конспект урока по русскому языку. Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель: | Бабичева Ирина Ивановна |
Предмет: | Русский язык |
УМК: | В.П.Канакина. В.Г.Горецкий |
Тема урока: | Неопределенная форма глагола |
Тип урока: | ОНЗ |
Цель деятельности педагога: | Создание условия для формирования у учащихся знаний и умений определять неопределенную форму глагола по вопросам. |
Задачи: | Образовательные: сформировать умение определять по вопросам неопределенную форму глагола; Развивающие: развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, навык чёткого и красивого письма; способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания; Воспитательные: расширять коммуникативные способности детей; |
Планируемые результаты: | Предметные: иметь знания о неопределенной форме глагола; Метапредметные : Познавательные – умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; данного раздела; определяют круг своего незнания Коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; Регулятивные – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; уметь самоорганизовываться; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивание усеваемого содержания |
Образовательные ресурсы: | Карточки, учебник, презентация |
Формируемые УУД | Коммуникативные: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Личностные: ценить и понимать позицию другого; Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления |
Этапы урока | Деятельность учителя |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | -Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. Будем мы внимательны, активны и старательны! |
2.Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений. Цель: актуализировать знания и ввести обучающихся в учебную деятельность 3.Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: мотивировать к изучению темы, стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию. | -А свою внимательность мы проверим на орфографической минутке. Прочитайте слова. Что я вам предложу сделать? СЛ: перехадил, нашол, зиленеет, провидет, зазванит, надвигается. Д (найти ошибку, доказать, назвать орфограмму). Верно. (коллективное выполнение задания, исправление ошибок на слайде.) - прочитайте правильно написанные слова. Что их объединяет? (глаголы) - Что такое глагол? (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др. ) На какие 3 группы можно разделить глаголы? (глаголы прошедшего времени, будущего времени и настоящего времени) - Какие глаголы указывают нам на форму будущего времени.? Настоящего? Будущего?. Выпишите столбики в тетрадь. Проверка. Докажите, что выполнили верно. Что значит доказать? (Задать вопрос) - Что сейчас повторили? -Как думаете у всех ли глаголов можно определить время? Я сейчас вам предложу задание, в котором вам необходимо заменить фразеологизм одним глаголом. Глаголы записать.
- определите время действия записанных глаголов (вызывает затруднение) - что вызвало затруднение? (не можем определить время) -Эти глаголы не обозначает ни категорию времени, ни категорию числа. Как вы думаете, как называется такая форма глагола? В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола. -Какова тема нашего урока? (неопределенная форма глаголов) -Назовите цель нашего урока? (Узнать, какая форма глагола является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д. ) 1- прочитайте еще раз все глаголы? На какой вопрос они отвечают? (значит глаголы неопределенной формы отвечают на вопрос что делать и что сделать?) 2. что общего заметили? Заканчиваются на ть. Прочитайте предложение. Как вы его понимаете? Легко друзей найти, да трудно сохранить. - найдите глаголы, неопределенной формы. Какой вывод можем сделать? На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы? 3.глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на ти. |
Физкультминутка | -Если глагол в н.ф. – руки вверх. - Если глагол в других формах – руки вперед. - Если слово не является глаголом – присели. Ходить, ходит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, везти, грусть, стеречь, (бороться). |
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение | Посмотрите внимательно на эту схему. Прочитайте глагол. Лаять Пр. вр. Н..вр. лаял лает лаяла лают -От какого слова мы образовали все эти формы? Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола. Какой вывод можно сделать? ( неопределенная форма глагола- это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глаголов. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать ? Что сделать?. Оканчиваются на ть, или ти. - Откройте учебник на стр. 72 и прочитайте правило, правильно ли мы сделали вывод? - как называется эта часть глагола ть или ти (суффикс) Вывод. Н.Ф.= неопр. ф. Что делать? Что сделать? - ть, -ти, Внимание! Если глагол отвечает на вопрос что делает? – то н.ф. отвечает на вопрос Что делать? Запишем! Помогают (что делают?)- (что делать?) помогать. Сравните! решу (что сделаю?) – (что сделать?) решить стр 72, упр 149. Спишите 1 и 2 предложение. Подчеркните глаголы неопределенной формы |
5.Самостоятельная работf. Цель: Проверить навык усвоения новых знаний. | - Выполните задание. На карточке: Подчеркни глаголы неопределенной формы. Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго, долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть. |
Подведение итогов | - какие цели мы ставили себе на уроке. Достигли ли мы их? С какими глаголами познакомились на уроке? Что было трудным? С чем справились легко на уроке? Дом.зад. стр 73, упр 150 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"
Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...
Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс
Тема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:- уметь опре...
Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс
Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола».
Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола»....
Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного вида ( УМК Школа России, 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного видаЦели деятельности учителя: формирование умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида...
Конспект урока по русскому языку «Неопределенная форма глагола» (УМК Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с неопределенной формой глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. Планируемые результаты:Предметные: знать понятие неопределе...
Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"
Конспект урока на тему: "Неопределенная форма глаголов" предназначен для учеников 4 класса....