Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennaya_forma_glagola.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Неопределенная форма глагола.
Цели:
Обучающие: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставитть вопросы что делать? что сделать?
Развивающие: Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
Воспитывающие: Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!)
Каждый день - всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, четко говорим
И красиво все сидим.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Чистописание. ( слайд 4 )
- Первое задание для чистописания.
Отгадайте мою загадку.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
III. Словарь.
1) Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира (в специальном вагоне, в специальном помещении теплохода, самолета )
2) Он огромный, городской,
Часто он с одной трубой.
Здесь машины собирают
Или нефть перегоняют. ( завод )
3) Есть в квартире молодец –
Математик и мудрец.
Постоянно круглый год
Точный счёт он дням ведёт.
Вот и сейчас его, как в старь,
Называют …( каклендарь )
4) Это громкий инструмент,
Гвоздь вбивает он в момент.
Вечером ты им не бей,
Всех соседей пожалей. ( молоток )
5) Искры сыплются салютом,
Над проспектом слышен звон.
Это едет по маршруту
Электрический вагон.
Были б рельсы, провода –
Нас прокатит без труда. ( трамвай )
6) Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит … ( шофёр)
IV. Актуализация знаний о глаголе.
Интервью. ( слайд 16 )
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
Интересная часть речи
В русском языке живет
Все что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам … (глагол)
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)
— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)
- Конечно. Алексей Толстой писал : «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».
V. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?
VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
-Прочитайте написанные на доске слова:
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
(1 у доски, остальные на листочках)
-Проверяем.
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « решить, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
VII. Изучение нового материала.
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?
Тема: Неопределенная форма глагола.
- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)
_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
VIII. Физкультминутка для глаз.
«О чём идёт речь
Учитель: Они бывают на мокром месте, могут залезть на лоб, разбежаться и даже слипнутся.
Ученик: Речь идёт о глазах.
Учащиеся выполняют упражнения для глаз
IX. Первичное закрепление. Игра «Кто самый внимательный».
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
-Имеют окончания: - ти, - ть
и оканчиваются на - чь
- Кто попробует сделать вывод ?
- Откройте учебники на стр. …., прочитайте вывод.
Такие глаголы имеют 3 названия
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
X. Задания на закрепление материала. Упражнение « А я скажу по – другому»
Учитель: Данные словосочетания замените глаголами-синонимами:
- выходить на встречу – встречать;
- мыть лицо – умываться;
- одержать победу – победить;
- лить слёзы – плакать;
- говорить неправду – врать, лгать;
- снять пальто – раздеться.
XV. Итог урока.
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём мы говорили про глаголы неопределённой формы.
- Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
XVI. Домашнее задание.
- Спасибо большое за урок. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"
Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...
Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс
Тема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:- уметь опре...
Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс
Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного вида ( УМК Школа России, 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного видаЦели деятельности учителя: формирование умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида...
Конспект урока по русскому языку «Неопределенная форма глагола» (УМК Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с неопределенной формой глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. Планируемые результаты:Предметные: знать понятие неопределе...
Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"
Конспект урока на тему: "Неопределенная форма глаголов" предназначен для учеников 4 класса....
конспект урока по русскому языку. Неопределенная форма глагола
Урк открытия нового знания....