Конспект урока родного (русского) языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бардышева Марина Вадимовна

Конспект урока родного (русского) языка 2 класс. Тема: "Ржаной хлебушко - калачу дедушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rodnogo_russkogo_yazyka.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по родному русскому языку

Учебник: родной русский язык  О.М. Александрова

Класс 2

Тема урока: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Оборудование: учебник, слайд-шоу, колоски, хлебобулочные изделия.

Цель: обогатить пассивный и активный словарный запас учащихся.

Задачи:

1) расширять представления детей о значении и происхождении слов;

2) воспитывать бережное  и уважительное отношение к хлебу;

3) формировать навыки исследовательской работы со словом.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Внимание на экран! (слайд-шоу)

- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него нельзя представить себе ни скромный завтрак, ни праздничный обед.  Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода. Что же это такое?

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет –

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

- А что вы знаете о хлебе? Что вам известно из уроков окружающего мира? (рассказывают, получают колоски)

3. Самоопределение к деятельности.

- На стр. 14 учебника прочитаем вводную статью. А хотите узнать,  как появилось слово «хлеб», сколько значений у этого слова?

- Тогда мы начинаем! Тема нашего  урока «Ржаной хлебушко -  калачу дедушка».

4. Работа по теме урока.

  • Выполнение заданий учебника.

1. Прочитайте текст (стр. 14) и расскажите, что вам уже было известно, а что оказалось новым. Запишите слова парами: рожь – ржаной, пшеница – пшеничный.

2. Прочитайте пословицы (стр. 15). Объясните их значение, спишите одну пословицу:

Без хлеба сыт не будешь.

Хлеб – всему голова!      

Хлеб ржаной – отец наш родной.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.  

Хлеб бросать – труд не уважать.

  • Работа с толковым словарём.

1. Что мы называем хлебом? Слово хлеб имеет несколько значений. Узнайте о них в толковом словаре.

Хлеб - пищевой продукт, который выпекают из муки.

Хлеб - растение, из зерна которого изготавливаются мука.

Хлеб - зерно, из которого делают муку.

Пропитание, пища (зарабатывать на хлеб)

Средства к существованию, заработок (лёгкий хлеб - легкий заработок)

- Наши предки в старину рожь называли житом – от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.

5. Физкультминутка «Каравай».

- Какую песню с давних пор на Руси поют  в день рождения или на именинах?

- Песня «Каравай» - обрядовая песня, которая ведет свою историю с давних времен. Ее исполняли в день рождения ребенка или на именины. На эти праздники обязательно пекли каравай. Когда этот сладкий круглый хлеб с украшениями выносили имениннику, исполнялась эта песня. Давайте и мы сейчас отдохнём, поиграем, споем эту песенку.

6. Работа по теме урока.

  • Выполнение заданий учебника в группах.

- Объединитесь в группы по 4 человека. В группе каждый будет работать с одним из текстов. Порядок работы с текстом изучите на стр. 17 учебника. Время выполнения задания – 10 минут.

1) - О каком виде белого хлеба узнали из первого текста? Найдите в нашей корзинке калач. Какая поговорка встретилась в тексте?

2) - Чем бублик отличается от баранки? Найдите в нашей корзине бублик, баранку. Что означает шутливое выражение дырка от бублика?

3) - Что интересного узнали о сушках? Найдите в нашей корзине сушки. Догадались, почему сушки так называются?

4) – О каких версиях возникновения слова ватрушка вы узнали из текста? Найдите ватрушку в хлебной корзине.

  • Минутка открытий.

- Русское слово калач образовано от славянского слова коло (колесо, круг). 

В слове калач надо писать букву а, однако в древнерусском существовала форма колачь. Найдите слова, у которых тот же «предок», что и у слова калач, выпишите их в тетрадь: колесо, блин, кольцо, пирог, около.

  • Выполнение задания учебника в парах.

- В предложении пропущено слово, которое называет действие. Догадайтесь, что это за слово, спишите предложение, выполните взаимопроверку.

Калачи, сушки, ватрушки, бублики ___________ , поэтому эти изделия   называют выпечкой.

7. Закрепление изученного материала.

  • Дидактическая игра «Чем я угощу друзей».

- Предлагаю вам назвать слово по его толкованию.

Хлеб, который выпекается на Пасху (кулич)

Маленькая булочка, имеющая форму рога (рогалик)

Витой белый хлеб, от глагола плести (плетёнка)

Круглое изделие из печёного теста, от глагола лепить (лепёшка)

Сладкое мягкое печенье с пряностями, часто с рисунком (пряник)

Витая сдобная булка, по форме похожая на восьмёрку (крендель)

Большой круглый хлеб, который выпекали к важным событиям (каравай)

  • Работа с текстом.

- Прочитайте текст (стр. 19) и постарайтесь определить его главную мысль. Какие слова из текста могут быть его заголовком?

  • Выполнение дифференцированных заданий.

- Выполните одно из заданий на выбор:

Составь скороговорки из предложенных слов.

бублик, булка, Булька, Пулька, делили, ели

Выбери слова, которые можно составить из букв данного слова.

ВАТРУШКА

вата  каша  трава  ушко  трубка  рука

8. Итог урока.

- Как называли хлеб в старину? ( хлебушко,  хлеб - батюшка)

- Как вы теперь понимаете пословицу - тему урока?

- Хлеб на столе и по сей день является незаменимым продуктом. Хлеб никогда и никому не приедается. Это исключительный продукт.

- Понравился вам сегодняшний урок?

- Что нового вы узнали о хлебе?

- Какие задания были для вас самыми интересными?

- Какие самыми трудными?

- Что расскажете дома о сегодняшнем уроке?

9. Рефлексия.

- За хорошую работу на уроке я хочу угостить вас сушками. На каждой сушке  - цветной бантик. Если вы считаете, что у вас сегодня всё получалось, вы отлично работали, возьмите сушку с зелёным бантиком. Если же вы старались, но не всё получилось, так как хотелось, возьмите сушку с жёлтым бантиком.

10. Домашнее задание.

- Самыми ценными продуктами для простого  человека были хлеб и соль. Узнайте у родителей об обряде встречать гостей хлебом-солью.         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)

Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк...

Конспект урока родного (русского) языка " Путешествие в страну звуков и букв"

Цель урокаразвивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их   существенным признакам. Закреплять умение наблюдать за произношением звуков речи, производить их звуковой анализ. Со...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока родного русского языка, 2 класс.

Слова- предметы русского быта....

Конспект урока родного русского языка "По одежке встречают..." 2 класс

Учить понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдать основные орфографические  и пунктуационные нормы современного русского литературного ...