Конспект урока родного русского языка в 4 классе по теме : " Как и когда появились знаки препинания"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_idey._ermolina_olga_valerevna.docx | 35.46 КБ |
kaleydoskop_idey._ermolina_olga_valerevna.pptx | 609.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока родного русского языка
в 4 классе
по теме: «Как и когда появились знаки препинания?»
Работу выполнила
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №41» г.Улан – Удэ
Ермолина Ольга Валерьевна
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка к разработке урока:
Предмет, класс, УМК | Родной (русский) язык, 4 класс, УМК «Школа России», | ||||
Учитель | Ермолина Ольга Валерьевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №41» город Улан - Удэ | ||||
Тема урока, | Как и когда появились знаки препинания? | ||||
Цель урока | -знакомство с историей возникновения и функцией знаков препинания, их ролью в речи, совершенствовать навык правильного пунктуационного оформления предложения, текста. | ||||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | ||
расширение знаний о функции знаков препинания (разделительной, выделительной, смыслоразличительной) | - развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь; | - воспитывать любовь к русскому родному языку, интерес к предмету; формировать навыки работы учащихся при работе в парах, группах. | |||
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | |||
Учащиеся должны знать функции знаков препинания ; уметь расставлять знаки препинания в зависимости от смысла , уметь передавать содержание информации поставленной цели, работать с разными источниками информации | Личностные: -развивать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей. Коммуникативные: - контролировать действия партнёра; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; - осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Ход урока:
- Оргмомент
Долгожданный дан звонок, начинается урок!
Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Начнем наш урок, как обычно, с минутки чистописания. Запишем красиво и аккуратно пословицу: Языком не спеши, а делом не ленись. Подчеркните знаки препинания, которые встретились в этом предложении. Как вы понимаете смысл пословицы?
- Актуализация и пробное учебное действие
На доске записаны предложения. Прочитайте. Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами. Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки. Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте. Легко ли понять текст, когда расставлены знаки? Какую роль они играют в речи?
- Выявление места и причины затруднения
Предлагаю вам подслушать разговор двух ребят, которые вполне могли оказаться нашими одноклассниками:
Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку:
- Представляешь, Ваня, сегодня двойку получил за диктант, потому что не поставил точки, закорючки – запятые и другие знаки препинания! А пойди их разбери: Здесь нужно запятую ставить, а здесь уже двоеточие!
- Так как же ты без знаков препинания текст писал?
- Вполне себе отлично! Как в древние времена! Только учитель меня не поняла. И зачем они вообще нужны, эти знаки? Чтоб двойки получать?
- Я не согласен с тобой, Миша! Без знаков препинания никак не обойтись!
Как вы думаете, ребята, на самом деле можно жить в наше время без знаков препинания? С чьим мнением вы согласны?
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Ученые выделяют 10 знаков. Приглашаю вас на бал – маскарад знаков препинания. Угадайте, какой знак вам покажут ваши одноклассники.
1 маска- Я неизменно присутствую там, где есть повествование о чем-либо. Всегда стою в конце предложения и заканчиваю мысль. (Точка)
2 маска - Я возникаю всегда, когда нарушается спокойное действие речи, когда события быстро или неожиданно сменяются . В общем, тогда, когда в предложении неспокойно. (Тире)
3 маска - Я стою в конце предложения, когда надо показать, что высказывание не совсем закончено. (Многоточие)
4 маска - Я помогаю читателю ориентироваться в тексте, где перечисляются предметы, явления, действия. Также разделяю части предложения. (Запятая)
5 маска - Я предупреждаю читателя о том, что после паузы последует разъяснение того, о чем говорилось ранее. Люблю стоять после слов автора в предложениях с прямой речью. (Двоеточие)
6 маска - Я не могу без запятой, с ней всегда я в паре. И всегда ей помогаю. (Точка с запятой)
7 маска - А я всем вопросы задаю. (Вопросительный знак)
8 маска - Целые слова и предложения заключаю в свои объятия. Прямую речь фиксирую я точно. (Кавычки)
9 маска - Я – это всё в произведениях. И радость, смех, и горе, и волнение! (Восклицательный знак)
10 маска - Всегда мы в паре, но нам не встретиться: слова и предложения меж нами встретятся. (Скобки)
Дети называют, учитель вывешивает на доске.
Знаки препинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока? Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся. Тема урока: «Как и когда появились знаки препинания.»
- Физминутка
Мы сейчас покажем точку: (сделать глубокий вдох) .Раз, два, три – надули щёчки! задержать дыхание на счёт 1-2-3) Спинку все согнули так, (наклоны вперед 4-5 раз). Знак вопроса – нужный знак! (медленная ходьба,высоко |
- Реализация построенного проекта
Давайте вернемся к ранее услышанному диалогу. Миша прав в том, что в Древней Руси действительно существовало письмо без точек, запятых. Сейчас сложно это представить, но в те далекие времена люди не знали ни тире, ни двоеточия, никаких других знаков. Посмотрите, как бы выглядели тексты в древней Руси (слайд). А так были бы написаны строки любимого стихотворения в те времена: ЗАЙКУБРОСИЛАХОЗЯЙКАПОДДОЖДЕМОСТАЛСЯЗАЙКА. Кроме этого во многих языках писали без гласных букв: ЗЙКБРСЛХЗЙКПДДЖДМСТЛСЗЙК
Ребята, тяжело читать такие тексты? Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите.
Потом появился небольшой пробел. Позже появилось разделение на строчные и заглавные буквы, с помощью которых стали обозначать начало предложений. И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся.
Ребята, а какой из знаков препинания самый древний? (точка)
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово вошло в название таких 4 знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. Интересно, что в русском языке раньше вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления.
- Первичное закрепление. Работа в парах.
Закончите предложения:
Если мы хотим кого-то о чем-то спросить, то в конце предложения мы поставим….(вопросительный знак)
Если нам надо закончить свою мысль, то в конце предложения мы поставим…… (точку)
Если наша мысль не закончена, и ее продолжение следует, мы делаем короткую паузу и в середине предложения мы поставим…… (запятую)
У вас на партах лежат карточки с текстом. Вам нужно при помощи точки определить границы предложений. Обсудите с соседом по парте, какие знаки и где нужно расставить. Выполните работу.
Пролетели каникулы первого сентября я встал пораньше сложил свои
книжечки в сумку и отправился в школу в этот день на улице царило большое
оживление все мальчики и девочки высыпали на улицу и шагали в школу.
Фронтальная проверка.
- Самостоятельная работа с самопроверкой .
Учащиеся выполняют работу на листах, заполняют таблицу:
Поставьте в конце предложений нужный знак препинания. В таблицу запишите номера соответствующих предложений.
- Где тут выход 2.Берегите природу 3.На траве блестит роса 4. Какое прекрасное утро 5. Скажите, пожалуйста, который час 6.На небе заблестели первые звезды
! | ? | . |
Самопроверка ( слайд) :
! – 2, 4 ? – 1, 5 . – 3,6
Молодцы ребята, справились с заданием!
- Повторение. Включение в систему знаний.
Ребята, прочитайте первое предложение, как сможете. Что получилось?
- Казнить нельзя помиловать
Сложный выбор пришлось делать и Виктору Перестукину, чтоб спасти свою жизнь. Давайте посмотрим(просмотр эпизода мультипликационного фильма)
Продолжите чтение:
- Трудиться нельзя бездельничать
- Играть в игры хватит учить уроки
Чему научила вас эта работа?
- Рефлексия учебной деятельности
Ребята, что нового вы узнали на уроке? Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Какое задание вам показалось интересным?
Какое задание получилось скучным? Что далось вам легко и что трудно?
Составим синквейн по теме нашего урока.
- Домашнее задание.
Домашнее задание у вас будет на выбор:
- Задание на карточках: Расставьте знаки препинания , чтоб не получилось нелепицы.
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
- Приготовить сообщение о истории возникновении одного из знаков препинания.
- Выставление оценок.
Список используемой литературы:
- Учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М. «Секреты пунктуации». 1998 г.-356с.
- Узорова, О. В. 80 основных правил орфографии и пунктуации русского языка. 1-4 классы / О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2017. 445 c.
- История знаков препинания – виртуальный урок словесности https://www.sites.google.com/site/kopiavirtualnyjurokslovesnosti/russkij-azyk/5-klass/sintaksis/znaki-prepinania/istoria-znakov-prepinania
- Мультфильм «В стране невыученных уроков» https://yandex.ru/video/preview/10906332540174482827
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Языком не спеши, а делом не ленись. Классная работа.
Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами
Тема урока: Когда и как появились знаки препинания.
ЗАЙКУБРОСИЛАХОЗЯЙКАПОДДОЖДЕМОСТАЛСЯЗАЙКА ЗЙКБРСЛХЗЙКПДДЖДМСТЛСЗЙК
ЗАЙКУ БРОСИЛА ХОЗЯЙКА ПОД ДОЖДЕМ ОСТАЛСЯ ЗАЙКА ЗАЙКУ БРОСИЛА ХОЗЯЙКА ПОД ДОЖДЕМ ОСТАЛСЯ ЗАЙКА
Проверь себя! Пролетели каникулы . П ервого сентября я встал пораньше , сложил свои книжечки в сумку и отправился в школу . В этот день на улице царило большое оживление . В се мальчики и девочки высыпали на улицу и шагали в школу .
Проверь себя! ! ? . 2, 4 1, 5 3, 6
Прочитайте: Казнить нельзя помиловать Трудиться нельзя бездельничать Играть в игры хватит учить уроки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 2 класс по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки"
Конспект по русскому языку составлен с учетом УУД. Цель урока: формирование умения употреблять слова с разделительными Ъ и Ь знаками в устной и письменной речи. На уроке предусматривается инсцени...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов" и презентация к уроку
Первый урок по теме "1 и 2 спряжение глаголов"...
разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....
Конспект урока родного русского языка, 2 класс.
Слова- предметы русского быта....
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...
Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Октябрьская начальная общеобразовательная школа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «РОДНОЙ ЯЗЫК»Тема: «Дождик вымочит, а...