Конспект урока родного русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок родного языка "Самовар кипит-уходить не велит!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_rodnogo_yazyka_vo_2_klasse._tema_uroka_samovar_kipit_-_uhodit_ne_velit.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского родного языка во 2 классе.
Тема урока: «Самовар кипит – уходить не велит». Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Слова, связанные с традициями русского чаепития.
Цели урока:
- познакомить детей с историей русского самовара;с историей появления чая, традициями чаепития; с целебными свойствами чая.
- учить детей чтить и уважать традиции русского народа;
- развивать выразительность речи;
- воспитывать культуру поведения учащихся за столом, прививать навыки этикета.
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Оборудование и реквизит:
Компьютер, репродукции картин: «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева, презентация, плакат с изображением самовара, самовар, сушки, баранки, заварной чайник, чай в пачке, рушник на стол.
Ход урока:
I Организационный момент:
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
II Мотивация к учебной деятельности:
1) - Сегодня мы совершим очередное путешествие в мир русской народной культуры. Наша встреча посвящена одному из неофициальных символов России.
- Давайте назовём государственные символы России.(герб с трёхглавым орлом, гимн, флаг бело-сине-красный)
- Естьи неофициальные символы.Назовите их. (Березка, матрешка, самовар, ушанка, валенки, балалайка).
2) - Представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола …
Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)
- Подумайте, чему будет посвящён наш урок?
3) - Наш урок пройдёт под темой «Самовар кипит – уходить не велит». Только на Руси пили чай из самовара.В русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.
4) - Запишите в тетрадях число и тему урока.
III Работа по теме урока:
1.Что же такое самовар, как его ещё называли раньше вы узнаете, прочитав «Приложение 1»?(Читают текст и устно отвечают на вопросы)
2. История самовара
- Втолковом словаре В.И.Даля указано: назначение самовара – нагревать воду.
Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.
- У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас - без самовара.
- Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.
Тула до сих пор славится своими самоварами, даже есть поговорка « В Тулу со своим самоваром не ездят».
3. Устройство самовара
-Прочитать текст из «Приложения 2». (Читают текст о том, как разжигали самовар)
- Рассмотрите серию картинок «Как разжигали самовар». Описание какой картинки пропустил автор? (По серии картинок устанавливают порядок разжигания самовара)
1.В металлическую чашу заливали воду
2. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев.
3. Поджигали их лучиной.
4. Раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога, и вода закипала.
5.Сверху у самовара ставили трубу.
Ученик:
Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то жар,
В нем бурлил когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток.
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!
4. Разновидности самоваров
- Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар.
(Презентация о самоварах)
- Самовар Русское поле поформе напоминает греческую вазу, но на ней нанесены истинно русские полевые цветы - ромашки, васильки, колосья созревшей пшеницы. В центре - медальоны "Косцы" и "На пашне".
- Самовар «Флорентийская ваза» украшен рельефным растительным орнаментом по корпусу.
- Самовар «Тула- город-герой» 7 декабря 1976-го года Туле присвоено звание города-героя за мужество и стойкость, проявленные его защитниками в дни героической обороны осенью 1941-го года. В честь этого события изготовили самовар "Тула - город-герой". Изделие в форме вазы отличает богатство отделки. По кольцу выгравирована надпись: "Слава городу-герою Туле", а по бокам - "Туляк как родился, так за молот ухватился", "Издревле земля тульскими мастерами славится
- Самовар-паровозНеобычный самовар находитсяв Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном "котле", самовар пронзительно свистит. Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар.
Самовар из напёрсткаЧтобы разглядеть изобретение "нового тульского Левши" Евгения Калинникова, микроскоп не нужен: свой миниатюрный самовар туляк изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла: наперстка!
- Самый большой самовар - В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 кг и вмещающий 250 л воды. Корпус его был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар "поспевал" за 40 мин., а вода в нем не остывала 2 дня!
- А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси в XVIII веке также самовары для каши и щей?
5. Чай в России
- В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.
До чая у нас в стране употребляли различные напитки.
- Назовите напитки, которые пили на Руси.(кисель, морс, квас)
- А что пили зимой?
- Особой любовью пользовался сбитень – горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем и другими травами.
- Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
В 1638 году, боярский сын Василий Старков привез чай в Россию от одного монгольского хана в подарок царю Михаилу Федоровичу. С опаской пробовали московитяне диковинный напиток. Вот отзыв того времени: «Питие доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно».
- Когда в России появился чай, то многие люди даже и не знали, как его приготовить.
- Послушайте одну историю.(читает ученик)
«Раз прислал мне барин чаю…»
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок.
Гости с барином плевались,
Сам он аж но озверел,
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался –
Чай забыл я посолить.
- Сейчас вы услышите, как правильно нужно заваривать чай.(Рассказывает ученик)
«... Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,— от этого чай становится чище и ароматнее... Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться — и у вас... готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий».
- Вплоть до 18 века чай можно было купить только в Москве и на ярмарках. Стоил он дорого, и простому люду был недоступен. В Россию его ввозили из-за границы. Только в 1814 году в Ботаническом саду в Крыму был посажен первый опытный куст. И затем чай прижился в южных краях России. С 19 века чай стал народным напитком. Повсеместно открывались чайные трактиры, где за пузатым самоваром собирался русский люд потолковать о том, о сем.
6. Польза чая
- Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен укусу змеи». Значит пить нужно, только свежезаваренный чай.
- Придворные лекари того времени вынесли свое заключение: «Изрядное есть лекарство против насморков, головоболезней».
- О пользе чая расскажут ребята.
Ученик1:Я хочу открыть секрет
И полезней дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Ученик2:Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
Ученик 3:
Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,
Силы новые дает и друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!
7. Чайные плантации.
- Где сейчас мы берём чай?
- Посмотрите, как выглядят плантации, на которых выращивают чай.
Вот огромное поле. Оно все засажено темно-зелеными кустами. На этих кустах очень много мелких листиков. Это и есть чай.
- Ароматный чай получается из самых молодых, свежих побегов – трех верхних листиков. Сорвешь их – и жди, пока опять отрастут. Впрочем, отрастают они быстро.
- Собирают с кустов листики вручную и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листья обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах. У чая особое свойство – впитывать всякий запах.
8. «Самовар» в литературном чтении
- Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?(читают дети)
1. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”.
(К.Чуковский “Федорино горе”)
2. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(К.Чуковский “Мойдодыр”)
1. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(К.Чуковский “Муха-цокотуха”)
9. Пословицы о чае
- Немало пословиц и поговорок сложил русский народ о чае и его свойствах. (Приложение 3) (Читают по цепочке)
Чай пьешь - до ста лет проживешь.
Чай не пьешь - откуда силы берешь?
Чай пить – не дрова рубить.
Выпей чайку – забудешь тоску.
За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
Пей чай, беды не знай!
С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
Чай пить – приятно жить!
Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
- Спишите в тетрадь одну из пословиц.
10. Выпечка к чаю.
- Постепенно в быт России вошло чаепитие и стало одним из важнейших элементов общения людей. Было принято звать в гости на чашку чая, пили его с холоду, после баньки, с устатку, с дороги. Чай бодрил, согревал, поднимал настроение.
- Трудно представить чайный столбезвыпечки.
- Что пекли в старину? Отгадайте загадки.(читают дети)
1.Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. (Пирог.)
2. Кольцо не простое – кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объедение! (Бублик.)
3. Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)
- Какую ещё выпечку можно было увидеть на столе?(Пирожки, ватрушки, баранки, сушки, пряники, калачи, коврижки)
(«Подать на блюдечке с голубой каёмочкой»)
IV. Закрепление:
1. – Выберите самое точное слово, чтобы закончить предложение:
Самовар – это символ …… .(благополучие, доброта, гостеприимство, трудолюбие).
2. (Приложение 4)
- В тексте нарушен порядок следования предложений. Соберите текст, расставив предложения в правильном порядке. Запишите его в тетрадь.
(2,1,3,4,5)
V. Рефлексия:
- Наш урок подошёл к концу. Давайте дадим ему оценку. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое и интересное, то прикрепите на доску к самовару чайную чашку. Если вам было не интересно и ничего нового вы не узнали, ваша чашка останется у меня.(дети оценивают урок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)
Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк...
Конспект урока родного (русского) языка в 1 классе по теме: "Ударение"
Урок «открытия» нового знания....
Конспект урока родного (русского) языка " Путешествие в страну звуков и букв"
Цель урокаразвивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам. Закреплять умение наблюдать за произношением звуков речи, производить их звуковой анализ. Со...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Конспект урока родного русского языка, 2 класс.
Слова- предметы русского быта....
Конспект урока родного русского языка в 4 классе по теме : " Как и когда появились знаки препинания"
Конспект урока...
Конспект урока родного (русского) языка
Конспект урока родного (русского) языка 2 класс. Тема: "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"....