Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neopredelennaya_forma_glagola.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неопределенная форма глагола.

Цели:

Обучающие: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставитть вопросы что делать? что сделать?

Развивающие: Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую  и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.

Воспитывающие: Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Каждый день - всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, четко говорим

И красиво все сидим.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.      

Готовы слушать, рассуждать  

И  друг другу помогать.

II. Чистописание. ( слайд 4 )

- Первое задание для чистописания.

Отгадайте мою загадку.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

III. Словарь.

1) Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира (в специальном вагоне, в специальном помещении теплохода, самолета )

2) Он огромный, городской,

Часто он с одной трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют. ( завод )

3) Есть в квартире молодец –  

 Математик и мудрец.

 Постоянно круглый год

 Точный счёт он дням ведёт.

 Вот и сейчас его, как в старь,

 Называют …( каклендарь )

4) Это громкий инструмент,

Гвоздь вбивает он в момент.

Вечером ты им не бей,

Всех соседей пожалей. ( молоток )

5) Искры сыплются салютом,

Над проспектом слышен звон.

Это едет по маршруту

Электрический вагон.

Были б рельсы, провода –

Нас прокатит без труда. ( трамвай )

6) Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит … ( шофёр)

IV. Актуализация знаний о глаголе.

Интервью.  ( слайд 16 )

    Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

Интересная часть речи
В русском языке живет
Все что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам … (
глагол)

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)

- Конечно. Алексей Толстой писал : «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».  

V. Актуализация знаний.  

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?

VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

-Прочитайте написанные на доске слова:

      Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Распределите данные слова по временам.

        п.в.                      н.в.                      б.в.

(1 у доски, остальные на листочках)

-Проверяем.

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Слова « решить, привезти» в какой столбик записали вы?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы  оказался лишними, не попали ни  в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

VII. Изучение нового материала.

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
(Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

VIII. Физкультминутка для глаз.

 «О чём идёт речь

Учитель: Они бывают на мокром месте, могут залезть на лоб, разбежаться и даже слипнутся.

Ученик: Речь идёт о глазах.

Учащиеся выполняют упражнения для глаз  

IX. Первичное закрепление. Игра «Кто самый внимательный».


Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

-Имеют окончания: - ти,  - ть

                       и оканчиваются на - чь

- Кто попробует сделать вывод ?

- Откройте учебники на стр. …., прочитайте вывод.

Такие глаголы имеют 3 названия

                       Начальная форма глагола

                                           

                                               

                        Неопределённая форма глагола

                                       Инфинитив

Какое из этих названий вам   незнакомо?  

 Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Почему эта форма глагола называется неопределённой?

X. Задания на закрепление материала.  Упражнение « А я скажу по – другому»  

Учитель: Данные словосочетания замените глаголами-синонимами:

  • выходить на встречу – встречать;
  • мыть лицо – умываться;
  • одержать победу – победить;
  • лить слёзы – плакать;
  • говорить неправду – врать, лгать;
  • снять пальто – раздеться.

XV. Итог урока.

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём мы говорили про глаголы неопределённой формы.

- Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

XVI. Домашнее задание.

- Спасибо большое за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"

Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:- уметь опре...

Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс

Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного вида ( УМК Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного видаЦели деятельности учителя: формирование умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида...

Конспект урока по русскому языку «Неопределенная форма глагола» (УМК Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с неопределенной формой глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. Планируемые результаты:Предметные: знать понятие неопределе...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока на тему: "Неопределенная форма глаголов" предназначен для учеников 4 класса....