Конспект урока по русскому языку «Неопределенная форма глагола» (УМК Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку

Цели деятельности учителя: знакомство с неопределенной формой глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме.
 
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятие неопределенной формы глагола; уметь находить глаголы в неопределенной форме;
Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности; развитие способности к самооценке.
 
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник В.П. Канакина «Русский язык» 3 класс, часть 2 (УМК «Школа России»).
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

Метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Здравствуйте ребята!

Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Приветствуют учителя.

Самоопределение (Л).

Смыслообразование (Л).

Целеполагание (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Проверка ДЗ

- Запишем число, «классная работа».

-Сегодня мы прописываем букву Т.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

-Хорошо. Повторили. А теперь посмотрите на слайд.

(Слайд 2)

«С умным разговориться — что мёду напиться.»

- Что это?

- Объясните её смысл.

- Назовите изученные части речи.

- Какие из этих слов вы можете поставить в начальную форму?

-Поставьте.

- А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

Записывают.

-Часть речи

-Действие предмета

-Что делать? Что делают? Что делает? И т.д.

- Пословица

- С умным человеком приятно разговаривать, от него узнаешь много интересного.

- Прилагательное, существительное глагол, предлог.

-Мед и умный.

-Мёд – форма именительного падежа единственного числа, умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. С глаголом мы это сделать не можем.

Обсуждают. Возникает спор. Есть дети, которые не уверены в том, что у глагола есть начальная форма.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П). Выполнение пробного учебного действия (Р). Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Учет разных мнений (К).

III. Постановка учебной задачи

2-3 мин

-Сформулируйте тему урока.

-Правильно, в русском языке такую форму у глаголов еще называют неопределенной.  

Поставим перед собой цели.

Дети продолжают высказывания: (Слайд 3)

1. Сегодня на уроке мы узнаем…

2.Мы научимся…

-Сегодня на уроке мы будем говорить о начальной форме глагола.

-О неопределенной форме глагола.

- Находить глаголы в неопределенной форме.

Самоопределение (Л). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). Сознанное и произвольное построение речевого высказывания (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Использование критериев для обоснования своего суждения (К). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

- Отлично. Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 4)

«Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить, х_дить – ух_дить.»

- Какая это часть речи?

-Объясните различие в значении каждой пары глаголов.

-У вас на столах лежат карточки с этими словами. (Приложение 1) Работаем в паре. Ваша задача вставить пропущенные буквы и объяснить почему.

-А теперь задайте вопрос к каждому слову.

-На какие 2 группы можно разделить эти слова?

- А теперь спишите эти слова по вариантам. 1 вариант – глаголы, отвечающие на вопрос -  что делать? 2 вариант- глаголы, отвечающие на вопрос - что сделать?

(Слайд 5) Проверьте себя. Исправьте ошибки. Оцените.

-А теперь найдите приставки и обозначьте.

- Назовите приставки.

-Молодцы. На что оканчивается каждое слово?

- Я думаю вы уже догадались что это за глаголы.

- И что теперь мы можем про них сказать?

-Давайте проверим наш результат.  Откроем учебник на стр.106 и прочитаем правило от мудрой совы.

- Посмотрите на слайд.  (Слайд 6)

Продолжите высказывание:

-Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…

-Неопределённая форма – это …

-Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …

-Глагол

Объясняют.

Выполняют задание.

Задают.

- 1 группа – слова отвечают на вопрос -  что делать? 2 группа – слова отвечают на вопрос – что сделать?

Выполняют задание.

- Поговорить приставка – по, нарисовать приставка – на, заморозить приставка – за, уходить приставка – у.

-Слова оканчиваются на – ть.

-Глаголы в неопределенной форме.

- Отвечают на вопросы: - что делать? что сделать? И оканчиваются на – ть.

Читают.

- Что делать? Что сделать?

- Начальная форма глагола.

-Оканчиваются на –ть, - ти, - чь.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П). Волевая саморегуляция (Р). Выдвижение гипотез и их обоснование (П). Поиск необходимой информации (П). Использование знаково-символических средств (П).

Осознание ответственности за общее дело (Л). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

-Молодцы, а теперь находим упр. 182. Прочитайте.

- Какая мысль выражена в предложении?

- Спишите. Подчеркните глаголы в неопределенной форме.

- Какие глаголы вы выбрали?

- Проверьте себя и оцените с помощью светофора.

- Если хочешь быть умным, то нужно учиться слушать, правильно отвечать и молчать, когда не знаешь, что сказать.

- Быть, спрашивать, слушать, отвечать, переставать, говорить, сказать.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П). Использование знаково-символических средств (П). Выполнение действий по алгоритму (П). Построение логической цепи рассуждений (П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

5-7 мин

- А теперь выполните упр. 184.  Прочитайте задание.

Что нужно сделать?

-Есть ли вопросы по выполнению задания?

(Ученик у доски, остальные самостоятельно).

Читают задание. Объясняют, что нужно сделать.

Отвечают.

Анализ, синтез, сравнение, аналогия (П). Использование знаково-символических средств (П). Выполнение действий по алгоритму (П). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П). Доказательство (П).Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

VII. Включение в систему знаний

 7-8 мин

-Все ли поняли, как определять глаголы в неопределенной форме? А мы сейчас проверим как вы поняли. Я сейчас вам буду читать произведение, а вы должны выписать глаголы неопределенной формы.

-Готовы? Начнем

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

А. Пушкин

-А теперь проверим. (Слайд 7).

-Проверьте себя, исправьте ошибки, допишите слова.

-Оцените свою работу.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: -выучить правило на стр. 106 и выполните упр. 185.

- Посмотрите внимательно на упражнение, есть ли вопросы по его выполнению?

Да

Сравнивают со слайдом, самооценка по светофору.

Задают возникшие вопросы.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П). Выполнение действий по алгоритму (П). Контроль, коррекция, оценка (Р). Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К). Постановка вопросов (К).

VIII. Рефлексия деятельности

1-2 мин

(Слайд 8)

-Что нового мы сегодня узнали?

- Что мы научились делать?

- Что было для вас самым трудным?

- Понравился ли урок?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка на основе критерия успешности (Л). Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).

Приложение 1

Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить, х_дить – ух_дить.

Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить, х_дить – ух_дить.

Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить, х_дить – ух_дить.

Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить, х_дить – ух_дить.

Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить, х_дить – ух_дить.

Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить, х_дить – ух_дить.

Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить, х_дить – ух_дить.

Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить, х_дить – ух_дить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неопределенная форма глагола Выполнила студентка: Ефименко Анастасия Проверила учитель начальных классов: Шартон Ирина Александровна

Слайд 2

«С умным разговориться — что мёду напиться.» Пословица

Слайд 3

Сегодня на уроке мы узнаем… Мы научимся…

Слайд 4

«Г_ворить – пог_ворить, р_совать – нар_совать, м_розить – зам_розить , х_дить – ух_дить.»

Слайд 5

1 ВАРИАНТ г_ворить р_совать м_розить х_дить 11 ВАРИАНТ пог_ворить нар_совать зам_розить ух_дить

Слайд 6

Продолжите высказывание: - Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… - Неопределённая форма – это … - Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …

Слайд 7

Отдохнуть , устроить, беспокоить, охранять, содержать

Слайд 8

-Что нового мы сегодня узнали? - Что мы научились делать? - Что было для вас самым трудным? - Понравился ли урок? - Как вы оцениваете свою работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: Неопределённая форма глагола (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку:  Неопределённая форма глагола (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределённая форма глагола» Цели деятельности учителя:формирование умения определять неопределенную форму глагола по вопросам. Планируемы...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:- уметь опре...

Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола" (УМК Школа России, 3 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя:  формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые рез...

Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс

Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола».

Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола»....

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного вида ( УМК Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного видаЦели деятельности учителя: формирование умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида...