Конспекты уроков по русскому языку, начальная школа
план-конспект урока по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Натхина Ольга Дмитриевна

Здесь Вы можете воспользоваться конспектами уроков русского языка. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

№ п/п

Этап урока,

 Цель этапа

Время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1.

Организационный   момент

Цель: подготовка

учащихся к работе

на уроке

(1-2 мин.)

- Здравствуйте, ребята!

- Подготовка к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные: положительный настрой к учению, умение слушать.

2

Минутка чистописания 

(4-5 мин.)

-Откройте тетрадь запишите число, классная работа.

- На минутку чистописания приглашаем букву «О».
- Записать слоги ОС СО столько раз, сколько услышите хлопков. 

Посмотрите в окно. Какое время года? 

Запишем это слово: ос_нь.

- Какую букву вставим? Как проверить? 

Запись с комментированием.

Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

- Запишите предложение, подчеркнём безударную гласную в корне слова, обозначьте ударение в словах и найдите главные члены предложения.

емнадцатое октября.

Классная работа.

- Слушают

-Осень

-е. Осенний

- Заглянула осень на лесную полянку.

Личностные:

смыслообразование.

Регулятивные: 

целеполагание.

3

Актуализация

Знаний.

Цель: актуализация изученного;

мотивация к пробному учебному действию

 (  7-8 мин.)

- При помощи чего люди общаются друг с другом? 

- Какая бывает речь? 

- Из чего состоит наша речь? 

- Одинаковое ли значение имеют слова? 

- Молодцы!

- Представьте, что распахнулось окно и ветром задуло осенние листья. Листья необычные на них написаны слова. Эти слова нужно распределить по частям речи. (для помощи откройте стр.68)

Прелестный, пробегал, беседка, дремал, капустный, честный, один,  сторож, они, десятый, проездной, меня, летишь, жираф, я, сковородка, грустный, берёзка, пятерка, опередить, ты.

- При помощи языка, речи

- Устная и письменная

- Из слов

- Нет.  Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – действие предмета.

- 1 столбик (имя сущ.)-беседка, сторож, жираф, сковородка, березка.

2 столбик (имя прил.)-прелестный,  капустный, честный, проездной, грустный.

3 столбик (гл.)- пробегал, дремал, летишь, определить.

4 столбик (мест.)- они, меня, я, ты

5 столбик (имя числ.) – один, десятый, пятерка.

 Познавательные:    

-анализировать и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий.

-находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника.

Коммуникативные:

излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

4

Самоопределение к деятельности

Цель: Подготовка учащихся к активной совместной деятельности и осуществлению целеполагания.

( 3-4 мин.)

- Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

- Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как это сделать?

 - Но если мы положим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок?

- Да, порядка не будет, потому что молоко это существительное, а смеяться- глагол; по- предлог, восемь- имя числительное.

 Ребята, сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её.

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем …

- Давайте сформулируем тему

урока.

-Много

-Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.

-Нет

-(части речи).

- Части речи. Морфологические признаки частей речи. 

Регулятивные:

 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.

Познавательные:

Анализировать и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий;

5

Работа по теме урока.

Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах.

( 8-9 мин)

Работа по учебнику

- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 67.

- На какие две группы можно разделить части речи? 

- Перечислите самостоятельные части речи.

- Перечислите служебные части речи.

-Почему эти части речи называются служебными? 

-Рассмотрите схему. Давайте ее допишем.

Упр. 111 (с. 67).

-Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку. 

- Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова — к самостоятельным или служебным.

-Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.

- Найдите и подчеркните служебные слова.

-Прочитайте предложения без служебных слов. Все понятно?

-Какова роль служебных слов в предложениях?

- На самостоятельные и служебные

- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

- Предлог, союзы, частицы

-Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании

чр.png

-«Сказка о рыбаке и рыбке».

- к самостоятельным

-Делают упражнение

- Со, у, в, и

-нет

-служат для связи слов в предложении и словосочетании

Коммуникативные:

использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

Личностные:

пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.

Физминутка

(1-2 мин)

Части речи назовём ,

и немножко отдохнём.

-Называть части речи будем движениями:

= существительные – тянемся руки вверх (это самые первые слова в жизни человечества)

= прилагательные – руки в стороны ( эти слова украшают и уточняют нашу речь)

= глаголы – приседаем ( показываем действие)

письмо, письменный, писать,

гибкость, гибкий, загибать,

рисовать, рисунок, яркий,

пробежать, пробежка, жаркий.

-Делают

 (  10 мин)

Упр. 112 (с. 67).

-Прочитайте загадку.

Давайте дополним загадку подходящими по смыслу предлогами и союзами.

-Спишите и запишите отгадку к загадке

Какую роль предлоги и союзы играют в предложении? К какой группе частей речи относятся?

- Найдите в предложениях числительные.

- Объясните написание слов двенадцать, четырнадцать.

Запишите слово двенадцать, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Назовите орфограммы в слове-отгадке.

Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова дуб. 

Упр. 113 (с. 68). 

На какие вопросы может отвечать имя существительное?

Как изменяются имена существительные? 

Какие постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? 

Какая часть речи связана с именем существительным? 

- На какие вопросы может отвечать имя прилагательное?

- На какие вопросы может отвечать глагол?

Как изменяются глаголы? 

Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение?

- Выполните письменное задание к упражнению.

 

-На, в, по, у, по, и.

- служат для связи слов в предложении и словосочетании. служебные

-Двенадцать, четыре, четырнадцать, семь

-Двенадцать

- Календарь

Ду́б [дуп]- слово из 1 слога

д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
у — [у] — гласный, ударный
б — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный

3 б. 3 зв.

- Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? О ком? О чем? Кем? Чем?

- По числам, падежам.

- Род, склонение, могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными, собственными или нарицательными.

-Имя прилагательное.

- Какой? Какое? Какая? Какие?

- Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делаю? Что буду делать? Что сделает?

-По числам, временам.

6.

Рефлексия

Цель: Установить усвоили или нет учащиеся материал.

( 2-3  мин.)

- Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Говорит попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

- Попугай, попугай, попугай!

(Коллективная проверка.)

-

Говорит(гл.), попугаю(сущ.), я(мест.), попугаю(гл.), в(предлог), ответ(сущ.).

Коммуникативные:

находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и других источниках;

Познавательные:

находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника.

7

Итог. Домашнее задание.

Цель: Повторение пройдённого на уроке. Самооценка своей учебной деятельности.

(2-3  мин.)

- На какие две большие группы можно разделить части речи?

- Какую роль играют в языке служебные части речи?"

- Приведите примеры самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки.

- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

- Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Упр. 114 (с. 68).

- Самостоятельные, служебные.

-Служат для связи слов в предложении и словосочетании

Коммуникативные:

 Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;



Предварительный просмотр:

Схема технологической карты урока

Класс: 1

Образовательная программа: Школа России

Тема: «Строчная и заглавная буквы Р.р».

Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования умений писать заглавную и строчную буквы Р,р; слоги, слова и предложения с буквами Р,р.

Задачи урока:

1) Учить писать заглавную и строчную буквы Р, р; слоги, слова и предложения с буквами Р. р,

2) Развивать навыки письма, умение писать заглавную букву Р в именах собственных; списывать предложения с предложенного образца, соблюдая границы; речь, воображение обучающихся.

3) Воспитывать аккуратность при письме.

Планируемые результаты ( формируемые УУД):

• познавательные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, синтезировать, устанавливать аналогии, извлекать информацию из схем и проверять её; развивать зрительные каналы восприятия.

• коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач; умение работать в паре и в группе.

• регулятивные: формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать организацию учебной деятельности; делать выводы и обобщения.

• личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; развивать доброжелательность по отношению к окружающим.

Ресурсы урока: прописи, лента букв, ИКТ, разрезные элементы буквы, материал для конструирования буквы

№ п/п

Этап урока,

 Цель этапа

Время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1.

Организацион

ный   момент

Цель: подготовка

учащихся к работе

на уроке

(1-2 мин.)

(Первый раз читаю я, потом все вместе)

Мы – школьники прилежные,

Послушны и дружны.

Мы знаем: нашей школе лентяи не нужны!

 Прочь с дороги, наша лень,

 Не мешай учиться,

 Не мешай трудиться!

А теперь давайте все вместе прогоним нашу лень! (проговорить ещё раз хором)

Приветствуют учителя.

(Повторяют хором)

Мы – школьники прилежные,

Послушны и дружны.

Мы знаем: нашей школе лентяи не нужны!

 Прочь с дороги, наша лень,

 Не мешай учиться,

 Не мешай трудиться!

Л: формировать положительное отношение к учебе, учебной деятельности.

Р: формировать положительный настрой на урок, создавать благоприятной атмосферы на уроке

2

Пальчиковая разминка

(5 мин.)

Цель: подготовка руки к письму у младших школьников;

— тренировка внимания;

— координация движений;

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак) – 2 раза.

Повторяют за учителем.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3

Целеполагание  мотивация учащихся.        Целеполагание и мотивация учащихся

(5-7 мин.)

-Сегодня к нам в гости пришел робот Рома. А почему именно РОБОТ сегодня пришел к нам урок? С какой буквы начинается слово?

Где стоит эта буква в слове?

Какой звук она обозначает в этом слове? Робот предлагает вам разгадать загадки, а в отгадках тоже спряталась буква «Р».  

Слушайте первую загадку:

Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь - он молчок,

Но стоит ручки повертеть,

Он станет говорить и петь.

Где стоит эта буква в слове?

Какой звук она обозначает в этом слове?

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Где стоит буквар в слове?

Какой звук она обозначает в этом слове?

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют.

(Рябина)

Где стоит буквар в слове? (в начале) Какой звук она обозначает в этом слове?

Итак, какую букву мыразбирали во всех словах-отгадках? ( с буквы «Р») Ну тогда расскажите роботу, какую букву мы сегодня будем учиться писать.

Сегодня на уроке мы частично научимся писать заглавную букву, вы узнаете сколько в ней элементов, с какими буквами она похожа.

-слово начинается с «Р»

(в начале)

( согласный, твёрдый, парный, сонорный)

-Радио

-Вначале

-согласный, твердый, парный, сонорный

-в конце

- согласный, мягкий, парный, сонорный)

-Рябина

-В начале

-(согласный, мягкий, сонорный, парный)

(букву «Р»)

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: общение и взаимодействие

П: осуществлять операции для решения учебных задач.

К: отвечать на вопросы.

4

Самоопределение к деятельности

Цель: Подготовка учащихся к активной совместной деятельности и осуществлению целеполагания.

(5 мин.)

Расскажите роботу, где в ленте букв находится эта буква «Р», кто буквы соседи, вместе с какими буквами она в одной группе? («Н», «М», «Л»)

– 1 ученик к доске. Какие два звука она обозначает? ([р], [р’]

-По каким признакам вы определяете, что они согласные?

-Как образуется эта преграда?                  -Произнесите и понаблюдайте за работой своего язычка.

-Сегодня мы с вами научимся писать заглавную и строчную букву Р.

-Кто скажет для чего нам нужна заглавная буква?

А сейчас давайте откроем в прописи страницу 27. (поговорить о изображенном роботе)

Отвечаю на вопросы.

Один ученик выходит к доске.

-при их произнесении воздух встречает преграду.

-кончик язычка поднимается вверх и от струи воздуха дрожит и получается такой дрожащий звук.

-Чтобы писать фамилия, имена, клички животных, города, в начале предложения.

Открывают прописи, говорят об изображении.

-На изображении робот Рома

К:ставят цель,

согласовывают тему урока,

выбирают способ,

строят план достижения цели;

определяют средства, ресурсы и сроки.

Л: -самоопределение;

– смыслообразование.

5

Работа по теме урока.

Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах.

(10 мин)

Физминутка

1. Графический анализ

Сравниваем печатную и письменную заглавные буквы Р.

Чем они похожи? (по высоте, обе заглавные, количество элементов)

Чем они отличаются? (в печатной – прямые линии, в письменной -  с закруглением)  

Сколько элементов в заглавной букве Р? Как они называются? (длинная прямая линия с закруглением внизу влево, полуовал) – элементы на доску (разрезные элементы)

2. Конструирование буквы учащимися (работа в парах)

1 элемент – сверху вниз длинная прямая линия с закруглением внизу

2 элемент – как буква «С», полуовал, это шапка нашей буквы

Обведите эти два элемента вверху в прописи. Возьмите в руки простой карандаш и обведите элементы букв, которые указаны вверху страницы (1 – сверху вниз, закругляя книзу; 2 – слева направо, закругляя, чтобы получался полуовал).

3. Рисование узора

Рассмотрите узор в широкой строке – на что он похож? (на гриб). А чем он похож на букву «Р»? (похожа шляпка). У грибочка, как и в букве шляпку будете обводить слева направо, как показывает стрелка. Обведите.

4. Письмо элементов букв

( первая строка)

А сейчас элементы буквы поучимся писать в разлиновке. Найдите первую строчку у себя в прописи. Посмотрите откуда начинаем писать первый элемент (чуть ниже пунктирной линии – середины межстрочного пространства). А верхний элемент пойдёт по пунктирной линии – слева направо, как шляпку у грибочка рисовали. Тетрадь кладём правильно – под уголком. Обведите образцы и допишите эту строчку до конца, располагая эти элементы на одинаковом расстоянии друг от друга.

5. Письмо буквы

а) объяснение и показ учителя

Начинаем чуть ниже пунктирной линии – середины межстрочного пространства, ведём на себя вниз длинную прямую линию, как в букве «Т», «У» и чуть не доводя до нижней линии закругляем влево. А верхний элемент пойдёт по пунктирной линии – слева направо.

б) анализ типичных ошибок

__________________________________________________________________________

в) письмо учащихся

- одинаковое расстояние между буквами;

-  следите за размером элементов;

-  не выходите за линию;

Посадка! Тетрадь!

г) самоанализ

Подчеркнуть самую красивую и правильную, которая похожа на образец.

2 строчка – на оценку ( «5»)

Только в лес мы вошли, появились комары.

Руки вверх, хлопок над головой,

Руки вниз, хлопок другой.

Снова дальше мы идем, перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два, позади уже вода.

Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко...

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим - на носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле - очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке.

И закончилась игра, за работу нам пора.

Анализируют написание буквы

Работа в парах

Учатся писать букву

Рисуют узор

Пишут элементы букв, первую строчку.

Слушают учителя и повторяют за ним.

Р:  выполнять физические упражнения по порядку

П: осуществлять операции для решения учебных задач.

К: отвечать на вопросы.

6

Закрепление.

Цель: Установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержанием новых понятий, закономерностей.

(5-7 мин.)

Посмотрите на третью строчку? Что изменилось?

Допишите самостоятельно букву Р до конца строки.

Пишу первый элемент:

ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки.

Пишу второй элемент:

Чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал.

А давайте с вами будем отгадывать загадки, за активную работу на уроке, а также за аккуратность  в тетради вы будете получать от меня наклейки.

На лугу и в поле

Мы его встречаем,

Лепесточки белые

Мы на нём считаем.

Сердцевинка жёлтая

У цветка того,

Будто крошка-солнышко

Забралось в него. (Ромашка)

-Где в слове стоит буква р, какой звук она обозначает? Дайте характеристику звуку

Пешеходам объясняет,

Как дорогу перейти.

Он сигналы зажигает,

Помогая нам в пути. (Светофор)

-А где находится буква «р» в этом слове?

-Предлагаю одному ребенку дать характеристику звука

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой.

Догадались ли, ребята,

Кто следит за чистотой? (Дворник)

-Где находится в этом слове буква «р»?

-Дайте характеристику звуку

Летом бежит,

зимой спит,

Весна настала –

 опять побежала. (Река)

-А где в этом слове находится буква «р»

-Дайте характеристику звуку

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками.

 Друг походный за спиною

На ремнях с застежками. (Рюкзак)

-Где в этом слове находится буква «Р»

-Дайте характеристику звуку

А что вы видите на следующей строчке?

Какие слоги вы видите?

Какое соединение с буквой а?

Посмотрите, как правильно писать слог Ра.

Сначала пишу заглавную, прописную букву Р. Первый элемент:

ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки.

Второй элемент:

Чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. Затем соединяем заглавную прописную букву Р с буквой а, с помощью нижнего соединения.

А теперь пропишите этот слог самостоятельно.

Пропишем в воздухе.

Далее слог Ру. Какое соединение?

Посмотрите, как писать его правильно. Сначала пишу заглавную прописную букву Р.

Первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки.

Второй элемент: чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. Затем соединяем заглавную букву Р с буквой у, с помощью верхнего соединения. Теперь пропишите самостоятельно.

Письмо в воздухе

Следующий слог Ры. Какой способ соединения?

Посмотрите, как правильно писать. Пишу букву Р.  

Первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки.

Второй элемент: чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. А затем соединяем с буквой ы, с помощью верхнего соединения. Пропишите самостоятельно, затем в воздухе.

Следующий слог Ро. Какое соединение? Посмотрите, как правильно писать. Пишу букву Р.  

Первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки.

Второй элемент: чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. Далее соединяем с буквой о, с помощью нижнего соединения.

Самостоятельно пишем. Пишем в воздухе.

А что еще написано на этой строке?

Какое?

А почему оно написано с большой буквы?

А сколько слогов в этом слове?

Почему?

Какой способ соединения в первом слоге?

а во втором слоге

А каким способом соединяются между собой?

Посмотрите, как правильно писать. Пишу букву Р.  

Первый элемент: ставлю точку на вспомогательную линию, пишу длинную наклонную прямую и закругляю ее влево, касаясь нижней линии рабочей строки.

Второй элемент: чуть выше верхней рабочей строки, пишем вправо горизонтальный изогнутый полуовал. Далее, соединяю нижним способом с буквой о, потом с буквой м и с буквой а. Затем пишем самостоятельно. Далее в воздухе.

Давайте пропишем в воздухе это слово.

Дописывают самостоятельно

Отгадывают загадки.

Буква стоит в начале слова, звук (р) – согласный, твердый, парный, сонорный.

В конце

Согласный, твердый, парный , сонорный

В середине слова

-Согласный, твердый, парный, сонорный.

-вначале

-Согласный, мягкий, парный, сонорный.

-вначале

Согласный, мягкий, парный, сонорный

слоги.

«ра»  «ру»  «ры»  

(нижнее)

Смотрят правильное написание

Прописывают букву

Верхнее

верхнее.

Нижнее.

 слово

Рома

 это имя

2

потому что две гласные

нижний

нижний

 нижний способ соединения

Прописывают букву в воздухе

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров

Р:выполненять физические упражнения по порядку

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата

Л: заинтересовывать и включать детей в работу.

К: отвечать на вопросы.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата

Л: заинтересовывать и включать детей в работу.

К: отвечать на вопросы

7

Итог. Рефлексия. Домашнее задание.

Цель: Повторение пройдённого на уроке. Самооценка своей учебной деятельности.

(5 мин.)

Дома потренируйтесь в написании изученной буквы, слогов и слов.

-Какую букву мы сегодня с вами на уроке научились писать?

-Из каких элементов она состоит?

-Какой звук она обозначает?

-В каких словах мы пишем прописную букву?

-В каких словах мы пишем заглавную букву?

-Почему?

Над чем еще нужно поработать?

Слушать домашнее задание

Подводить итог

Самооценка работы на уроке

-Мы познакомились с буквой «Р»

-Она состоит из двух элементов

1-ый элемент : длинная наклонная линия с гакруглением внизу в лево

2-ой элемент: полуовал (шапка)

-Она обозначает звук «р»

В словах называющих или обозначающий предмет одушевленный или не одушевленный, действие например :  в слове ребенок, рыбак и т.д.

-В именах собственных, например: Рома

Или в названиях городов: Ростов

-Потому что имена собственные пишутся с большой буквы

-Над написанием буквы

П: осуществлять операции для решения учебных задач.

К: отвечать на вопросы



Предварительный просмотр:

Схема технологической карты урока

Класс: 3 «В»

Образовательная программа:Школа России

Тема: «Корень слова.Что такое корень слова?»

Тип урока:открытие новых знаний

Планируемые предметные результаты:

Цель:научиться находить корень в слове

1. Образовательная:ознакомить  с  понятием  «корень»;  содействовать формированию  умения  находить  корень  слова,  подбирать  однокоренные слова,  группировать  однокоренные  слова  по  отличительным  признакам; познакомить  с  новым  словарным  словом,  активизировать  его  в  устной  и письменной речи учащихся.;

2. Развивающая:учить принятию различных точек зрения других людей; формировать  умение  задавать  вопросы,  контролировать  свои  действия  и действия партнера, вносить коррективы;

3. Воспитательная:формировать  положительное  отношение  к  уроку русского  языка,  к  школе;  мотивировать  к  самопознанию;  развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:

- учиться добывать информацию;

- осуществлять сравнение и классификацию;

- строить логическое рассуждение, включающие причинно-следственные связи;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;  

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- осуществлять итоговый контроль по результату;

Коммуникативные:

- работать в парах;

- выслушивать разные точки зрения;

- аргументировать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Планируемые личностные результаты:

  1. Проявлять интерес к русскому языку;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический

Используемые ресурсы: учебникКанакиной В. П., Горецкого В.Г. «Русский язык» 3 класс, ТСО

Этап урока, цель этапа, время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1

Организационный момент

Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке, мотивация учебной деятельности.

(1 мин)

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Внимательно осмотрите свои рабочие места и проверьте готовность к уроку.

Звучит звонок на урок, дети поднимаются, приветствуют учителя. Садятся на свои места, проверяют рабочие места.

Регулятивные:

-организация своего рабочего места, своей деятельности.

2

Актуализация знаний. Цель: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

(10 мин)

Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. Записали, положили ручки.

1.Внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, на буквенное поле.

К Н О Р Ы Ч М И Ю

Й Ц В К А П Р Л Б

Г Ш У Ы Ч Т К Э Я

З Х Ф Ъ О Д Ж К Е

В каждой строчке присутствует та буква, которую мы будем писать. Эта буква повторяется только один раз. Посмотрите внимательно.

Мы будем писать букву К, звук [к].

Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

Пропишите строчку до конца.

-Дайте характеристику этому звуку. Найдите пару этому звуку, это звук [ г].

-Хорошо, молодцы.

2.В каждой строчке найти «лишнее» слово и объяснить, почему.

На доске записаны группы слов:

1. Жир, жизнь, чукча, житель, пружина.

2. Ира, Москва, одуванчик, Садовая, Иванов.

?3. Гора, горка, горный, гореть.

?4. Лесенка, лесник, лес, лесной.

5. Смелый, дружелюбный, храбрый, отважный. (синонимы).

- Со всеми заданиями вы смогли справиться?

-Это буква к.

-Он согласный, парный, глухой.

- Лишнее слово чукча. Все остальные на правило «жи-ши пиши  буквой и»

-Лишнее слово одуванчик. Все остальные  имена собственные.

-Лишнее слово дружелюбный. Все остальные синонимы.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

3

Изучение нового материала

Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах.

(10 мин)

Чтобы узнать тему урока, мы должны ответить на вопрос:

- Что общего между словом и деревом?

У каждого из вас на парте лежит изображение дерева. Вспомните и назовите, из каких частей оно состоит.

- А только у деревьев такие части?

- А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение и удерживает его в земле?

- Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись. И называется она – корень слова.

- Так, что же общего между словом и деревом?

Корень слова – тема нашего урока.

Кто сформулирует цель урока. Чему будем учиться?

- Верно! Узнаем, что такое корень слова, потренируемся находить и выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем.

Откройте теперь учебник на странице 74. Найдите определение  корня слова. Кто хочет громко выразительно прочесть?

Выполним упражнение 130. Прочтите. Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов.

Молодцы! Выполним следующее упражнение 131. Прочтите. Найдите однокоренные слова .Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов? Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.

-Корень, ствол, крона: ветви с листьями.

-Нет, у всех растений.

-Корень.

-У них есть корень.

-Находить корень в словах.

-Открывают учебник, читают.

-Осиновый- лес из осин; осинник- осиновый лес; осинки- молодые деревья осин; осины- крупные деревья осин; подосиновики-грибы, растущие под осиной.

-Лес- местность, состоящая из деревьев; лесок- маленький лес; лесные- принадлежащие лесу; лесник- хранитель леса; лесистые (горы)-  горы, на которых расположен лет.

Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; - уметь рассуждать, доказывать, делать выводы. - высказывать свои мысли. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Физминутка

Цель: Снятие напряжения, утомленности.

(1 мин.)

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС,САД,ВЕТЕР . Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем ВЕТР, вы кружитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС,ВЕТЕР, ЛЕСНОЙ,ВЕТРЯНЫЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ОБВЕТРИТЬ,ЛЕСОЧЕК, НАВЕТРЕННЫЙ, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, ВЕТРОВОЙ,САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК.

4

Формирование навыков

Цель: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

(13 мин)

Следующее упражнение 132. Прочитайте. В какие группы можно объединить слова? Найдите однокоренные слова, запишите их группами, выделите в словах корень.

Сейчас вы поработаете в парах. У вас есть два корня ВОД и СОЛ. Ваша задача подобрать и записать на листочках дерева как можно больше однокоренных слов. У вас должно получиться два дерева, на одном  слова с корнем ВОД, на другом слова с корнем СОЛ.

Одна парта прочтёт какие слова у них получиться, все остальные внимательно слушают и после могут назвать слова, которые ребята не назвали.

- Слова можно разделить на 5 группы:

1- Чистота, чистый, чистить, чистенький.

2-Сказка, сказочный, сказывать.

3-Масло, маслице, масляный, маслить.

4-Побелка,белить.

5-Звон, звонок, звонкий, звонить.

Коммуникативные: - уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

уметь применять полученные знания.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

5

Итог, домашнее задание

Цель: Повторение и закрепление ранее изученного.

(3-4 мин)

 - Какую цель мы ставили перед собой на этом уроке?

-Так что же такое корень и какие слова в его определении самые важные?

- Как вы думаете,  удалось ли нам достичь цель урока?

- Что вы делали для того, чтобы этому научиться?

- Узнать, что такое корень и научиться его находить.

- Корень слова-этоглавнаязначимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-Мы решали упражнения

6

Рефлексия

Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

(1-2 мин)

На партах у вас лежат листочки, поднимите

ЗЕЛЕНЫЙ – если вам на уроке было все понятно.

ЖЕЛТЫЙ - если было задание, которое вызывало трудность.

КРАСНЫЙ – если вам многое было непонятно.

Все молодцы! Урок окончен.

Поднимают листочки с нужным цветом.

Личностные:

оценивать свою работу.

Коммуникативные:

уметь высказывать свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс:3

Образовательная программа: Школа России

Тема:Имя прилагательное как часть речи.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Форма урока: традиционная.

Планируемые предметные результаты:

Цель урока: закрепление знаний, полученных во втором классе; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.

Задачи урока:

1.Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.

2.Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.

3. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

4. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Методы обучения:иллюстративный, практический, словесный, игровой

Оборудование: Никитина С.А., Якунина Л.П., Кульгильдинова Т.А., Русский язык (учебник для 3 класса «Атамұра» 2014); резиновый мяч, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

Проверьте свою готовность у уроку, у вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, пенал, учебник. Садитесь

Приветствуют учителя, проверяют готовность

- организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения

2

Каллиграфическая минутка.

Проведем минутку чистописания.

Запишите число классная работа, сегодня шестое марта. Давайте выделим орфограмму нашего числа (за ранее пишу число классная работа на доске)

Сегодня будем отрабатывать каллиграфическое написание буквы «З». Расскажите все, что вы знаете об этой букве.

(пишу букву на доске и объясняю написание, дети повторяют за мной у себя в тетради)

Записывают число, выделяют орфограмму

Рассказывают о букве

З"– согласная, парная, звонкая, на письме может обозначать два звука [З], [ З"]

Пишут букву в тетради

З Ззз ЗЗ зз

3

Словарная работа

Посмотрите внимательно на доску . Кто изображен на картинке?        ( слайд № 4)

-Как зовут нашего президента?

Пропишите с новой строки слово президент

Президент.

Путин В.В.

Дети прописывают строчку

4

Актуализация знаний

1.Повторение по теме имя существительное.

2) Выход на новую тему.

3) Наблюдение за именем прилагательным

Игра. Отгадай кто это?

Работа по учебнику.

Физкультминутка.

-Ребята мы с вами закончили изучать раздел « имя существительное». ( слайд № 5)

-Посмотрите на доску. На доске мы видим дерево. Это дерево не простое, это дерево «имя существительное».

 -Скажите вы хорошо усвоили тему имя существительное?

-Скажите какие плоды бывают на деревьях?

-Чтобы проверить ваши знания мы должны наполнить его плодами. Для этого вам нужно ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать яблочки, которыми вы будете заполнять дерево. Чем больше будет правильных ответов, тем больше будет плодов на дереве, а плоды это ваши знания.

1)Что такое имя существительное?

2)Сколько падежей в русском языке?

3)Что общего между словами: конь, зонт, арбуз, стол, телефон.

4) Главный член предложения, чаще всего выраженный существительным.

5) Падеж, который не употребляется без предлогов.

6) Существительные делятся на три группы по типу ...

7) В каком падеже существительные отвечают на вопросы кому? чему?

8) Существительные, называющие людей, животных и другие живые существа.

9) У существительных оно может быть единственное или множественное.

10) С этим падежом употребляются предлоги над, под, перед.

11) Есть имена существительные собственные, а есть ...

12) Приведите примеры имен неодушевленных имен существительных.

-Посмотрите сколько плодов на нашем дереве имя существительное, плоды это ваши знания.

-Молодцы! Хорошо поработали.

1.Посмотрите, что у меня в руке?

-Какой он?

- Какой частью речи являются слова, при помощи которых мы описали предмет?

-Кто догадался какая тема урока ?

-Вспомните, что мы называем именем прилагательным?

Какую роль они играют в нашей речи?

-Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомства с именем прилагательным, о котором мы говорили во 2 классе.

2. Прослушайте текст, является ли он стихотворением?

Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.

-А теперь еще один текст прослушайте.

Чтение стихотворения А. Прокофьева:

«Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее нарядную,

Родную ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую».

-А этот текст является стихотворением?

-Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются?

( ученикам раздаются тексты)

-Почему второй текст получился выразительный, яркий?

-Назовите имена прилагательные из первого текста.

-Какой текст приятнее слушать? Почему?

-Какая часть речи «украсила» стихотворение?

-Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?

На доске слова:

Новенький настроение

Хорошие смородина

Черная костюм

Голосистые соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы?

-Образуйте из этих слов словосочетания .

- Почему именно так вы соединили пары?

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании?

-Почему?

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?

-А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

стр.110. Упр.294.Прочитай стихотворение А.Фета. Какое время года описано? При помощи каких прилагательных поэт нарисовал яркую, красочную картину? Выпиши имена прилагательные. Задай к ним вопросы.

Дружно хором повторяем.

Мы вопросы эти знаем.

И на них мы отвечаем:

«Какой?» - классный наш урок,

«Какая?» - классная доска,

«Какое?» - классное настроение

У меня, и у тебя.

Прилагательные знаем,

Хором дружно повторяем:

«Не забудем никогда

Эти классные слова!»

Стр.110.упр.295.Образуй от имен существительных имена прилагательные. Запиши к ним вопросы. С прилагательными, образованными от выделенных слов, составь запиши предложения.

Дети отвечают на вопросы, наклеивают яблочки на дерево

-Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

-шесть

- мужской род.

-подлежащее.

-предложный.

-склонения

-дательный

-одушевленные.

-число.

-творительный.

-нарицательные

-дом, лес, поле и др.

- мяч.

- Зеленый, красивый, резиновый, круглый, яркий.

-Имя прилагательное.

-Имя прилагательное.

-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

-Имена прилагательные делают речь красочной, интересной, выразительной, образной, яркой

-Не является стихотворением, нет рифмы.

-Является, есть рифма.

-В них говорится о березе. Первый текст сухой, не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный

- В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным.

- В нем нет имен прилагательных

- Второй. Он более образней, яркий, выразительный.

-Имя прилагательное.

- Они делают речь краше, точнее, образной, интересной.

-по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные

-новенький костюм, хорошие настроение, черная смородина, голосистые соловьи

-подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному

-имя существительное

Ответы- существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак

-с именем существительным

Подбирают

Выполняют упр

Выполняют упр за учителем

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала: -существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.; -правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содер-жательные и орга-низационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, ко-торые им необходимы для самостоятельной работы

по новому материалу 2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

5

Самостоятельная работа.

Тест. Имя прилагательное

1.Что такое имя прилагательное?

А) Слово; б) Часть предложения; в) часть речи.

2.    Выберите правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

а) название предмета; б) признак предмета; в) действие предмета.

3.    Подчеркните имена прилагательные.

Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, тонкая, сквозит, ветерок.

4.    Поставьте вопрос имени прилагательному.

Лес(_____________) зеленый; Поляна (_____________) солнечная;

Сосны (___________) высокие;

5.    Образуй слова, обозначающие признаки предметов.

Книга – книжный                                                   веселье - ______________

Рыба - ______________                                          мясо - ______________

6. Сколько имён прилагательных в стихотворении?

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли..

А) 4 б) 3 в) 2 г) 1

Дети самостоятельно выполняют тест

6

Итог урока.

Оценивание.

- Что мы делали сегодня на уроке?

-Что нового вы узнали?

Отвечают на вопросы учителя

1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

7

Домашние задание.

Откройте дневники и запишите д.з.

Стр.110. упр.296. Опиши свой класс, используя имена прилагательные. Задай к прилагательным вопросы.

Записывают д.з.

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

8

Рефлексия.

Продолжите фразу

-Сегодня на уроке я научился…

-Сегодня я узнал…

-Сегодня на уроке мне было не понятно...

Продолжают фразу

Обеспечить усвоение уч-ся принципов само-регуляции и сотрудни-чества.



Предварительный просмотр:

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Цель:способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Задачи:

  1. Образовательные: - закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне.

2.Развивающие: - развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

3.Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оборудование урока: Учебник В. П. Канакина, В.Г.Горецкий, Русский язык, 2 класс, часть 1, Москва «Просвещение» 2012 г.,

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Проверьте свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку? На столах у вас должен лежать учебник, ручка, тетрадь.

Приветствуют учителя.

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнавать новое, проявлять внимание.

Актуализация знаний

- А.С.Пушкин в одном из своих стихотворений писал:

«…Приближалась довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора».

-Как вы считаете, почему Пушкин ноябрь - последний месяц осени, назвал скучной порой?

- Откройте тетради, запишите число: двадцатое ноября.

- Какими буквами обозначены безударные гласные звуки в слове «ноября»?

- Сможем ли проверить безударные гласные в этом слове? Как?

- Об этом я вам и хотела напомнить:

(Хором читают):

Если буква гласного

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение!

- Кто уже догадался, о чём же мы с вами сегодня на уроке продолжим разговор?

- Верно, тема нашего урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»(с.93.)

- Как вы думаете, чему мы с вами сегодня должны научиться?

Каллиграфическая минутка.

- Вспомните, сколько гласных букв в русском языке?

-А какие безударные гласные опасны и всегда требуют проверки?

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, что нужно сделать?

Запишите:

Коля Иванов повесил кормушку на берёзу.

Почему слова Коля Иванов пишутся с большой буквы?

Какое словарное слово есть в этом предложении?

Где в слове берёза опасное место? Почему?

На какую букву падает ударение? Давайте позовем это слово.

-А как называется буква, на которую падает ударение?

- Посмотрите на слово кормушка. Какая орфограмма в этом слове?

- Подберите проверочное слово к слову кормушка. 

- Можно ли сказать, что слова кормушка и кормить – это однокоренные слова? докажите.

Идут дожди, пасмурно, холодно, невесело, темнеет рано

О и Я

Одну букву О запоминаем – непроверяемый безударный гласный, другую букву Я проверяем: ноЯбрь, для этого изменяем слово так, чтобы буква безударного гласного стала ударной.

О безударных гласных в корне слова.

Находить опасное место в слове,

продолжим учиться подбирать проверочные слова, чтоб писать без ошибок.

10.

а, о, я, е,и.

•        (Или изменить форму слова (полЯ–пОле, морЯ - мОре);

•        Или подобрать однокоренное слово (трава- травка ).

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Береза

После буквы б

Пишем е , слышим и

БерЁза.

Ударная гласная.

Безударная гласная в корне проверяемая ударением.

корм, корма, кормит.

Да.

Личностные :формулировать собственное мнение, умение слушать собеседника, оценивать себя и одноклассников.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Открытие нового знания.

Выполняем Упр. 141

— Прочитайте четверостишие.

— Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

Обратите внимание на правило, прочитаем его хором.

— Какие гласные называются ударными?

-Какие гласные называются безударными?

Теперь выполним №142.

— Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? 

— Чем отличаются слова во второй паре?

— Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр итигрята — это одно и то же слово?

— Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? 

Прочтите вопрос ниже, ответьте на него и, объясните свой ответ.

Давайте себя проверим; Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

Те, на которые падает ударение.

Те, на которые не падает ударение.

Тигр — один, тигры — много. Отличаются количеством предметов.

Они обозначают один

и тот же предмет, но береза — одна, березы — много.

Нет. Тигр — взрослое животное, тигрята — детеныш тигра.

Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза — дерево, березовый — это то, что из березы.

Личностные : формулировать собственное мнение, умение слушать собеседника, оценивать себя и одноклассников.

Регулятивные: понимать смысл различных учебных задач; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.умения адекватно оценивать свою работу на уроке.

Познавательные: строить математические сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;

Физминутка

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопки в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки вверх.)

К солнышку, к тучке.

Закрепление изученного.

Упр. 143 (с. 94).

— Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? 

(читают вопрос)

— Посмотрите на слова «валы» и «волы». Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

— Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах?

-Теперь прочтем вторую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как они произносятся?

Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

-Как мы можем проверить безударные гласные в этих словах?

-Всегда ли одинаково произносятся и пишутся безударные гласные звуки?

Обратите внимание на правило, давайте прочтем его.

— Найдите среди предложений пословицу. 

— Кто может объяснить ее смысл?

— Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Упр. 144 (с, 94).

— Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? 

— Запишите слова также, как в учебнике. Поставьте ударение.

— Выполните задания по учебнику.

— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? 

— Что такое проверяемое слово?

— Что такое проверочное слово? 

Они произносятся одинаково.

«а», «о».

Валы — вал, волы — вол.

Одинаково.

«а», «о»

Пары - пар, Поры – (запомнить)

Нет.

До поры до времени не сеют семени.

Не нужно торопиться с важным делом.

В первой группе.

Они пишутся одинаково.

Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.

Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.

Личностные:  формулировать собственное мнение, умение слушать собеседника, оценивать себя и одноклассников.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение; устойчиво владеть правилами вежливости в различных ситуациях.

Рефлексия

-Чему мы сегодня научились?

-Что нового вы узнали?

-Поднимите руки, кто понял тему нашего урока.

Еслибуквагласного

Вызваласомнение,

Тыеёнемедленно

Ставьподударение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....