Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Абрамова Елена Викторовна
Повторить знания и умения по теме "Ударение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема урока:  Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цель: Формировать представление об ударении, ударном и безударном слогах, познакомить со случаями, когда в словах ударение не ставится; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Предметные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию.  Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные:  в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей; — на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

 Коммуникативные: — адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости; — участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Личностные: Взаимодействовать в группе, паре, проявлять интерес к изучаемой теме;  знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.

Образовательные ресурсы: презентация, учебник «Русский язык» для 1 класса  В.П.Канакиной,  карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, демонстрационный материал.

                                         

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

–Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные  глазки. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте». Сегодня нас с вами ждут интересные открытия. В ходе урока, как обычно, вам нужно   совершенствовать свою учебную  деятельность.  

 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

 Очень звонок наш звонок,

Начинаем наш урок.

-Что вас заинтересовало в этом предложении?

(Слова пишутся одинаково, произносятся по-разному).

 

- Как вы думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?

 - Какие учебные задачи мы можем поставить перед собой? (варианты ответов детей)

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

-А для чего надо знать эту тему? (чтобы наша речь была понятной и правильной).

3.Постановка учебной задачи.

Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы.  (Выставляю  карточки на доску.)

 Что такое ударение?  Какой слог называется ударным, безударным?

 На какой звук падает ударение?

 На какой слог может падать ударение?

  В каких словах ударение не ставится?

  Какова роль ударения?

- Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.

- Какой путь выберем мы? (второй)

4. Выявление места и причины затруднения.

 

 - Прочтите слова на доске: банты, туфля, торты.

- Расставьте в них ударение. А вы уверены, что правильно поставили ударение?

 Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

Есть специальный словарь – орфоэпический. Откройте стр.136 учебника и найдите эти слова.

5. Изучение нового материала.

Отгадайте загадку:

Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)

- Давайте ещѐ раз правильно произнесём слово школа.

- Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог

(Его мы произносим с большей силой и длительностью).

 - Попробуем дать определение - ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой )

- Так что же такое ударение?

(Выделение в речи одного из слогов слова)

- Это наш первый вывод:   Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.

               5. Самостоятельная работа в тетради с проверкой по эталону. Слайд. Речка, ласточка, колесо, ножницы, грамота, учебник.

 

-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать  слова так, чтобы мы  услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет  работать за доской для проверки.

Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.

(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.

 

- Проверьте  задание, оцените себя.

- Что вы заметили, выполняя это задание?

 (Ударение падает на гласный звук)

Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.

- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)

 А сейчас поиграем в игру «Стук-постук».

-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед

 Какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.

Третий вывод: ударение может падать на любой слог.

 Упр. 2 , стр.40  (карандаш, ручка, пенал, мяч - показывать предметы)

5. Физ. минутка  

Продолжение работы по теме

Упр.3 стр.40

Прочитайте стихотворение. В каких словах отсутствует ударение? Как вы думаете, почему? Как сформулируем это правило?

Слайд.

-Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт ответ:

-Ничего, житьё течёт,

Я-ударная всегда.

-Ой-ё-ёй, вот это да!

Слайд.

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

- Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога. 

Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.

- Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.

Сценка

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Андрюша, что с тобой случилось?»

-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)

- Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой.

Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в паре.  

1.На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

2.Мы заперли дверь на замок.

На горе стоит красивый замок.

3.В ведёрко руку окуни.

Не бойся – это окуни.

4.Сосёт Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.

5. На костре варилась вкусная уха.

У зайца два длинных уха.

-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

- Оцените  работу в группе.

Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

7. Рефлексия.

- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

 

- Ребята, умение правильно ставить ударение в жизни очень важно!  

8. Итог урока.

Закончите предложение :

Я сегодня узнал, что…

 Я научился…

 Мне было…

- Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке

по светофору.

 

 Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....