Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Формировать умение определять число имени существительного, а также уметь изменять их по числам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_19.01.2023.docx47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. УМК «Школа России»

Учитель: А.В. Яценко

 Дата: 19.01.23 г.

Тема  урока. Число      имен  существительных.

 Учебник: «Русский язык» /В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, (УМК «Школа России»)

Педагогическая цель

Формировать умение определять число имени существительного, а также уметь изменять их по числам.

Тип, вид урока

усвоение новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся определять число имени существительного и уметь изменять имя существительное по числам.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные:

формирование положительного отношения к учению; воспитание культуры речи; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности; интерес к предметно-исследовательской деятельности,   предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Метапредметные.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; распределять объекты в группу по общему признаку; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять, вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:        

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности)

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная

Методы: словесный, наглядный, практический, частично - поисковый

Основное содержание темы, понятия и термины

Единственное и множественное числа имени существительного

Образовательные ресурсы

Текст учебника,  компьютер, проектор, презентация,  раздаточный материал  (карточки, снежинки для рефлексии)

Ход урока.

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку.  (1 мин)

Слайд  1

Вот  и прозвенел звонок,

 Нужно нам начать урок.

Я  рада  приветствовать  всех, кто находится сегодня в нашем классе. Ребята, какое сейчас время года? Представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, тихо опускаясь на землю. Сначала опустились самые хрупкие, маленькие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Итак, все снежинки на земле, улыбнулись друг другу. Я  надеюсь, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

В качестве напутствия послушайте притчу.

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:

- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: « Я принимаю радость  в свою жизнь», но радости нет. Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и спросил:

- Назови ,что ты выбираешь из этих предметов?

- Ложку, -ответил юноша.

- Произнеси пять раз.

- Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.

- Вот видишь, -  сказал мудрец, - повторяй хоть миллион  раз в день, она не станет твоей. Надо…

- Что же надо, по – вашему?

- Надо протянуть руку и взять ложку, т.е. приложить усилие.

_ Вот и вам сегодня, ребята, надо «взять» свои знания и применить их на практике.

Слайд 2

Давайте начнём с минутки чистописания. Задание №1 в раб.листе.

На минутке чистописания сегодня будете писать

О каких особенностях начертания букв нужно помнить? ( Высота букв, наклон, закругление элементов, соединение ), запишите пары соедининий, самую красивую пару подчеркните.

Приветствие учителя. Проверяют готовность рабочего места.

Записывают число, Классная работа.

Пишут предложенные учителем буквы в соединении элементами от букв Оценивают себя на этом этапе уроке.

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам

Наблюдение

II.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности

( 10 мин)

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта решения проблемы

Фронтальная беседа

Работа в парах

 Задание №2 в раб.листе  « Словарная работа»

- - Запишем слова под диктовку.

 Снегирь, декабрь, январь, февраль, весёлый, коньки.

Подчеркните орфограммы в словах. Слайд 3

- Проверим себя. Какое слово лишнее? Почему? (весёлый – имя прилагательное.

Все остальные слова – имена существительные.)

 - Какое одушевлённое им. сущ. встретилось, подчеркните его.

- Что ещё вы можете сказать о других именах существительных? (неодущ.,нариц.)

Слайд 4

Послушайте загадку

Тройка - тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром. –

Это зима. Слайд 5

Сейчас мы  посмотрим, какие слова нам приготовила зима. (Слайд 6)

- Давайте прочитаем: Мороз, варежка, сосулька, вьюга, снег –

 ( кластер снеговик)

Скажите, что общего у всех этих слов?

 - Какой частью речи являются все эти слова?

(Это имена существительные.)

Что вы уже знаете об имени существительном?

( Отвечают на вопросы Кто? Что? Обозначают предмет.

Бывают муж., жен., и сред. Рода.

Бывают Собственными и нарицательными.) одушевленные и неодушевленные.

-А сколько предметов обозначают эти слова? ( один)

 Посмотрите , какие мы молодцы, кто пришёл к нам в гости благодаря вашим знаниям? ( снеговик)

 

 Вы уже столько знаете  об имени существительном . Молодцы!

 - А теперь посмотрим на следующий слайд. 

Прочитайте слова. (Слайд.7)

 Что-нибудь заметили?

Морозы, варежки, сосульки, вьюги, снега.

(Да.  Был один предмет, а стало много.)

Учитель. Значит , имена существительные могут  изменяться  по числам.

Слайд 8

Учитель. Тогда что будем изучать на уроке?

Учитель. Сформулируйте тему урока и запишите в рабочих листах. Слайд 9

Число имён существительных.

- Сформулируйте цели урока

1. Узнать больше об… (имени существительном).

2. Научиться определять число имён существительных.

2. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.)

Учащиеся записывают слова  к себе в тетрадь, работая в паре.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают себя на этом этапе уроке.

.

Учащиеся отгадывают загадку

Учащиеся читают по цепочке; отвечают на вопросы учителя

Оценивают себя на этом этапе уроке.

Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы

Учатся фантазировать, развивают образное мышление

Обогащается словарный запас учащихся

Наблюдение. Вопросы и ответы

Учителя

Наблюдение. Вопросы и ответы

III. Работа по теме урока

(5 мин)

IV. Физминутка.( 1 мин)

Фронтальная работа

Вспомните из окружающего мира, чего не хватает человеку зимой?

- Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

На рабочих листах у вас есть задание № 3

- Поставьте слова в форму мн. ч.  и запишите.

Яблоко-       , мёд-     , молоко-    , апельсин-   , груша-   , сок-  , лимон-    .

-Проверяем по эталону

- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч.? 

Слайд 9

- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд) Слайд 10

В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч., и наоборот,  но об этом мы поговорим на следующем уроке.

- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.

- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.

( Слова: шарф, шарфы страна, страны, улицы, улица, снеговик, снеговики,  загадки, загадка, земля, горы, сугробы, метели.)

.

Учащиеся читают  и записывают слова.

Оценивают себя на этом этапе уроке.

Учащиеся выполняют самостоятельно.

Читают составленное предложения 3-4 учащихся

Оценивают себя на этом этапе уроке.

Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа

Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы

Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы

Наблюдение учителя

Наблюдение. Вопросы и ответы

Работа в паре

А сейчас поработаем в паре

Задание  № 4 в рабочих листах: Найдите в тексте имена сущ во мн числе и подчеркните.

Давайте проверим самостоятельную работу.

 Проверка по эталону( Слайд 11).

Большую ёлку украшали золотые и серебряные яблоки. На всех ветках, словно цветы или бутоны, росли орехи, пёстрые конфеты и всякие сласти. Украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек. Они сверкали на тёмных ветках. Вокруг ёлки всё пестрело и сияло!

.

.

Обогащается словарный запас учащихся

Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа

V. Закрепление изученного материала.( 11 мин)

1. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ.

( 5 мин)

2. Работа с орфографическим словарём.( 5 мин)

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Слайд 12

 

- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.)

Задание  № 5  в рабочих листах. 

« Анализ текста»

 - Послушайте рассказ, который называется « Осколки доброты»

1. Семья проводила выходной день  на пляже.2. Дети купались в море и строили замке на песке. 3. Вдруг вдалеке показалась маленькая  старушка. 4. Её седые волосы развевались на ветру , одежда была грязной  и оборванной . 5. Она что-то бормотала про себя , подбирая с песка  какие-то предметы и перекладывала их в сумку. 6. Родители подозвали детей и велели  держаться подальше от старушки.7. когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то  поднять, она улыбалась семье, но никто не ответил ей на приветствие.8.Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала  с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги.

 - Какая основная мысль рассказа?

- Почему автор так назвал свой рассказ?

- Правы ли были родители?

 - Подчеркните в тексте  имена сущ. В един.  числе.

 - Придумайте свой вариант конца рассказа.

Задание  № 6 « Работа со словарём» в рабочих листах

Работа по учебнику  - с. 21,  упр. 31

(Самостоятельное выполнение. Проверка)

Ответы учащихся

Учащиеся берут карточку и начинают работать в паре

Оценивают себя на этом этапе уроке. (самооценка)

2-3 учащихся зачитывают записанные слова, обсуждение и оценивание работ учащихся учителем

Оценивают себя на этом этапе уроке.

Формируются умения вставлять по смыслу имена существительные в тексте ед.ч и мн.ч

Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа

Наблюдение учителя

VI. Рефлексия

( 3 мин)

Фронтальная работа

Задание  № 7 в рабочих листах« Цветовой диктант»

 Зарисуйте  квадраты:

Красным цветом- сущ. в ед.ч.

  1. Печка
  2. Окно
  3. Цыплёнок
  4. Жёлудь
  5. Щипцы
  6. Цветы
  7. Гвоздь
  8. Щечка
  9. Растение
  10. Глаза
  11. Уши
  12. Мальчик
  13. Чёлка
  14. Здание
  15. Молодец.

Слайд 14

Покажите что у вас получилось?

- Оценка 5 !

- Это ваша оценка ребята , за вашу работу.

- Как изменяются имена существительные? (по числам)

- Что изменяется у имени существительного при изменении по числам? (Окончание).

Учащиеся записывают слова на доске (по цепочке), также ведётся запись в тетрадях.

Оценивают себя на этом этапе уроке.

Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа

VII. Подведение итогов урока

( 1 мин)

- Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе?(ед.число обозначает один предмет, мн. Два и более.

А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

Посчитайте снежинок  с какой улыбкой у вас больше на полях  . Возьмите ту снежинку , которых у  вас больше и прикрепите её на наше окошко.

 - Посмотрите, какое  красивое  зимнее  окно  у нас получилась. Надеюсь, оно оставит у вас приятное воспоминание о нашем уроке.

Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо вам ребята за урок.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Диалог

VIII.Домашнее задание.

Творческое задание на листах.

Записывают в дневники домашнее задание

Планируют выполнение задания

Даёт развернутое объяснение

В качестве напутствия послушайте притчу.

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:

- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: « Я принимаю радость  в свою жизнь», но радости нет.

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и спросил:

- Назови ,что ты выбираешь из этих предметов?

- Ложку, -ответил юноша.

- Произнеси пять раз.

- Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.

- Вот видишь, -  сказал мудрец, - повторяй хоть миллион  раз в день, она не станет твоей. Надо…

- Что же надо, по – вашему?

- Надо протянуть руку и взять ложку, т.е. приложить усилие.

_ Вот и вам сегодня, ребята, надо «взять» свои знания и применить их на практике.

Задание  № 5  в рабочих листах.

« Анализ текста»

 - Послушайте рассказ, который называется « Осколки доброты»

1. Семья проводила выходной день  на пляже.2. Дети купались в море и строили замке на песке. 3. Вдруг вдалеке показалась маленькая  старушка.

4. Её седые волосы развевались на ветру , одежда была грязной  и оборванной . 5. Она что-то бормотала про себя , подбирая с песка  какие-то предметы и перекладывала их в сумку. 6. Родители подозвали детей и велели  держаться подальше от старушки.7. когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то  поднять, она улыбалась семье, но никто не ответил ей на приветствие.8.Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала  с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги.

 - Какая основная мысль рассказа?

- Почему автор так назвал свой рассказ?

- Правы ли были родители?

 - Подчеркните в тексте  имена сущ. В един.  числе.

 - Придумайте свой вариант конца рассказа.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс

Тема: Имя существительное как часть речиЦель урока: способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированн...

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Технологическая карта урока русского языка "Словосочетание" (УМК "Школа России",4 класс)

Тема урока «Словосочетание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятий о словосочетании, определение и вычленение словосочетаний.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Предлог как часть речи»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русско...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...

технологическая карта урока русского языка "Предлоги" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Предлоги»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о предлогах как части речи, его роли в предложении; формирование умения грамотно ...