Конспект урока родного (русского) языка " Путешествие в страну звуков и букв"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Мирошниченко Елена Павловна

Цель урокаразвивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их   существенным признакам. Закреплять умение наблюдать за произношением звуков речи, производить их звуковой анализ. Совершенствовать русскую устную и письменную речь учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_rus.yaz_puteshestvie_v_stranu_zvukov_i_bukv.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Раздольного

Моздокский район, РСО – Алания

Урок родного языка (русского) в 1 классе

Тема: Путешествие в страну

«Звуков и Букв»

                     

                      Разработала

                           учитель начальных классов

                                    Мирошниченко Е.П.

2018 г.

Цели: Развивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их   существенным признакам. Закреплять умение наблюдать за произношением звуков речи, производить их звуковой анализ. Совершенствовать русскую устную и письменную речь учащихся.

УУД:

Личностные: формировать ценностное отношение к русскому языку;

 проявлять доброжелательность, терпимость; уметь применять навыки сотрудничества.

Предметные: уметь различать в слове согласные и гласные звуки по их признакам; определять согласный и гласный звуки в слове и вне слова, распознавать звуки и буквы, обозначающие согласные звуки; наблюдать над смыслоразличительной ролью звуков и букв русского языка,  формировать орфографическую зоркость.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоанализ , анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Тип урока: Включение в систему знаний и повторений.

Дидактический материал: презентация «Звуки и буквы в русском языке», карточки со словами и картинками, вагончики на парту, карточки для звукового анализа слов, буквы а,о,и,ы, алфавит.

 Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, меловая доска, колонки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я приветствуют вас на уроке родного русского языка! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с гостями!

(Спасибо! Садитесь на свои места).

2. Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

И нас в сказку повели!

3.Постановка учебной задачи и темы урока.

-Сегодня на уроке мы с вами отправимся в одну удивительную и волшебную страну, а вот кто же в ней живет, сейчас вы мне скажите сами.

 Отгадайте загадки: 1.Сели на странички 33 сестрички

                                     Сели рядом – не молчат

                                     Нам загадки говорят! (Буквы)

    2.Мы слышим и произносим ….. (звуки)

И так мы отправляемся в страну Звуков и Букв. Жители этой страны никак не могут встретиться, так как живут на разных берегах реки. Давайте поможем Звукам и Буквам встретиться.

-  Поможем ребята?

- На чем же мы отправимся в путь? Отгадайте ребята загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок (поезд)

(на партах лежит нарисованный вагончик)

- ну что ж в путь , друзья! (звучит веселый гудок паровоза).

Ребята встают имитируют движение поезда и кричат Ту- ту-ту!!!

4.Постановка проблемной ситуации.

- Мы приехали к воротам в этой волшебной страны, но попасть туда мы не можем, ворота надежно охраняются:

Черненькая собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в город не пускает. (замок)

- сколько в слове слогов? Какой слог поется, сильно выделяется голосом? Поставим ударение.  Посмотрите у вас есть карточки с картинкой, давайте запишем это слово и

составим схему звуков этого слова          

- Вот ворота отрылись, а за ними стоит ….. замок! -  сколько в слове слогов? Какой

        

слог поется, сильно выделяется голосом? Запишем слово и поставим ударение.        

- Что заметили? Почему в слове одни и те же буквы и звуки, а значение слов разные?

(потому что мы поставили в словах ударение на разные слоги и значение слова поменялось).

Давайте запишем замок – замок и схему этих слов.

Значит ударение  очень важный житель в стране Звуков и букв - это стражник, который отвечает за порядок в королевстве.

Звучит гудок поезда! Ту – ту -  ту

Отправляемся дальше.

Мы прибыли на площадь (читает один из сильных учеников) ГЛАСНЫЕ

- Что вы знаете о гласных? Кто расскажет?

Ученик:

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается …(гласный)

(гласные поются, в словах ударение падает только на гласный звук).

Давайте пропоем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Е, Ю.

- Запишите гласные первого ряда. (Как вы это сделаете?) 

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами.

- Посмотрите, около реки плачут слова. Они потеряли свои буквы, когда купались. Давайте поможем стать им целыми словами.

   - Какие буквы надо вставить?

   -Какие звуки они обозначают?

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”.

Р  а к,   к о т,   м  и р,    с ы р

- запишите эти слова в тетрадь

- выполните схему одного слова и поставьте ударение. 

Физминутка

Ну-ка, детки, встаньте в ряд

Звуки пусть заговорят.

с-с-с- змеиный слышен свист (руки)

ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)

ж-ж-ж – шмели в саду  жужжат (руки)

р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)

Мчится поезд – чух-чух-чух.

Плачет филин – ух-ух-ух.

А теперь такая шутка:

Сесть вы можете без звука.

4. Включение в систему знаний и повторений.

- Какие звуки мы сейчас произнесли?

- Почему они не поются?

- Мы прибыли на проспект СОГЛАСНЫЕ

- Что можно рассказать о согласных?

Ученик

А согласные согласны,

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ирга «Сундучок» (ученики вытягивают карточку с буквой, обозначающей согласный звук)

- Давайте произнесем звуки Р, Т, К, С, З, М, В.

- на какие две группы их можно разделить (звонкие и глухие).

- А если мы соединим гласные и согласные, у нас получатся слоги: Ра, Ри, Та, Ти, Ко, Ке, Сы, Се, Зу, Зи, Мо, Ме, Во, Ви. (читают с доски)

- На какие еще группы можно разделить согласные звуки? (твердые и мягки), а кто нам помог определить мягкость или твердость согласного звука, гласные звуки!  

(и, е – сказали, что согласный мягкий, а,о,у,ы – сказали, что согласный твердый)

Вывод: согласные звуки могут быть звонкими или глухими, твердыми или мягкими.

Давайте поиграем в игру  «Зоопарк». (У вас на парте карточки с буквами прочитайте их наоборот и назовите названия животных.

клов  асил  килсо    тик  тоне вел  

физминутка

Мы немного устали в пути и чтобы продолжить путь дальше нужно немного отдохнуть. Я буду называть вам звуки: гласные- сели, согласные- встали.

5. Знакомство с алфавитом.

Послушайте сказку про нашу волшебную страну.

Однажды в царстве звуков и букв  появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с  жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву. Так в городе породнились звуки и буквы.

Ученик:

33 родных сестрицы,

Дружные красавицы.

Взявшись за руки, стоят,

Всем ребятам нравятся.

- А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

- У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. АЛФАВИТ. Алфавит очень любит порядок. Поэтому в алфавите у каждой буквы есть свое место.

- Ребята, а чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим. А буквы видим и пишем.

- Ребята, давайте попробуем нарядить слова, которые мы видим в виде рисунков, в разноцветную  буквенную одежду.

-Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом, якорь/

-Составьте звуковую схему слов из кругов, через тире запишите слова буквами.

(работа в тетрадях, записывают слова, рядом схему звука)

-Проверим, все ли справились с поставленной задачей?

-Во всех ли словах одинаковое количество звуков и букв? Почему?

- Объясните (буква я в начале слова обозначает два звука [й`а])

- Молодцы ребята? Ну что ж помогли мы сегодня встретиться  звукам и буквам встретиться? (ответы учеников)

Ученица Марьям

    Много с буквами хлопот

    Уж такой они народ,

    Но когда с умом толково

    Их поставить в четкий ряд-

    Превратятся буквы в слово

    И с тобой заговорят.

6.Итоги урока.

  Ребята мы совершили путешествие в страну звуков и букв. Что же мы узнали о жителях этой страны?

А мы запомним!

Звуки мы …… (произносим и слышим)

Буквы мы ……(видим и пишем)

Ударение падает только на …….(гласный звук)

В алфавите все буквы стоят….. по порядку.

- На этом наше путешествие в волшебную страну закончилось. Но мы не раз еще вернемся в страну  звуков и букв нашего родного русского языка.

В заключении ученик читает:

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Родной язык мой - Русский...

Ему я буду предана всегда.

горжусь я тем, что он Великий,

Его я не забуду никогда!

- Уважаемые гости! На уроках родного языка, ребята  знакомимся произведениями русских писателей.

Сегодня мы хотим вам показать небольшую инсценировку сказки К.И. Чуковского «Муха - Цокотуха».

«Муха - Цокотуха

Автор: Муха –Цокотуха, позолоченное брюхо,

             Муха по полю пошла, муха денежку нашла

             Пошла муха на базар и купила самовар.

 

Муха: Я сегодня в юбилей позвала к себе друзей,

              Пусть приходят вечерком, всех побалую чайком.

               Приготовлю угощенье – будет пир на загляденье!

 Автор: Стали гости собираться, к мухе на чай слетаться.

               

(стук в дверь, входят тараканы)

1 таракан: Мы поэты тараканы встали утром очень рано,

                   Чтобы первыми поздравить,

                    муху на весь мир прославить.

2 таракан:  Вы сегодня так прекрасны!

        Глазоньки, как солнце ясны,

                     Крылышки огнем горят,

                      Ослепительный наряд!

Муха:       Вас готова вечно слушать, но пора сластей откушать.

                  Вот, пожалуйста, варенье, несколько сортов печенья.

(стук в дверь, входят букашки)

1.букашка: Мы – подруженьки букашки дарим вам вот эти чашки.

2.букашка: Сядете пить чай, вспомните букашек.

Муха: Ваш подарок по душе, но пора к столу уже.

            Наливайте чай цветочный, так же есть коктейль молочный.

(стук в дверь, входят блошки)

1.блоха: Мы две маленькие блошки принесли для вас сапожки.

2. блоха: Даже в самый лютый холод не замерзнут ваши ножки.

Муха: Вам спасибо за заботу, а теперь пора к народу.

            Угощайтесь шоколадом, пастилой и мармеладом.

(стук в дверь, входит бабушка пчела)

 Муха: Здравствуй бабушка пчела. Я давно тебя ждала!

Пчела: Извини, что опоздала. Я подарок собирала – облетела сто цветков и подарок мой готов. Принимай душистый мед, он от хвори всех спасет.

Муха: Вас прошу к столу садиться, угощеньем насладиться.

            (оглядывает гостей)

            Но кого - то не хватает? Где же бабочка летает?

            Неужели не зайдет с нами чаю не попьет?

(влетает бабочка)

Бабочка: Здравствуй милая подруга! Я примчалась прямо с луга.

                Принесла тебе букет и от мотыльков привет!

(звучит веселая музыка, все пляшут. Вдруг вбегает паук и хватает муху! Гости прячутся)

     

Муха: Ой – ой –ой!  Ой – ой –ой! Кто же так меня схватил?

              Погибаю! Нет уж сил!

Паук: Это я тебя держу, а зачем сейчас скажу. Ты на праздник всех позвала, накормила, приласкала. Ну, а что же я паучок и вся моя семья мы не гости для тебя?  

(из – под лавки слышится голос)

1.блошка: Освободи нашу подружку. Мы дадим тебе ватрушку!

Паук: не люблю я ваших ватрушек, на завтрак я съел бы десяток мушек.

Пчела: Кто же сможет нам помочь отогнать злодея прочь!

(вбегает комарик с саблей)

Комарик: Кто здесь муху обижает?

                 Принимать гостей мешает?

                 Я ее освобожу, а злодея накажу!

(звучит музыка, паук и комар сражаются на саблях, паук падает раненный)

Муха: Вы мой спаситель! Вы мой герой! Вы выиграли неравный бой!

            Прошу вас к нашему столу!

Паук: Ох, я бедный паучок как теперь болит бочок.

            Я немного пошутил, а комар меня скрутил.

            Я прошу у вас прощенья (обращается к мухе)

            Ах как пахнет угощенье!!!

Муха: Зла на вас держать не буду и обиду позабуду,

            К паучатам отпущу и ватрушкой угощу!!!

(паук уходит, звучит музыка, пир продолжается)

ЗАНАВЕС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Путешествие в страну звуков и букв

Сценарий логопедического утренника...

Урок по обучению грамоте "Путешествие в страну Звуков и Букв"

На уроке закрепляются знания звуков и букв, их соответствие....

Внеклассное занятие. «Будем всегда вместе или осеннее путешествие в страну звуков и букв».

Цели: 1. Проверить знание детьми алфавита, знание правил русского языка. Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.2.Развивать речь, мышление, память, ко...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Урок русского языка. "Путешествие в страну звуков". (1 класс)

Урок русского языка. "Путешествие в страну звуков". (1 класс)...