План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Комарова Людмила Васильевна

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; работа в парах, взаимопроверка.

Класс: 4-А

УМК: Школа России

Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Задачи урока.

1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных.

2. Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

3. Развить познавательный интерес школьников, орфографическую зоркость;  расширить словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:  организовать деятельность учащихся по  отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, уметь  находить падеж имен прилагательных; научить учащихся логически рассуждать на тему; уметь  определять роль прилагательных в образности речи; воспитать самостоятельность школьников, творческую активность.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; работа в парах, взаимопроверка.

Предмет: русский язык.

Учитель: Комарова Людмила Васильевна

Класс: 4-А

Школа: АНОО «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино»

УМК: Школа России

Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Задачи урока. 

1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных.

2. Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном чиле.

3. Развить познавательный интерес школьников, орфографическую зоркость;  расширить словарный запас учащихся.

Учебное пособие: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2016.

Планируемые результаты:  организовать деятельность учащихся по  отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, уметь  находить падеж имен прилагательных; научить учащихся логически рассуждать на тему; уметь  определять роль прилагательных в образности речи; воспитать самостоятельность школьников, творческую активность.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для  работы в парах,  карточки  для дифференцированной работы, словарь С.И. Ожегова, РТ.

                                                                 Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: создание условий для осознанного вхождения обучающихся в учебную деятельность на уроке.

Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.

  1. Психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности.

Цель: осуществляет психологический настрой обучающихся на уроке; учащиеся слушают, выполняют предлагаемые действия.

-Ребята, а что бы было, если бы в нашей речи не было прилагательных? (Речь стала неточной, бедной, некрасивой)

  1. Мотивация к деятельности.  Постановка учебной задачи. 

Цель: мотивировать обучающихся на повторение и обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное». Учитель предлагает обучающим самостоятельно определить тему урока, цели урока (используя подсказку).

-Каким вы хотели видеть урок? Кто больше подберет прилагательных  к существительному «урок». (Незабываемым, необычным, Занимательным, волшебным, познавательным, интересным, веселым, содержательным).

-Кто догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Об именах прилагательных)

Что мы называем  именем  прилагательным? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

  1. Учебно-развивающая деятельность.

Задача - включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

-С именем прилагательным  вы знакомы давно.

Назвать 4-е лишнее:  светло-розовый, розоватый, розоветь,  розовенький, белый, белизна, бел, белый-пребелый

Учитель: Итак, ребята, почему лишними оказались слова розоветь и белизна? Это не прилагательные.

  1. Как же вы узнали, что остальные слова - имена прилагательные?
  2. Назвать морфологические признаки прилагательного.
  3. Для чего необходимо знать морфологический признак? (Чтобы правильно писать прилагательные).

Словарный диктант. 

Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской. Попутно повторяются сведения по словообразованию.

Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, жёлтенького цыплёнка, синицын хвостик, воздух свеж, медвежонок неуклюж, прибрежный камыш.

Цель этапа - выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.

Учитель: Какие правила позволили нам вспомнить диктант?

  1. Диагностика учебно-развивающей деятельности.

Цель: установить степень усвоения изучаемого материала по теме: «Имя прилагательное» (обобщение знаний)

Учитель предлагает составить таблицу обобщения знаний по изучающей теме (самостоятельная работа в группах). Работа в учебнике.

Выполняя задания, учащиеся, самостоятельно выполняют задания, работая по группам.

Делают выводы, обобщают изученный материал. Контролируют свой результат.

Актуализация знаний по предложенной теме.

Работа с текстом окончание прилагательных изменение по родам, числам, падежам самостоятельной работы с проверкой по эталону. Работа в РТ.

Физминутка

Объясним  значение этих слов так:

грамотный - награжденный грамотой;

отчаянный - отказавшийся от чая;

невинный - кто не пьет вина.

Согласны ли вы с данным объяснением?

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.

Цель - воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.

Работа с текстом. Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?
  2. Почему нет?
  3. Зачем же они нужны в речи?
  4. В каком стиле употребляются?
  5. Как же называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)
  6. Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы. Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.
  7. Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)
  8. Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?
  9. Запишем 1 -е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.

Белеет парус одинокий

 В тумане моря голубом.

            Что ищет он в стране далёкой,
          Что кинул он в краю родном?

1-человек - синтаксический разбор у доски

2 человек - морфологический разбор прилагательного у доски.


Творческое задание.  Развитие речи. Культурологический аспект урока.

Цель: обобщение материала по теме: “ Имя прилагательное”

Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И. Левитана "Март". (Пейзажи настроения).

Март... Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, "невольно улыбнувшись " приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом!

Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он "нежен и упруг". Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.

Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.

Вот и закончилась... зима. Март!... солнышко согрело ... берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал .... На крыше он уже подтаял и ... каплями скатывается вниз.

Мартовский воздух ... и ... . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске.)

 Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Взаимопроверка. Выводы.

По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.

7. Рефлексия. Подведение урока.

Цель: организовать рефлексию и самооценки учениками своей деятельностью; взаимодействие с учителем, понимание его; осознанность того, что потрудились выполнять задания. И теперь можно подвести итог работы.

Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

-Прилагательное отвечает на вопросы  кто? или что?  - нет

- Прилагательное обозначает предмет? (нет)

 -Можно ли определить род у прилагательных? (да)

  -Прилагательные множественного числа бывают женского рода? (нет)

  -Прилагательное  изменяется по падежам? (да)

  -Падеж прилагательного определяем по глаголу? (нет)

   -Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

  -Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Вы молодцы! Урок окончен.

8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.

Цель: изучение материала в творческом варианте.

Постарайтесь описать зиму красочно, ярко, выразительно по плану:

1.Вступление.

2.Описание зимы: воздух; снег; мороз; деревья; птицы; погода.

3. Заключение.

Итог урока. Оценивание

Литература:

В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык, Е.А. Нефедова, О.В. Узорова

« Справочное пособие по русскому языку 4 класс», Е.А. Нефедова, О.В. Узорова « Тесты по русскому языку в начальной школе», журнал «Педагогическое творчество» №1 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....