План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; работа в парах, взаимопроверка.
Класс: 4-А
УМК: Школа России
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном
Задачи урока.
1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных.
2. Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе.
3. Развить познавательный интерес школьников, орфографическую зоркость; расширить словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: организовать деятельность учащихся по отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, уметь находить падеж имен прилагательных; научить учащихся логически рассуждать на тему; уметь определять роль прилагательных в образности речи; воспитать самостоятельность школьников, творческую активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»
Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; работа в парах, взаимопроверка.
Предмет: русский язык.
Учитель: Комарова Людмила Васильевна
Класс: 4-А
Школа: АНОО «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино»
УМК: Школа России
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном
Задачи урока.
1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных.
2. Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном чиле.
3. Развить познавательный интерес школьников, орфографическую зоркость; расширить словарный запас учащихся.
Учебное пособие: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2016.
Планируемые результаты: организовать деятельность учащихся по отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, уметь находить падеж имен прилагательных; научить учащихся логически рассуждать на тему; уметь определять роль прилагательных в образности речи; воспитать самостоятельность школьников, творческую активность.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы в парах, карточки для дифференцированной работы, словарь С.И. Ожегова, РТ.
Ход урока
- Организационный момент.
Цель: создание условий для осознанного вхождения обучающихся в учебную деятельность на уроке.
Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
- Психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности.
Цель: осуществляет психологический настрой обучающихся на уроке; учащиеся слушают, выполняют предлагаемые действия.
-Ребята, а что бы было, если бы в нашей речи не было прилагательных? (Речь стала неточной, бедной, некрасивой)
- Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цель: мотивировать обучающихся на повторение и обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное». Учитель предлагает обучающим самостоятельно определить тему урока, цели урока (используя подсказку).
-Каким вы хотели видеть урок? Кто больше подберет прилагательных к существительному «урок». (Незабываемым, необычным, Занимательным, волшебным, познавательным, интересным, веселым, содержательным).
-Кто догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Об именах прилагательных)
Что мы называем именем прилагательным? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)
- Учебно-развивающая деятельность.
Задача - включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.
-С именем прилагательным вы знакомы давно.
Назвать 4-е лишнее: светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький, белый, белизна, бел, белый-пребелый
Учитель: Итак, ребята, почему лишними оказались слова розоветь и белизна? Это не прилагательные.
- Как же вы узнали, что остальные слова - имена прилагательные?
- Назвать морфологические признаки прилагательного.
- Для чего необходимо знать морфологический признак? (Чтобы правильно писать прилагательные).
Словарный диктант.
Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской. Попутно повторяются сведения по словообразованию.
Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, жёлтенького цыплёнка, синицын хвостик, воздух свеж, медвежонок неуклюж, прибрежный камыш.
Цель этапа - выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.
Учитель: Какие правила позволили нам вспомнить диктант?
- Диагностика учебно-развивающей деятельности.
Цель: установить степень усвоения изучаемого материала по теме: «Имя прилагательное» (обобщение знаний)
Учитель предлагает составить таблицу обобщения знаний по изучающей теме (самостоятельная работа в группах). Работа в учебнике.
Выполняя задания, учащиеся, самостоятельно выполняют задания, работая по группам.
Делают выводы, обобщают изученный материал. Контролируют свой результат.
Актуализация знаний по предложенной теме.
Работа с текстом окончание прилагательных изменение по родам, числам, падежам самостоятельной работы с проверкой по эталону. Работа в РТ.
Физминутка
Объясним значение этих слов так:
грамотный - награжденный грамотой;
отчаянный - отказавшийся от чая;
невинный - кто не пьет вина.
Согласны ли вы с данным объяснением?
- Включение в систему знаний и повторение.
Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.
Цель - воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.
Работа с текстом. Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор имени прилагательного.
- Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?
- Почему нет?
- Зачем же они нужны в речи?
- В каком стиле употребляются?
- Как же называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)
- Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы. Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.
- Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)
- Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?
- Запишем 1 -е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
1-человек - синтаксический разбор у доски
2 человек - морфологический разбор прилагательного у доски.
Творческое задание. Развитие речи. Культурологический аспект урока.
Цель: обобщение материала по теме: “ Имя прилагательное”
Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И. Левитана "Март". (Пейзажи настроения).
Март... Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, "невольно улыбнувшись " приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом!
Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он "нежен и упруг". Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.
Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.
Вот и закончилась... зима. Март!... солнышко согрело ... берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал .... На крыше он уже подтаял и ... каплями скатывается вниз.
Мартовский воздух ... и ... . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске.)
Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Взаимопроверка. Выводы.
По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.
7. Рефлексия. Подведение урока.
Цель: организовать рефлексию и самооценки учениками своей деятельностью; взаимодействие с учителем, понимание его; осознанность того, что потрудились выполнять задания. И теперь можно подвести итог работы.
Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
-Прилагательное отвечает на вопросы кто? или что? - нет
- Прилагательное обозначает предмет? (нет)
-Можно ли определить род у прилагательных? (да)
-Прилагательные множественного числа бывают женского рода? (нет)
-Прилагательное изменяется по падежам? (да)
-Падеж прилагательного определяем по глаголу? (нет)
-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
-Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
Наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Вы молодцы! Урок окончен.
8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.
Цель: изучение материала в творческом варианте.
Постарайтесь описать зиму красочно, ярко, выразительно по плану:
1.Вступление.
2.Описание зимы: воздух; снег; мороз; деревья; птицы; погода.
3. Заключение.
Итог урока. Оценивание
Литература:
В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык, Е.А. Нефедова, О.В. Узорова
« Справочное пособие по русскому языку 4 класс», Е.А. Нефедова, О.В. Узорова « Тесты по русскому языку в начальной школе», журнал «Педагогическое творчество» №1 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".
На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....
Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация+раздаточный материал) по русскому языку 2 класс "Школа России" «Закрепление и обобщение знаний о глаголе»
Предмет: русский языкКласс: 2а...
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме " Слова с безударными гласными в корне слова. Обобщение"
План-конспект содержит технологическую карту....