить детей с понятиями «части речи», «имя прилагательное»ЗадачиПредметные·...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Качественные имена прилагательные».

Тема урока: «Качественные имена прилагательные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с качественными име...