Урок по теме:«Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Пахомова Татьяна Ивановна

Цель урока: закрепить  знание у учащихся о тексте, о его роли в общении людей;

познакомить  с видами текста: повествование, описание, рассуждение, его  структурных частях;

 развивать речь, мышление, память, воображение, внимание, умения отличать текст от набора отдельных  предложений;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пахомова Татьяна Ивановна

Тема урока

«Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»

Цель урока: закрепить  знание у учащихся о тексте, о его роли в общении людей;

познакомить  с видами текста: повествование, описание, рассуждение, его  структурных частях;

 развивать речь, мышление, память, воображение, внимание, умения отличать текст от набора отдельных  предложений;

 воспитывать любовь к природе, трудолюбие.

Оборудование: карточки, картины осени, овощей и фруктов, таблицы  "Птицы зимой"

Тип урока: комбинированный

Ход  урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята! Я рада вновь увидеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

-Каким вы хотите  увидеть наш урок?

2. Сообщение  цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться красиво  писать, думать и рассуждать, развивать речь, память и все вспомним о тексте, о его структуре.

2. Запись  числа, темы классной работы.

3. Беседа  об осени.

Учитель: Дети, послушайте стихотворение и подумайте, о каком времени года говорится в нем?

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над  светлою поляной.

-О каком  времени года это стихотворение?

-Почему вы решили, что это осень?

-А какие запахи  у осени?

-Какие краски у осени?

-Произнесем слово" осень" с интонацией радости? (грусти).

-Почему  это слово можно произнести с радостью (грустью).

-Какой звук мы слышим в начале слова "осень"?

-Дайте характеристику этому звуку!

-Придумайте слова  где  буква О  будет  в начале слова, в конце слова.

4. Чистописание.  

Оо   осень

5. Фонетический  анализ  слова  осень

6. Словарная  работа.

Учитель: Чем  богата осень?

-Осень принесла нам свои дары.

горох,            морковь,                огурец,                     помидор.

Сегодня мы познакомимся с  двумя новыми словами. Они зашифрованы с помощью чисел. Первое слово: 3, 1, 11,6, 12, 13, 1. Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1   2   3   4  5   6    7   8    9   10   11   12     13

А   Г  К О  Р   У   Ф  Ь   Л    Е    П    С       Т

Какие слова здесь зашифрованы?

Ответ: зашифрованы слова капуста и картофель.

Учитель: в чем смысловое сходство слов капуста и картофель?

Ответ: капуста и картофель — это овощи.

Учитель: чем отличается капуста от картофеля?

Ответ: капуста обычно растет в виде кочана, а картофель — в виде клубней со стеблем.

Учитель: каким полезным веществом богаты клубни картофеля?

Ответ: клубни картофеля содержат много крахмала.

Учитель: что обозначает слово капуста?

Ответ: капуста — это овощ, который обычно растет в виде кочана.

Учитель: что обозначает слово картофель?

Ответ: картофель — это овощ, который растет в виде клубней, содержащих много крахмала.

Учитель: капуста и картофель были завезены на Русь из других стран. Капусту привезли в XII веке из европейских государств с теплым климатом. У русского народа этот овощ быстро стал одним из наиболее любимых. В старину-капусту не только употребляли в пищу, но лечили ею кашель, насморк, головную боль. Слово капуста было образовано от латинского «капут», что означает «голова», «начальник». Действительно, по форме капуста напоминает голову. Картофель попал в Россию из-за границы вместе с немецким названием в XVIII веке, при Петре I. Простые люди его долго не принимали и называли «чертовым яблоком». Они считали его несъедобным и даже ядовитым растением. Со временем картофель стал продуктом первой необходимости, и его стали называть «земляным яблоком». Найдите в орфографическом словарике слова капуста и картофель. Напишите их в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные. Что можете отметить общего в написании данных слов? I

Ответ: в обоих словах есть непроверяемая безударная гласная .

Учитель:  составьте предложения, в которые одновременно входили бы слова капуста и картофель, а ранее изученные слова комната, огород, яблоко, завтрак, четверг поочередно менялись.

7. Наблюдение за особенностями текста.

Связь предложений между собой, возможность озаглавить, тематическое единство.

Учитель: Что  такое   текст?

Осень, дождь, ветер, трава, березы, небо, осины, цветы

Наступила осень. Все меньше стало теплых дней. В парках увяли цветы. Березы, осины стоят в золотом уборе. Люблю я  осень золотую!

Где у нас текст?  ДОКАЖИТЕ!

-Какие части речи есть в тексте? Найдите начало, основную часть, концовку.

-Как можно  озаглавить текст?

8. Закрепление знаний о тексте.

 

Учитель: Осень подарила нам листочки. На парте каждого из вас лежит кленовый лист. На нем написаны  отдельные слова, из них  вы должны составить  предложения так чтобы получился текст.

В,  деревья, платья  оделись, нарядные листьями, березка,  зазвенела.

Золотыми, люблю, я, осень, золотую.

Осень, золотая,  наступила  

9. Творческая работа

Учитель: 1-я творческая  группа - составит из слов предложения, чтобы получился текст, и в первом предложении подчеркнут главные члены.

2-я творческая группа - выберет  и выпишет слова и словосочетания, которые относятся к теме осень  и подчеркнёт в них гласные.

Я, это, время, люблю, года, потому-что...

 В, живет, белка, лесу у, глазки, неё, маленькие, черненькие, шерсть, у, пушистая, белки, рыжая, зубы, как, острые, бритва

  Проверка творческой работы.

10. Физкультминутка 

Учитель: Мы листики осенние.

На ветках мы  весим.

Дунул ветер-полетели.

Дунул ветер-полетели.

И  на землю тихо сели.

11. Ребусы.

Птицы   зимовать 17  20  10  24  29       17  16  14 16  4   1  20  30

12. Письмо по памяти 

Учитель: Давайте выполним  упр. 141, стр.75.

Трудно птицам зимовать

 Надо птицам помогать

(Е.Чепуров)

1-я творческая  группа-письмо по памяти

2-я творческая группа списать стихотворение с учебника.  

13. Подведение итогов.

Учитель: Чем мы занимались на уроке?

Что  нового узнали?

14. Домашнее задание.

Учитель: Составьте предложения о том, как дети помогают  зимой  птицам, или о том, как ребята заботятся о каком-либо  домашнем  животном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Виды текстов: повествование, описание, рассуждение".

Тип урока- открытие новых знаний; Тема урока- Виды текстов: повествование, описание, рассуждение.  Цели урока: 1. Познакомить учащихся с разными видами текстов- повествованием,...

Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

Конспект урока по русскому языкуна тему «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...

Урок русского языка во 2-м классе Тема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»

Урок русского языка во 2-м классеТема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»...

Презентация к уроку русского языка, 4 класс "Виды текста: повествование, описание, рассуждение"

Презентация к уроку русского языка, 4 класс "Виды текста: повествование, описание, рассуждение"...