Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Формировать умение определять число имени существительного, а также уметь изменять их по числам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_19.01.2023.docx | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. УМК «Школа России»
Учитель: А.В. Яценко
Дата: 19.01.23 г.
Тема урока. Число имен существительных.
Учебник: «Русский язык» /В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, (УМК «Школа России»)
Педагогическая цель | Формировать умение определять число имени существительного, а также уметь изменять их по числам. |
Тип, вид урока | усвоение новых знаний и способов действий. |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся определять число имени существительного и уметь изменять имя существительное по числам. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные: формирование положительного отношения к учению; воспитание культуры речи; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Метапредметные. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; распределять объекты в группу по общему признаку; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять, вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности) |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная Методы: словесный, наглядный, практический, частично - поисковый |
Основное содержание темы, понятия и термины | Единственное и множественное числа имени существительного |
Образовательные ресурсы | Текст учебника, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки, снежинки для рефлексии) |
Ход урока.
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку. (1 мин) | Слайд 1 Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Я рада приветствовать всех, кто находится сегодня в нашем классе. Ребята, какое сейчас время года? Представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, тихо опускаясь на землю. Сначала опустились самые хрупкие, маленькие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Итак, все снежинки на земле, улыбнулись друг другу. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. В качестве напутствия послушайте притчу. Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал: - Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: « Я принимаю радость в свою жизнь», но радости нет. Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и спросил: - Назови ,что ты выбираешь из этих предметов? - Ложку, -ответил юноша. - Произнеси пять раз. - Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз. - Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо… - Что же надо, по – вашему? - Надо протянуть руку и взять ложку, т.е. приложить усилие. _ Вот и вам сегодня, ребята, надо «взять» свои знания и применить их на практике. Слайд 2 Давайте начнём с минутки чистописания. Задание №1 в раб.листе. На минутке чистописания сегодня будете писать О каких особенностях начертания букв нужно помнить? ( Высота букв, наклон, закругление элементов, соединение ), запишите пары соедининий, самую красивую пару подчеркните. | Приветствие учителя. Проверяют готовность рабочего места. Записывают число, Классная работа. Пишут предложенные учителем буквы в соединении элементами от букв Оценивают себя на этом этапе уроке. | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам | Наблюдение | |
II.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности ( 10 мин) Выявление места и причины затруднения Построение проекта решения проблемы | Фронтальная беседа Работа в парах | Задание №2 в раб.листе « Словарная работа» - - Запишем слова под диктовку. Снегирь, декабрь, январь, февраль, весёлый, коньки. Подчеркните орфограммы в словах. Слайд 3 - Проверим себя. Какое слово лишнее? Почему? (весёлый – имя прилагательное. Все остальные слова – имена существительные.) - Какое одушевлённое им. сущ. встретилось, подчеркните его. - Что ещё вы можете сказать о других именах существительных? (неодущ.,нариц.) Слайд 4 Послушайте загадку Тройка - тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрыла серебром. – Это зима. Слайд 5 Сейчас мы посмотрим, какие слова нам приготовила зима. (Слайд 6) - Давайте прочитаем: Мороз, варежка, сосулька, вьюга, снег – ( кластер снеговик) Скажите, что общего у всех этих слов? - Какой частью речи являются все эти слова? (Это имена существительные.) Что вы уже знаете об имени существительном? ( Отвечают на вопросы Кто? Что? Обозначают предмет. Бывают муж., жен., и сред. Рода. Бывают Собственными и нарицательными.) одушевленные и неодушевленные. -А сколько предметов обозначают эти слова? ( один) Посмотрите , какие мы молодцы, кто пришёл к нам в гости благодаря вашим знаниям? ( снеговик)
Вы уже столько знаете об имени существительном . Молодцы! - А теперь посмотрим на следующий слайд. Прочитайте слова. (Слайд.7) Что-нибудь заметили? Морозы, варежки, сосульки, вьюги, снега. (Да. Был один предмет, а стало много.) Учитель. Значит , имена существительные могут изменяться по числам. Слайд 8 Учитель. Тогда что будем изучать на уроке? Учитель. Сформулируйте тему урока и запишите в рабочих листах. Слайд 9 Число имён существительных. - Сформулируйте цели урока 1. Узнать больше об… (имени существительном). 2. Научиться определять число имён существительных. 2. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.) | Учащиеся записывают слова к себе в тетрадь, работая в паре. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя на этом этапе уроке. . Учащиеся отгадывают загадку Учащиеся читают по цепочке; отвечают на вопросы учителя Оценивают себя на этом этапе уроке. | Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы Учатся фантазировать, развивают образное мышление Обогащается словарный запас учащихся | Наблюдение. Вопросы и ответы Учителя Наблюдение. Вопросы и ответы |
III. Работа по теме урока (5 мин) IV. Физминутка.( 1 мин) | Фронтальная работа | Вспомните из окружающего мира, чего не хватает человеку зимой? - Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами. На рабочих листах у вас есть задание № 3 - Поставьте слова в форму мн. ч. и запишите. Яблоко- , мёд- , молоко- , апельсин- , груша- , сок- , лимон- . -Проверяем по эталону - Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч.? Слайд 9 - Какое затруднение возникло? (молоко и мёд) Слайд 10 В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч., и наоборот, но об этом мы поговорим на следующем уроке. - Я буду называть сущ. ед. числа и мн. ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки. - Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики. ( Слова: шарф, шарфы страна, страны, улицы, улица, снеговик, снеговики, загадки, загадка, земля, горы, сугробы, метели.) | . Учащиеся читают и записывают слова. Оценивают себя на этом этапе уроке. Учащиеся выполняют самостоятельно. Читают составленное предложения 3-4 учащихся Оценивают себя на этом этапе уроке. | Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы | Наблюдение учителя Наблюдение. Вопросы и ответы |
Работа в паре | А сейчас поработаем в паре –Задание № 4 в рабочих листах: Найдите в тексте имена сущ во мн числе и подчеркните. Давайте проверим самостоятельную работу. Проверка по эталону( Слайд 11). Большую ёлку украшали золотые и серебряные яблоки. На всех ветках, словно цветы или бутоны, росли орехи, пёстрые конфеты и всякие сласти. Украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек. Они сверкали на тёмных ветках. Вокруг ёлки всё пестрело и сияло! . . | Обогащается словарный запас учащихся Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа | |||
V. Закрепление изученного материала.( 11 мин) 1. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ. ( 5 мин) 2. Работа с орфографическим словарём.( 5 мин) | Фронтальная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа | Слайд 12
- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.) Задание № 5 в рабочих листах. « Анализ текста» - Послушайте рассказ, который называется « Осколки доброты» 1. Семья проводила выходной день на пляже.2. Дети купались в море и строили замке на песке. 3. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. 4. Её седые волосы развевались на ветру , одежда была грязной и оборванной . 5. Она что-то бормотала про себя , подбирая с песка какие-то предметы и перекладывала их в сумку. 6. Родители подозвали детей и велели держаться подальше от старушки.7. когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась семье, но никто не ответил ей на приветствие.8.Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги. - Какая основная мысль рассказа? - Почему автор так назвал свой рассказ? - Правы ли были родители? - Подчеркните в тексте имена сущ. В един. числе. - Придумайте свой вариант конца рассказа. Задание № 6 « Работа со словарём» в рабочих листах Работа по учебнику - с. 21, упр. 31 (Самостоятельное выполнение. Проверка) | Ответы учащихся Учащиеся берут карточку и начинают работать в паре Оценивают себя на этом этапе уроке. (самооценка) 2-3 учащихся зачитывают записанные слова, обсуждение и оценивание работ учащихся учителем Оценивают себя на этом этапе уроке. | Формируются умения вставлять по смыслу имена существительные в тексте ед.ч и мн.ч Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа | Наблюдение учителя |
VI. Рефлексия ( 3 мин) | Фронтальная работа | Задание № 7 в рабочих листах« Цветовой диктант» Зарисуйте квадраты: Красным цветом- сущ. в ед.ч.
Слайд 14 Покажите что у вас получилось? - Оценка 5 ! - Это ваша оценка ребята , за вашу работу. - Как изменяются имена существительные? (по числам) - Что изменяется у имени существительного при изменении по числам? (Окончание). | Учащиеся записывают слова на доске (по цепочке), также ведётся запись в тетрадях. Оценивают себя на этом этапе уроке. | Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа | |
VII. Подведение итогов урока ( 1 мин) | - Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе?(ед.число обозначает один предмет, мн. Два и более. А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Посчитайте снежинок с какой улыбкой у вас больше на полях . Возьмите ту снежинку , которых у вас больше и прикрепите её на наше окошко. - Посмотрите, какое красивое зимнее окно у нас получилась. Надеюсь, оно оставит у вас приятное воспоминание о нашем уроке. Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо вам ребята за урок. | Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. | Диалог | ||
VIII.Домашнее задание. | Творческое задание на листах. | Записывают в дневники домашнее задание | Планируют выполнение задания | Даёт развернутое объяснение |
В качестве напутствия послушайте притчу. Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал: - Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: « Я принимаю радость в свою жизнь», но радости нет. Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и спросил: - Назови ,что ты выбираешь из этих предметов? - Ложку, -ответил юноша. - Произнеси пять раз. - Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз. - Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо… - Что же надо, по – вашему? - Надо протянуть руку и взять ложку, т.е. приложить усилие. _ Вот и вам сегодня, ребята, надо «взять» свои знания и применить их на практике. |
Задание № 5 в рабочих листах. « Анализ текста» - Послушайте рассказ, который называется « Осколки доброты» 1. Семья проводила выходной день на пляже.2. Дети купались в море и строили замке на песке. 3. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. 4. Её седые волосы развевались на ветру , одежда была грязной и оборванной . 5. Она что-то бормотала про себя , подбирая с песка какие-то предметы и перекладывала их в сумку. 6. Родители подозвали детей и велели держаться подальше от старушки.7. когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась семье, но никто не ответил ей на приветствие.8.Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги. - Какая основная мысль рассказа? - Почему автор так назвал свой рассказ? - Правы ли были родители? - Подчеркните в тексте имена сущ. В един. числе. - Придумайте свой вариант конца рассказа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс
Тема: Имя существительное как часть речиЦель урока: способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированн...
Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...
Технологическая карта урока русского языка "Словосочетание" (УМК "Школа России",4 класс)
Тема урока «Словосочетание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятий о словосочетании, определение и вычленение словосочетаний.Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...
Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Предлог как часть речи»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русско...
Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...
технологическая карта урока русского языка "Предлоги" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока «Предлоги»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о предлогах как части речи, его роли в предложении; формирование умения грамотно ...