Конспект урока родного русского языка в 4 классе по теме : " Как и когда появились знаки препинания"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ольга Валерьевна Сытина

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока родного русского языка

в 4 классе

по теме: «Как и когда появились знаки препинания?»

Работу выполнила

учитель начальных классов

 МАОУ «СОШ №41» г.Улан – Удэ

Ермолина Ольга Валерьевна

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка к разработке урока:

Предмет, класс, УМК

Родной (русский) язык, 4 класс, УМК «Школа России»,

Учитель

Ермолина Ольга Валерьевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №41» город Улан - Удэ

Тема урока,

Как и когда появились знаки препинания?

Цель урока

-знакомство с историей возникновения и функцией знаков препинания, их ролью в речи, совершенствовать навык правильного пунктуационного оформления предложения, текста.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

расширение знаний о функции знаков препинания (разделительной, выделительной, смыслоразличительной)

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

- воспитывать любовь к русскому родному языку, интерес к предмету; формировать навыки работы учащихся при работе в парах, группах.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Учащиеся должны знать функции знаков препинания ; уметь расставлять знаки препинания в зависимости от смысла , уметь передавать содержание информации поставленной цели, работать с разными источниками информации

Личностные:

-развивать учебно -  познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей.

Коммуникативные:

- контролировать действия партнёра; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Начнем наш урок, как обычно, с минутки чистописания. Запишем красиво и аккуратно пословицу: Языком не спеши, а делом не ленись. Подчеркните знаки препинания, которые встретились в этом предложении. Как вы понимаете смысл пословицы?

  1. Актуализация и пробное учебное действие

На доске записаны предложения. Прочитайте. Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами.  Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки. Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте. Легко ли понять текст, когда расставлены знаки? Какую роль они играют в речи?

  1. Выявление места и причины затруднения

Предлагаю вам  подслушать разговор двух ребят, которые вполне могли оказаться нашими одноклассниками:

Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку:

- Представляешь, Ваня, сегодня двойку получил за диктант, потому что не поставил точки, закорючки – запятые и другие знаки препинания! А пойди их разбери: Здесь нужно запятую ставить, а здесь уже двоеточие!

- Так как же ты без знаков препинания текст писал?

- Вполне себе отлично! Как в древние времена! Только учитель меня не поняла. И зачем они вообще нужны, эти знаки? Чтоб двойки получать?

-  Я не согласен с тобой, Миша! Без знаков препинания никак не обойтись!

Как вы думаете, ребята, на самом деле можно жить в наше время без знаков препинания? С чьим мнением вы согласны?

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Ученые выделяют  10 знаков. Приглашаю вас на бал – маскарад знаков препинания. Угадайте, какой знак вам покажут ваши одноклассники.

1 маска- Я неизменно присутствую там, где есть повествование о чем-либо. Всегда стою в конце предложения и заканчиваю мысль. (Точка)

2 маска - Я возникаю всегда, когда нарушается спокойное действие речи, когда события быстро или неожиданно сменяются . В общем, тогда, когда в предложении неспокойно. (Тире)

3 маска - Я стою в конце предложения, когда надо показать, что высказывание не совсем закончено. (Многоточие)

4 маска - Я помогаю читателю ориентироваться в тексте, где перечисляются предметы, явления, действия. Также разделяю части предложения. (Запятая)

5 маска - Я предупреждаю читателя о том, что после паузы последует разъяснение того, о чем говорилось ранее. Люблю стоять после слов автора в предложениях с прямой речью. (Двоеточие)

6 маска - Я не могу без запятой, с ней всегда я в паре. И всегда ей помогаю. (Точка с запятой)

7 маска - А я всем вопросы задаю. (Вопросительный знак)

8 маска - Целые слова и предложения заключаю в свои объятия. Прямую речь фиксирую я точно. (Кавычки)

9 маска - Я – это всё в произведениях. И радость, смех, и горе, и волнение! (Восклицательный знак)

10 маска - Всегда мы в паре, но нам не встретиться: слова и предложения меж нами встретятся. (Скобки)

Дети называют, учитель вывешивает на доске.

Знаки препинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока? Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся. Тема урока: «Как и когда появились знаки препинания.»

  1. Физминутка

Мы сейчас покажем точку: (сделать глубокий вдох) .Раз, два, три – надули щёчки! задержать дыхание на счёт 1-2-3)
Дружно прыгнули на строчки – (прыжки на двух ногах 5-6 раз) .Вот и показали точку!

Спинку все согнули так, (наклоны вперед 4-5 раз). Знак вопроса – нужный знак! (медленная ходьба,высоко
Он идёт, как старый дед поднимая ноги) Ста пятидесяти лет!

  1. Реализация построенного проекта

Давайте вернемся к ранее услышанному диалогу. Миша  прав в том, что в Древней Руси действительно существовало письмо без точек, запятых. Сейчас сложно это представить,  но в те далекие времена люди не знали ни тире, ни двоеточия, никаких других знаков. Посмотрите, как  бы выглядели тексты в древней Руси (слайд). А так были  бы написаны строки любимого стихотворения в те времена: ЗАЙКУБРОСИЛАХОЗЯЙКАПОДДОЖДЕМОСТАЛСЯЗАЙКА.  Кроме этого во многих языках писали без гласных букв: ЗЙКБРСЛХЗЙКПДДЖДМСТЛСЗЙК

Ребята, тяжело читать такие тексты? Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите.

Потом появился небольшой пробел. Позже появилось разделение на строчные и заглавные буквы, с помощью которых стали обозначать начало предложений. И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся.

Ребята, а какой из знаков препинания самый древний? (точка)

Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово вошло в название таких 4 знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. Интересно, что  в русском языке раньше вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления.

  1. Первичное закрепление. Работа в парах.

Закончите предложения:

Если мы хотим кого-то о чем-то спросить, то в конце предложения мы поставим….(вопросительный знак)

Если нам надо закончить свою мысль, то в конце предложения мы поставим…… (точку)

Если наша мысль не закончена, и ее продолжение следует, мы делаем короткую паузу и в середине предложения мы поставим…… (запятую

У вас на партах лежат карточки с текстом. Вам нужно при помощи точки определить границы предложений. Обсудите с соседом по парте, какие знаки и где нужно расставить. Выполните работу.

Пролетели каникулы первого сентября я встал пораньше сложил свои 
книжечки в сумку и отправился в школу в этот день на улице царило большое
оживление все мальчики и девочки высыпали на улицу и шагали в школу.

Фронтальная проверка.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Учащиеся выполняют работу на листах, заполняют таблицу:

Поставьте в конце предложений нужный знак препинания. В таблицу запишите номера соответствующих предложений.

  1. Где тут выход     2.Берегите природу    3.На траве блестит роса   4. Какое прекрасное утро                               5. Скажите, пожалуйста, который час    6.На небе заблестели первые звезды

!

?

.

Самопроверка ( слайд) :

! – 2, 4                        ? – 1, 5                         . – 3,6

Молодцы ребята, справились с заданием!

  1. Повторение. Включение в систему знаний.  

Ребята, прочитайте первое предложение, как сможете. Что получилось?

  • Казнить нельзя помиловать

Сложный выбор пришлось делать и Виктору Перестукину, чтоб спасти свою жизнь. Давайте посмотрим(просмотр эпизода мультипликационного фильма)

Продолжите чтение:

  • Трудиться нельзя бездельничать
  • Играть в игры хватит учить уроки

Чему научила вас эта работа?

  1.  Рефлексия учебной деятельности

 Ребята, что нового вы узнали на уроке? Продолжите предложение:

  Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Какое задание вам показалось интересным?

  Какое задание получилось скучным?  Что далось вам легко и что трудно?

Составим синквейн по теме нашего урока.

  1.  Домашнее задание.

Домашнее задание у вас будет на выбор:

  1. Задание на карточках: Расставьте знаки препинания , чтоб не получилось нелепицы.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.

  1. Приготовить сообщение о истории возникновении одного из знаков препинания.
  1. Выставление оценок.

Список  используемой литературы:

- Учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др

-  Граник Г. Г., Бондаренко С. М.  «Секреты пунктуации». 1998 г.-356с.

- Узорова, О. В. 80 основных правил орфографии и пунктуации русского языка. 1-4 классы / О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2017.  445 c.

- История знаков препинания – виртуальный урок словесности https://www.sites.google.com/site/kopiavirtualnyjurokslovesnosti/russkij-azyk/5-klass/sintaksis/znaki-prepinania/istoria-znakov-prepinania

- Мультфильм «В стране невыученных уроков»  https://yandex.ru/video/preview/10906332540174482827 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №41» г.Улан – Удэ Ермолина О.В. Урок родного(русского) языка в 4 классе

Слайд 3

Языком не спеши, а делом не ленись. Классная работа.

Слайд 4

Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами

Слайд 5

Тема урока: Когда и как появились знаки препинания.

Слайд 7

ЗАЙКУБРОСИЛАХОЗЯЙКАПОДДОЖДЕМОСТАЛСЯЗАЙКА ЗЙКБРСЛХЗЙКПДДЖДМСТЛСЗЙК

Слайд 8

ЗАЙКУ БРОСИЛА ХОЗЯЙКА ПОД ДОЖДЕМ ОСТАЛСЯ ЗАЙКА ЗАЙКУ БРОСИЛА ХОЗЯЙКА ПОД ДОЖДЕМ ОСТАЛСЯ ЗАЙКА

Слайд 9

Проверь себя! Пролетели каникулы . П ервого сентября я встал пораньше , сложил свои книжечки в сумку и отправился в школу . В этот день на улице царило большое оживление . В се мальчики и девочки высыпали на улицу и шагали в школу .

Слайд 10

Проверь себя! ! ? . 2, 4 1, 5 3, 6

Слайд 11

Прочитайте: Казнить нельзя помиловать Трудиться нельзя бездельничать Играть в игры хватит учить уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 2 класс по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки"

Конспект по русскому языку составлен с учетом УУД. Цель урока: формирование умения употреблять слова с разделительными Ъ и Ь знаками в устной и письменной речи. На уроке предусматривается инсцени...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....

Конспект урока родного русского языка, 2 класс.

Слова- предметы русского быта....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...

Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Октябрьская начальная общеобразовательная школа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «РОДНОЙ ЯЗЫК»Тема:  «Дождик вымочит, а...