Конспект урока по русскому языку начальная школа. Тема: "Падежи. Именительный падеж"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, по теме: "Падежи. Именительный падеж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhi.imenitelnyy_padezh.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»

«Падежи.Начальная форма существительного.»

Выполнила студентка 30 группы

Отделения

Преподавание в начальных классах

Клочкова Дарья

Класс: ________

Заверил: ____________________________

Методист: ___________________________

Учитель: ____________________________

Оценка: _____________

Дата проведения: .2024 г.

Саратов 2024

Тема: «Падеж имен существительных»

Цель: Создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику; развитие умений различать падежи по совокупности их признаков, употреблять имена существительные в нужном падеже.

Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов; формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; развивать и совершенствовать речь учащихся.

Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.

Оборудование: Компьютер, учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Учитель: Здраствуйте ребята, повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь. Надеюсь такое же хорошее настроение сохраниться до конца урока. Проверьте ваши рабочие места, все ли у вас приготовлено к уроку? Открывайте тетрадь, записываете сегодняшнее число, классная работа.

Учитель: Посмотрите на слайд, что у нас здесь изображено? Зимний лес, правильно. Закройте глаза, шепотом произнесите «зима». Какие чувства вызвало у вас это слово? Наверное: мороз, снег… Запишите пожалуйста в тетрадь, какие ассоциации у вас вызвает зима.

Включается следующий слайд, на котором представлены слова: Дед Мороз, метель, Снегурочка, подарки, варежки, снегирь, заяц, стужа, шуба, сосна.

Учитель: Я тоже описала зиму,но использовала лишь одну часть речи – какую? Верно, существительное. На какие 2 группы можно разделить все имена существительные? (Одушевленные и неодушевленные). А это какой признак, постоянный или непостоянный? Верно, постоянный. Давайте посмотрим на эти слова и рспределим по этим двум группам. Еще на какие группы мы можем распределить эти слова? (Нарицательные и собственные). В чем их отличие? Есть ли здесь имена собственные? А на какие 3 группы можно распределить имя существительное? Молодцы, по родам. Назовите мне слова женского рода из этого списка. Каким способом еще можно разделить эти слова? По числам.

Учитель: Еще, существительные мы можем распределить по падежам, кто может назвать все падежи? Молодцы. Сейчас я вам прочитаю одну сказку, а вы скажете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Слушайте внимательно.

Сказка о падежах.

В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей-падежей. Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам. . . Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом – подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто? что? – Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь. – Кто? – Мама! – Что? – Пирожки! Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет. – Нет кого? – Мамы! – Нет чего? – Пирожков! Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего? Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему? – Рад кому? – Маме! – Рад чему? – Пирожкам! А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, маму – в том, что она недостаточно его любит ( хотя это и неправда ), а братьев – падежей – в том, что они разобрали самые хорошие вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились? – Виню кого? – Маму? – Виню что? – Пирожки? Давайте познакомимся со следующим братом – творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак.

– Доволен кем? – Мамой! – Доволен чем? – Пирожками! Его любимые вопросы – кем? чем? Слышите песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли. – Пою о ком? – О маме! – Пою о чем? – О пирожках? Его любимые.

Учитель: Про что мы сейчас послушали сказку? Про падежи, предлагаю вам выполнить еще одно задание. Я вам раздала карточки, где нужно вставить слово в правильном падеже, давайте попробуем выполнить это упражнение. Выполняем в парах.

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились. Давайте проведем физминутку.

Физминутка

Наши пальчики сплетём, соединим ладошки.

А потом, как только можем,

Крепко-накрепко сожмём.

Только уставать начнём.

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем.

Посильнее напряжём.

Учитель: Откройте учебники на странице 48, посмотрите на упражнение 358. Нам предлагают ознакомиться с шуткой. Первый ряд по строчке прочитают друг за другом. Кто понял смысл шутки? На чем она основана.

Учитель: Теперь давайте составим предложения правильно и запишем. Это стихотворение-шутка помогает запомнить нам глаголы 1 спряжения.

Я иду, пока вру.

Ты идешь, пока врешь.

Мы идем, пока врем.

Они идут, пока врут.

Учитель: Устно давайте продолжим эту шутку.

Он/она идет пока врет

Вы идете пока врете

Учитель: В следующем упражнении нам надо изменить форму существительного. Кто хочет прочитать первое предложение? Почему именно это слово? Записываем, кто записал поднимайте руку. (Аналогично с последующими предложениями). Какая орфограмма у нас появилась при раскрытии скобок?( Безударное окончание существительного),

Учитель: В задание под номером 360 нам нужно правильно подобрать падежный вопрос, всего их 6. Нужно выписать только словосочетания с различными формами слова кот и с вопросами. Выделенные слова помогут нам определиться с вопросом.

(кто?)кот (от кого?) от кота (к кому?) к коту (кого?)кота (с кем?) с котом (о ком?) о коте.

Учитель: А вы знали что существительное имеет свою начальную форму? Давайте прочитаем об этом в красной рамочке на страницах 49-50

Учитель: За то что мы правильно выполнили все задания, кот принес нам такую таблицу.

(Ученикам раздаются таблицы с шестью падежами и соответсвуюзими к ним вопросами). Вложите ее в тетрадь.

Рефлексия, итоги урока.

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Что мы сегодня проходили на уроке? Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте улыбающийся смайлик если все было понятно и урок понравился, если остались какие-то вопросы – грустный. Теперь поднимите их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных" (4 класс)

Конспект урока русского языка с учащимися 4 классаТема: дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательныхЗадачи:1)    научить правописанию безударных падежных око...

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: сформировать умения распознавать имена прилагательные множественного числа ...

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формиров...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Творительный падеж имён существительных.

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного            в форме творительного  падежа и развитию умения оп...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Изменение прилагательных по падежам».

В данном конспекте  материал на совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен  прилагательных в предлож...

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Родительный падеж" УМК "Перспетива"

Класс: 3УМК "Перспектива"Тема: "Родительный падеж"Цель урока: Познакомить с особенностями русского языка; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу; определять падеж ...