Конспект урока русского языка "Деление текста на части" (2 класс, Перспективная начальная школа)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лемешева Алёна Сергеевна

Конспект урока русского языка

Тема: Деление текста на части

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь самостоятельно анализировать содержание текста; делить текст на смысловые части и определять их последовательность;  уметь озаглавливать текст, части текста.

Личностные:

Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник:  В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига\ Учебник, 2013.-Ч.2.; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._delenie_teksta_na_chasti.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.02.19                                                                                                                ФИО учителя: Жилина Н.В.

Школа: 95                                                                                                                        ФИ студента: Лемешева Алёна

Класс: 2-3                                                                                                                            ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 212

Конспект урока русского языка

Тема: Деление текста на части

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь самостоятельно анализировать содержание текста; делить текст на смысловые части и определять их последовательность;  уметь озаглавливать текст, части текста.

Личностные:  

Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник:  В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига\ Учебник, 2013.-Ч.2.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин.

 —Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать.

Здороваются с учителем.

Проверяют готовность к уроку.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

учебный диалог

Словесный: слово учителя.

4-5 мин.

—Ребята, прежде чем начать изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить то, что вы изучали на прошлых занятиях.

—Что такое текст?

—Отлично! Давайте повторим все вместе громко: «Текст – это…».

—Из каких частей состоит текст?

—Совершенно верно! Текст состоит из начала, продолжения и окончания.

—Ребята, вспомните, что такое тема и основная мысль текста. Посмотрите на слайд, подберите правильное определение.

—Ребята, для чего же мы знакомимся с признаками текста?

—Для чего нам нужно уметь пересказывать тексты?

—Пересказ помогает обогатить и разнообразить речь человека, приучает к последовательности и точности изложения, расширяет словарный запас. Для школьников просто необходимо уметь пересказывать тексты, поскольку практически всё школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию.

—Ребята, где в жизни вы можете использовать пересказ? Приведите примеры из собственного опыта.

 

—Текст – это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.

—Текст состоит из начала, продолжения (развития мысли) и окончания.  

—Тема – это то, о чём говорится в тексте.

—Основная мысль – то, что хотел сказать нам автор в этом тексте.

—Для того, чтобы мы умели пересказывать тексты устно и письменно.

—Для успешного обучения.

—Для того, чтобы развивать нашу устную и письменную речь.

—Пересказ учителю какого-либо учебного материала.  

—Рассказ какой-либо истории другу.

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

III. Постановка учебной задачи

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

Словесный: учебный диалог

4-5мин.

—Ребята, для того, чтобы нам проще было запомнить какой-либо текст и уметь его пересказывать, мы делим этот текст на части.  Часть текста – это отрывок текста, в котором есть своя маленькая тема. Повторим все вместе: «Часть текста – это…».

—Кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

—Какие цели мы поставим с вами на сегодняшнем уроке? Чему нам нужно будет научиться? Совершенно верно!

—Деление текста на части.

—Наша цель – научиться делить текст на части.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практический: слушание и чтение текста

Словесный: учебный диалог

Практический:

поиск незнакомых слов по словарю

7-8 мин.

—Ребята,  откройте свои учебники на странице 56. Обратите внимание на 36 упражнение. Прочитайте данный текст внимательно сначала про себя.

Кто сможет прочесть вслух этот текст? Читай  громко и выразительно.  

—Докажите, что это текст.

—Ребята, на сколько частей разделён данный текст?

—Догадываетесь, почему он разделён на три части?

—Хорошо. Продолжите высказывания:

«В первой части говорится, как дождь развесил…»;

«Во второй части речь идёт о том, как солнечный луч…»;

«Третья часть рассказывает, как подул ветер и…».

—Теперь вы понимаете, почему текст разделен на три части?

—Ребята, какая общая тема объединяет все эти части?

—Итак, ребята, мы с вами сделали вывод, что у каждого текста есть своя тема. Текст может состоять из нескольких частей, которые связаны одной темой, но в каждой части текста есть своя маленькая тема, основная мысль и мы в этом убедились на примере прочитанного нами текста, выделили основную тему, и выделили основную тему каждой части.

—Обратите внимание на заголовок текста: он отражает тему только одной части или всего текста? Верно, заголовок текста отражает тему всего текста. Он как будто приглашает продолжить чтение и посмотреть, как раскроется та мысль, которая заключена в нем.

 

—Ребята, посмотрите еще раз на текст и обратите внимание на то, как выделяются части текста на письме. Начало каждой части текста обозначено отступом, или красной строкой (демонстрация на слайде). 

Давайте мы с вами разберёмся, что же такое красная строка. Где мы можем найти это значение этого словосочетания?  

Найдите в учебнике словарь (стр.98). Постарайтесь найти значение «красной строки». Кто найдет значение – поднимите руку. Прочтите.

— Сейчас я вам немного расскажу о том, откуда произошло выражение «Красная строка». Книги на Руси начали печатать  более 4-х веков назад, а до этого их переписывали чернилами монахи от руки. Начало повествования летописец открывал большой красной, разрисованной, красивой буквой, которая писалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы вы иногда и сейчас вы можете увидеть в книгах. Красная буква (а слово «красный» раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению «Красная строка».

Вот такая интересная история о появлении «Красной строки».

Читают текст сначала про себя, затем один из учащихся читает вслух.

—Все предложения связаны одной темой, есть начало, продолжение и окончание.

—Текст разделён на три части.

Отвечают на вопрос.

Продолжают высказывания.

—О том, как дождь развесил капли-серёжки.

—О том, как солнечный луч, блеснув, озарил капли,  и они засветились всеми цветами радуги.  

—О том, как подул ветерок, а капли-серёжки посыпались с сосновых иголок.

— Потому что у каждой части текста есть своя маленькая тема.

—Рассказ о серёжках-капельках.

—Заголовок текста отражает тему текста полностью.

—В словарике.

—Красная строка – строка, которая пишется с отступом.

Внимательно слушают, извлекают полезную информацию.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

П: построение речевого высказывания

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: построение речевого высказывания

П: анализ

V. Первичное закрепление

Практический: чтение текста

Словесный:

учебный диалог

4-5 мин.

—Ребята, посмотрите на 37 упражнение. Прочитайте задание. Прочитайте отрывок из сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» сначала про себя. Теперь по цепочке, начиная с первой парты. Остальные внимательно слушают и следят пальчиком.  

—Ребята, вам знакомы эти герои? Вы читали о них в книге или смотрели мультфильм? Отлично.

—Теперь подумайте и скажите, о чем этот текст? Правильно.

—Ваша задача сейчас – в течение минуты придумать этому отрывку название, которое бы выражало его тему. Работаем с партнёром по плечу.

—Итак, давайте послушаем, какие вы придумали названия к тексту. Молодцы, вы очень сообразительные!

—Ребята, посмотрите внимательно на этот текст. Вы заметили, что чего-то не хватает? Чем этот текст отличается от текста в 36 упражнении?  

—Верно, текст не поделён на части. Кто вспомнит что значит – поделить текст на части? Совершенно верно.

 

Отвечают на вопросы.

—Этот текст о том, как Дядя Фёдор, пёс и кот в доме порядок наводили.

Озвучивают свои варианты оглавления.

—Текст не поделён на части.

—Это значит разделить весь текст на маленькие темы.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение речевого высказывания

VI. Включение в систему знаний, повторение

Словесный:

учебный диалог

Практический: работа в парах

Словесный:

учебный диалог

Наглядный: работа с иллюстрацией.

7-8 мин

— Ваша задача сейчас - разделить текст на части, в соответствии с планом, который вы видите на экране. В первой части текста вы должны рассказать о том, как дядя Фёдор, пёс и кот убирают дом. Во второй части вы опишите, как Шарик работал в доме и в огороде. А третья часть текста должна раскрыть смысл высказывания «Не играть, а жить приехали». На выполнение задания у вас есть 3 минуты.  

—А сейчас откройте в учебнике страницу 58 и посмотрите на рисунок, к какой части текста мы можем отнести этот рисунок? Почему вы так думаете? Молодцы!

—Ребята, давайте,  мы с вами сравним, как мы разделили текст на части, и как разделил текст Миша. Давайте прочитаем то, что получилось у вас (спросить 2-х детей).  

—Прочтите на странице 59 то, как Миша разделил текст на части. Соответствует ли такое разделение на части нашему плану? Объясните почему.

—Как мы можем переставить предложения, чтобы у Миши был текст поделён по нашему плану – верно? Подумайте в парах.

—Правильно ребята, вот мы и помогли Мише справиться с этим заданием.

Посмотрите на рисунок в конце страницы. К какой части он подходит?  Почему?

—Правильно! Молодцы.

Выполняют задание, работая в парах.

—Данный рисунок мы можем отнести к последней части текста. На иллюстрации изображены уставшие герои из отрывка, по ним видно, что они уже убрались во всем доме.

Читают разделенный на части текст.

—Нет.

—Из 2 части перенести первые 2 предложения в первую часть, а из 3 части перенести первое предложение во вторую часть.

—Рисунок подходит ко 2 части, т.к. на рисунке изображено, как все работают.

К: взаимодействие с партнером

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

П: построение речевого высказывания

П: построение рассуждения

Физминутка

1 мин

 —А сейчас мы отдохнём. Встаньте все из-за парт, посмотрите на экран и повторяйте движения.

—Молодцы, садитесь. Продолжаем наш урок.

Выполняют физминутку.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

самостоятельная работа

Практический: сверка ответов с ответами соседа по парте, со слайдом

7-8 мин

—Ребята, откройте свою рабочую тетрадь на странице 74. Найдите 94 упражнение. Внимательно прочитайте задание. Ваша задача – прочитать текст и разделить его на части.  Позже посмотреть, как разделили текст Миша и Маша. Затем обозначить  цифрами 1,2,3 правильную последовательность частей плана. Приступайте к выполнению.

—Сравните результаты с соседом, со слайдом.

Работают самостоятельно.

Сравнивают результаты с соседом, со слайдом.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: синтез

П: поиск и выделение необходимой информации

К: взаимодействие с партнером

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений

2-3 мин

—Ребята, чему мы учились на сегодняшнем уроке?

—Кто вспомнит, как называлась тема нашего сегодняшнего занятия?

—Какие цели мы ставили перед собой?

—Добились целей?

—Что нужно сделать для того, чтобы разделить текст на части?  

—Для чего мы делим текст на части?

—Отлично! Теперь прошу вас оценить свою работу на уроке. Сейчас я раздам вам карточки, где вы увидите «лестницу успеха». Посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочтите, что обозначает каждая ступень. Теперь нарисуйте себя на какой-либо ступени. Если вы все поняли на уроке, научились делить текс на части, довольны своей работой в целом – вы на самой высокой ступени; если на уроке что-то вызывало у вас трудности и вы справились не со всеми заданиями – вы на средней ступени;  если вы совсем ничего не поняли и ничему не научились – вы на самой первой ступени и вам нужно еще поработать, чтобы подняться выше. Всем спасибо за урок. До свидания!  

—Делить текст на части, озаглавливать его.

—Деление текста на части.

—Научиться делить текст на части.

—Да.

—Прочитать его, выделить маленькие темы.

—Для того, чтобы проще было запомнить его, легче пересказать.

Оценивают свою работу на уроке.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Что такое словосочетание» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование осознанного представления обучающихся о словосочетании; формирование умения отличать словосочетания от основы предложения.Планируемые результаты:Предметные: зна...

Конспект урока русского языка «Именительный падеж существительных» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с именительным падежом, особенностями именительного падежа.Планируемые результаты:     Предметные:Знать: падежные вопросы именительного падежа...

Конспект урока русского языка «Что такое обращение?» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)

Планируемые результатыПредметные: Знать: что такое обращение;Уметь: применять способы выделения обращения на письме и в устной речи, находить обращение в предложении.Личностные:- осознавать свои трудн...

Конспект урока окружающего мира "Значение лесов" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Значение лесов» Цели деятельности учителя:            Формирование знаний о...

Конспект урока математики "Умножение на 1000" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Умножение на число 1000»Цель деятельности учителя: формирование знаний о приёмах умножения на число 1000 Планируемые результаты Предметны...

Конспект урока ИЗО "Перо Жар-птицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Перо Жар-птицы»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о фантастическом животном Жар-птице, ее внешние особенности...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...