конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».
(Школа России)
Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формировать умение употреблять прилагательные множественного числа в речи.
Планируемые результаты:
ü Предметные: самостоятельно определять родительный и предложный падежи; уметь различать и находить прилагательные в тексте;
ü Личностные: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.
ü Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация, компьютер, учебник, доска, мел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus-yaz_4_klass_rod._predl._padezhi_imen_prilag_vo_mnozh_chisle.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».
(Школа России)
Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формировать умение употреблять прилагательные множественного числа в речи.
Планируемые результаты:
- Предметные: самостоятельно определять родительный и предложный падежи; уметь различать и находить прилагательные в тексте;
- Личностные: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.
- Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация, компьютер, учебник, доска, мел.
Этапы урока, методы и приемы | Время | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент Слово учителя. | 1 мин | Утром в школу мы бежим. На мороз мы не глядим. Под ногами снег скрипит, В небе солнышко блестит. На уроке тишина, А на улице…(зима). Здравствуйте, ребята! Сильно замерзли пока в школу шли? Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? У кого все готово, присаживайтесь на свои места, остальные готовятся. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. |
Мотивационный этап Словесный метод; Слово учителя | 1 мин | Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. | Слушают учителя | Личностные: мотивация к учебно-познавательной деятельности. |
Актуализация знаний Словесный метод; Слово учителя | 5 мин |
А про изменение прилагательных по числам я знаю маленькую историю про страуса. Кто такой страус? - Где живут страусы? Стихотворение «Маленький страус» из книги «Доброе утро, имя прилагательное» Татьяны Рик. Маленький страус из стран очень жарких Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке. Но его не обидели, честное слово, Добрые дяденьки рода мужского. Гулять выводили в любую погоду Добрые тетеньки женского рода. Страус письмо своей маме послал. «ДОБРЫЕ очень!..»- он в нем написал. Дивится мама страуса, в письмо такое глядя, Не знает, кто же добрые: тети или дяди. Как же мог бедный страус забыть: У прилагательных во множественном числе Род нельзя определить! Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого стихотворения, посмотрите на него еще раз. У прилагательных во множественном числе нет рода. Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя; Самостоятельная часть речи Признак предмета С сущ-м Приводят примеры Отвечают на вопросы Слушают учителя Делают вывод У прилагательных во множественном числе нет рода. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Познавательные: Осознание познавательной задачи. Коммуникативные: допуск возможности различных точек зрения, формулировка собственного мнения, |
Постановка учебной задачи М.: словесно-наглядный Метод практический прием: выполнение упражнения Формулирование учебной цели | 2 мин | Ребята, как склоняются имена прилагательные во множественном числе? Давайте просклоняем 2 словосочетания. Откройте свой тетрадочки, запишите число, классная работа (один ученик читает по слогам как записывается число). Ребята, 1 вариант склоняет веселые песни, 2 вариант яркие звезды. (И.п. (какие?) веселые песни, яркие звезды…) заканчиваем. Давайте по цепочке, сначала отвечает 1 вариант, а затем 2. (выслушиваем ответы). Что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания. Сформулируйте тему нашего урока. Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. Какую цель на урок мы поставим? научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа. Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь к концу урока мы ее добьемся. | Открывают тетради, записывают число один ученик читает по слогам как записывается число; склоняют имена прилагательные по вариантам. в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания. | Познавательные: Осознание познавательной задачи. Коммуникативные: допуск возможности различных точек зрения, формулировка собственного мнения, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Решение учебной задачи Словесный метод. Беседа Метод – словесный Работа с учебником Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия. Метод – словесно-наглядный. Метод словесный Прием беседа Работа с понятиями Прием: выполнение упражнения с комментированием Самостоятельная работа Метод: словесно - практический Прием: выполнение упражнения с комментированием Метод: словесно - практический Прием: выполнение упражнения с комментированием | 30 мин | Ребята, откройте учебники на странице 43. Прочитайте еще раз тему нашего урока. Найдите упр. 90. Давайте рассмотрим схемы. Мы с вами только, что выполняли задание и узнали, в каких падежах пишутся одинаковые окончания. Давайте повторим? В каких падежах? Правильно, в родительном и предложном. В каком еще падеже имена прилагательные имеют такие же окончания? молодцы! Ребята найдите упражнение 91. Прочитайте стихотворение. Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны: вьюжных зим серебряная пряжа, кружева зелёные весны. О чем это стихотворение? Что вы представили, читая стихотворение? Ребята, спишите текст. Списали? Теперь возьмите карандашики и укажите имена прилагательные в родит. Падеже. Назовите, какие прилагательные вы нашли? (ответы детей). Ребята, а почему они имеют разные окончания? Правильно потому, что в 1 случае оно в единственном числе, а во 2 уже во множественном. Какой вывод мы можем сделать? Имена прилагательные в ед.ч. и во мн.ч. имеют разные окончания. Это вам знакомо. Найдите ниже 2 слова, прочитайте их (один ученик читает всему классу по слогам) богатство, хозяйство. Теперь прочитайте с ударением. Ребята , что такое богатство как вы понимаете? Богатство – это, с одной стороны, большое количество всевозможных материальных благ у человека, которые способствуют комфортной жизни. С другой стороны, богатство – это духовный мир человека, его интеллектуальный капитал, разнообразие эмоций и различные положительные качества. Молодцы! А что такое хозяйство? В самом простом понимании под хозяйством подразумевается совокупность инструментов и приспособлений, посредством которых владелец обеспечивает свои потребности. Запишите эти два слова к себе в тетрадь, поставьте ударение, проверьте, правильно ли вы записали. Продолжим. Упражнение 92. Прочитайте предложения. Задание спишите и вставьте пропущенные буквы. Внимание! 1 вариант записывают 1 и 2 предложения, потому что они маленькие, и вставлять там немного, а 2 вариант записывают 3 предложение. Заканчиваем. Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите карандаши, проверьте по слайду. Отдайте тетради обратно. Еще раз пробегите глазками, правильно ли вы выполнили. Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно? Молодцы присаживайтесь. Ребята, какое предложение вам показалось более красивым? Что в нем привлекло ваше внимание? Укажите падеж имен прилагательных , выделите их окончания. Кто желает ответить? (слушаем ответы). Ребята, у кого-то есть по-другому? Если нет, то вы выполнили правильно. Ребята, найдите упражнение 94. Прочитайте задание. Прочитали? В чем сходство имен прилагательных и имен существительных в данных словосочетаниях? Спишите каждое словосочетание, а рядом с ним запишите это же словосочетание в предложном падеже. Посмотрите на образец ниже. Выполняем первый столбик все вместе, на доске. Есть желающие? Начнем со второго словосочетания. Зимних ботинок – о зимних ботинках, свободных мест – о свободных местах, чистых кастрюль – о чистых кастрюлях, теплых пальто – о теплых пальто. Ребята, не забываем подчеркивать пропущенные орфограммы. Теперь второй столбик выполните самостоятельно. Заканчиваем, проверяем. (по цепочке…) кто выполнил все правильно? Молодцы! Кто допустил ошибку в 1 словосочетании? Во 2? В 3? В 4? В 5? ( если ошибки, то объясняем, как правильно сделать). Ребята, ниже слова. Прочитайте их с ударение, по слогам и запишите к себе в тетрадь. Ребята запомните, как пишутся эти слова. А теперь устно выполним задание со слайда. Исправь ошибки в окончаниях имён прилагательных, укажи падеж, число, род. У дома растут молодыи ( ) берёзки. На их веточках качаются озорныи ( ) воробьи. Весёлыи ( ) песни радуют маленькех( ) детей. Дружныи ( ) ребята строят большыи ( ) крепости. Скоро начнутся снежныи () дни. Выполняем по цепочке. Молодцы! И вот последнее задание, тоже выполним устно Дополнить текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Выделить их окончания, указать падеж, число, род прилагательных. Зимой. Пришла ___________зима. Она завалила всё ______________________ снегом. Наступили ______________ ночи. Луна ярко освещала_____________ поляну. Звёздочки зажглись на ____________ небе. Они осветили лес ______ светом. На охоту вылетела _____________ сова. Совята остались ждать ___________ маму. Молодцы! | Открывают учебники. Рассматривают схемы; в родительном и предложном. Читают стихотворение Это стих-е о природе; Списывают текст; Проверяют;
в 1 случае оно в единственном числе, а во 2 уже во множественном. Богатство – это большое количество всевозможных материальных благ под хозяйством подразумевается совокупность инструментов и приспособлений записывают слова в тетрадь выполняют задание по вариантам проверяют встает, кто не допустил ошибки отвечают на вопросы читают задание выполняют упражнение на доске, по цепочке 2 столбик выполняют самостоятельно. Проверяют Читают словарные слова, переписывают их в тетрадь. Устно исправляют ошибки в тексте со слайда Дополняют текст прилагательными по смыслу | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, договариваться и приходить к общему решению совместными действиями, правильно выражать свои мысли в речи. |
Рефлексия Словесный метод. Слово учителя. | 1 мин | Вы все хорошо поработали и справились со всеми заданиями. А теперь те, кто считает, что сегодня поработал лучше всех и доволен своими результатами – улыбнется широко-широко. Класс просто сияет улыбками. А это значит, что сегодня все потрудились на славу. | Оценивают своё внутреннее состояние. улыбаются | Личностные: самооценка. |
Итог урока Словесный метод. Беседа; Слово учителя. | 2 мин | Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока? Добились ли мы этой цели? Что на уроке было для вас новым? - Чему научились? - Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа? Откройте дневники, запишите Д/З упражнение 93. Ребята, урок закончен. | Обобщают пройденное на уроке. Записывают Д/З | Познавательные: делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участие в подведении итогов урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс. «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа».
Тема урока: «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: сформировать умения распознавать имена прилагательные множественного числа ...
Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока в 4 классе «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»
Предмет: Русский языкТема урока: «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»УМК «Школа России»Тема: «Родительный и Предложный падежи имён п...
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числаТип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)Цель урока: Создать условия для...
Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»...
Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа
урок изучения нового материала...