Конспект урока родного (русского) языка " Путешествие в страну звуков и букв"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урокаразвивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам. Закреплять умение наблюдать за произношением звуков речи, производить их звуковой анализ. Совершенствовать русскую устную и письменную речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_rus.yaz_puteshestvie_v_stranu_zvukov_i_bukv.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Раздольного
Моздокский район, РСО – Алания
Урок родного языка (русского) в 1 классе
Тема: Путешествие в страну
«Звуков и Букв»
Разработала
учитель начальных классов
Мирошниченко Е.П.
2018 г.
Цели: Развивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам. Закреплять умение наблюдать за произношением звуков речи, производить их звуковой анализ. Совершенствовать русскую устную и письменную речь учащихся.
УУД:
Личностные: формировать ценностное отношение к русскому языку;
проявлять доброжелательность, терпимость; уметь применять навыки сотрудничества.
Предметные: уметь различать в слове согласные и гласные звуки по их признакам; определять согласный и гласный звуки в слове и вне слова, распознавать звуки и буквы, обозначающие согласные звуки; наблюдать над смыслоразличительной ролью звуков и букв русского языка, формировать орфографическую зоркость.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоанализ , анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Тип урока: Включение в систему знаний и повторений.
Дидактический материал: презентация «Звуки и буквы в русском языке», карточки со словами и картинками, вагончики на парту, карточки для звукового анализа слов, буквы а,о,и,ы, алфавит.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, меловая доска, колонки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я приветствуют вас на уроке родного русского языка! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с гостями!
(Спасибо! Садитесь на свои места).
2. Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
И нас в сказку повели!
3.Постановка учебной задачи и темы урока.
-Сегодня на уроке мы с вами отправимся в одну удивительную и волшебную страну, а вот кто же в ней живет, сейчас вы мне скажите сами.
Отгадайте загадки: 1.Сели на странички 33 сестрички
Сели рядом – не молчат
Нам загадки говорят! (Буквы)
2.Мы слышим и произносим ….. (звуки)
И так мы отправляемся в страну Звуков и Букв. Жители этой страны никак не могут встретиться, так как живут на разных берегах реки. Давайте поможем Звукам и Буквам встретиться.
- Поможем ребята?
- На чем же мы отправимся в путь? Отгадайте ребята загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (поезд)
(на партах лежит нарисованный вагончик)
- ну что ж в путь , друзья! (звучит веселый гудок паровоза).
Ребята встают имитируют движение поезда и кричат Ту- ту-ту!!!
4.Постановка проблемной ситуации.
- Мы приехали к воротам в этой волшебной страны, но попасть туда мы не можем, ворота надежно охраняются:
Черненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в город не пускает. (замок)
- сколько в слове слогов? Какой слог поется, сильно выделяется голосом? Поставим ударение. Посмотрите у вас есть карточки с картинкой, давайте запишем это слово и
составим схему звуков этого слова
- Вот ворота отрылись, а за ними стоит ….. замок! - сколько в слове слогов? Какой
слог поется, сильно выделяется голосом? Запишем слово и поставим ударение.
- Что заметили? Почему в слове одни и те же буквы и звуки, а значение слов разные?
(потому что мы поставили в словах ударение на разные слоги и значение слова поменялось).
Давайте запишем замок – замок и схему этих слов.
Значит ударение очень важный житель в стране Звуков и букв - это стражник, который отвечает за порядок в королевстве.
Звучит гудок поезда! Ту – ту - ту
Отправляемся дальше.
Мы прибыли на площадь (читает один из сильных учеников) ГЛАСНЫЕ
- Что вы знаете о гласных? Кто расскажет?
Ученик:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)
(гласные поются, в словах ударение падает только на гласный звук).
Давайте пропоем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Е, Ю.
- Запишите гласные первого ряда. (Как вы это сделаете?)
Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами.
- Посмотрите, около реки плачут слова. Они потеряли свои буквы, когда купались. Давайте поможем стать им целыми словами.
- Какие буквы надо вставить?
-Какие звуки они обозначают?
1 задание “Вставьте гласную букву в слово”.
Р а к, к о т, м и р, с ы р
- запишите эти слова в тетрадь
- выполните схему одного слова и поставьте ударение.
Физминутка
Ну-ка, детки, встаньте в ряд
Звуки пусть заговорят.
с-с-с- змеиный слышен свист (руки)
ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)
ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (руки)
р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)
Мчится поезд – чух-чух-чух.
Плачет филин – ух-ух-ух.
А теперь такая шутка:
Сесть вы можете без звука.
4. Включение в систему знаний и повторений.
- Какие звуки мы сейчас произнесли?
- Почему они не поются?
- Мы прибыли на проспект СОГЛАСНЫЕ
- Что можно рассказать о согласных?
Ученик
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ирга «Сундучок» (ученики вытягивают карточку с буквой, обозначающей согласный звук)
- Давайте произнесем звуки Р, Т, К, С, З, М, В.
- на какие две группы их можно разделить (звонкие и глухие).
- А если мы соединим гласные и согласные, у нас получатся слоги: Ра, Ри, Та, Ти, Ко, Ке, Сы, Се, Зу, Зи, Мо, Ме, Во, Ви. (читают с доски)
- На какие еще группы можно разделить согласные звуки? (твердые и мягки), а кто нам помог определить мягкость или твердость согласного звука, гласные звуки!
(и, е – сказали, что согласный мягкий, а,о,у,ы – сказали, что согласный твердый)
Вывод: согласные звуки могут быть звонкими или глухими, твердыми или мягкими.
Давайте поиграем в игру «Зоопарк». (У вас на парте карточки с буквами прочитайте их наоборот и назовите названия животных.
клов асил килсо тик тоне вел
физминутка
Мы немного устали в пути и чтобы продолжить путь дальше нужно немного отдохнуть. Я буду называть вам звуки: гласные- сели, согласные- встали.
5. Знакомство с алфавитом.
Послушайте сказку про нашу волшебную страну.
Однажды в царстве звуков и букв появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву. Так в городе породнились звуки и буквы.
Ученик:
33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.
- А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)
- У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. АЛФАВИТ. Алфавит очень любит порядок. Поэтому в алфавите у каждой буквы есть свое место.
- Ребята, а чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим. А буквы видим и пишем.
- Ребята, давайте попробуем нарядить слова, которые мы видим в виде рисунков, в разноцветную буквенную одежду.
-Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом, якорь/
-Составьте звуковую схему слов из кругов, через тире запишите слова буквами.
(работа в тетрадях, записывают слова, рядом схему звука)
-Проверим, все ли справились с поставленной задачей?
-Во всех ли словах одинаковое количество звуков и букв? Почему?
- Объясните (буква я в начале слова обозначает два звука [й`а])
- Молодцы ребята? Ну что ж помогли мы сегодня встретиться звукам и буквам встретиться? (ответы учеников)
Ученица Марьям
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ,
Но когда с умом толково
Их поставить в четкий ряд-
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
6.Итоги урока.
Ребята мы совершили путешествие в страну звуков и букв. Что же мы узнали о жителях этой страны?
А мы запомним!
Звуки мы …… (произносим и слышим)
Буквы мы ……(видим и пишем)
Ударение падает только на …….(гласный звук)
В алфавите все буквы стоят….. по порядку.
- На этом наше путешествие в волшебную страну закончилось. Но мы не раз еще вернемся в страну звуков и букв нашего родного русского языка.
В заключении ученик читает:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Родной язык мой - Русский...
Ему я буду предана всегда.
горжусь я тем, что он Великий,
Его я не забуду никогда!
- Уважаемые гости! На уроках родного языка, ребята знакомимся произведениями русских писателей.
Сегодня мы хотим вам показать небольшую инсценировку сказки К.И. Чуковского «Муха - Цокотуха».
«Муха - Цокотуха
Автор: Муха –Цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла
Пошла муха на базар и купила самовар.
Муха: Я сегодня в юбилей позвала к себе друзей,
Пусть приходят вечерком, всех побалую чайком.
Приготовлю угощенье – будет пир на загляденье!
Автор: Стали гости собираться, к мухе на чай слетаться.
(стук в дверь, входят тараканы)
1 таракан: Мы поэты тараканы встали утром очень рано,
Чтобы первыми поздравить,
муху на весь мир прославить.
2 таракан: Вы сегодня так прекрасны!
Глазоньки, как солнце ясны,
Крылышки огнем горят,
Ослепительный наряд!
Муха: Вас готова вечно слушать, но пора сластей откушать.
Вот, пожалуйста, варенье, несколько сортов печенья.
(стук в дверь, входят букашки)
1.букашка: Мы – подруженьки букашки дарим вам вот эти чашки.
2.букашка: Сядете пить чай, вспомните букашек.
Муха: Ваш подарок по душе, но пора к столу уже.
Наливайте чай цветочный, так же есть коктейль молочный.
(стук в дверь, входят блошки)
1.блоха: Мы две маленькие блошки принесли для вас сапожки.
2. блоха: Даже в самый лютый холод не замерзнут ваши ножки.
Муха: Вам спасибо за заботу, а теперь пора к народу.
Угощайтесь шоколадом, пастилой и мармеладом.
(стук в дверь, входит бабушка пчела)
Муха: Здравствуй бабушка пчела. Я давно тебя ждала!
Пчела: Извини, что опоздала. Я подарок собирала – облетела сто цветков и подарок мой готов. Принимай душистый мед, он от хвори всех спасет.
Муха: Вас прошу к столу садиться, угощеньем насладиться.
(оглядывает гостей)
Но кого - то не хватает? Где же бабочка летает?
Неужели не зайдет с нами чаю не попьет?
(влетает бабочка)
Бабочка: Здравствуй милая подруга! Я примчалась прямо с луга.
Принесла тебе букет и от мотыльков привет!
(звучит веселая музыка, все пляшут. Вдруг вбегает паук и хватает муху! Гости прячутся)
Муха: Ой – ой –ой! Ой – ой –ой! Кто же так меня схватил?
Погибаю! Нет уж сил!
Паук: Это я тебя держу, а зачем сейчас скажу. Ты на праздник всех позвала, накормила, приласкала. Ну, а что же я паучок и вся моя семья мы не гости для тебя?
(из – под лавки слышится голос)
1.блошка: Освободи нашу подружку. Мы дадим тебе ватрушку!
Паук: не люблю я ваших ватрушек, на завтрак я съел бы десяток мушек.
Пчела: Кто же сможет нам помочь отогнать злодея прочь!
(вбегает комарик с саблей)
Комарик: Кто здесь муху обижает?
Принимать гостей мешает?
Я ее освобожу, а злодея накажу!
(звучит музыка, паук и комар сражаются на саблях, паук падает раненный)
Муха: Вы мой спаситель! Вы мой герой! Вы выиграли неравный бой!
Прошу вас к нашему столу!
Паук: Ох, я бедный паучок как теперь болит бочок.
Я немного пошутил, а комар меня скрутил.
Я прошу у вас прощенья (обращается к мухе)
Ах как пахнет угощенье!!!
Муха: Зла на вас держать не буду и обиду позабуду,
К паучатам отпущу и ватрушкой угощу!!!
(паук уходит, звучит музыка, пир продолжается)
ЗАНАВЕС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Путешествие в страну звуков и букв
Сценарий логопедического утренника...
Урок по обучению грамоте "Путешествие в страну Звуков и Букв"
На уроке закрепляются знания звуков и букв, их соответствие....
Внеклассное занятие. «Будем всегда вместе или осеннее путешествие в страну звуков и букв».
Цели: 1. Проверить знание детьми алфавита, знание правил русского языка. Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.2.Развивать речь, мышление, память, ко...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...
Урок русского языка. "Путешествие в страну звуков". (1 класс)
Урок русского языка. "Путешествие в страну звуков". (1 класс)...
Рабочая программа Коррекционный курс: «Путешествие по Стране Звуков и Букв» АООП для обучающихся С задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа направлена на коррекцию недостатков речевого развития у школьников....
- Мне нравится (1)