Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". "Снова о Ь".
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Задачи:
Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения; Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 1.24 МБ |
Конспект урока | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На «отлично» напишу .
[ш ] [ж ]
[ ш ] [ж ] [ч’] [щ’]
Ш естое февраля. К ла сс ная работа. ча , ща, чу, щу , жи , ши .
Без терпен…я нет учен…я . * Хорошую речь хорошо и слушать. * Ученье – луч света, а неученье – тьма.
В… робьи , п… льто , к… ньки , с… ловьи , к… ртофель , об… зьяна . а о о о а е Словарная работа
воробьи пальто коньки соловьи картофель обезьяна речь ? тишь Понаблюдаем
Разделительный Обозначает мягкость согласного Ь Ь Ь Ь Роль мягкого знака в словах
воробьи пальто коньки соловьи картофель обезьяна речь ? тишь Понаблюдаем
Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного ? Роль мягкого знака в словах
? Проблема Почему у существительных, оканчивающихся на шипящий в единственном числе в одном случае пишется ь , а в других не пишется.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных Тема урока
Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих. Цель нашего урока
Определить часть речи Женский род Мужской род Ь Ь Если это существительное с шипящим на конце– определить род
Речь, молодёжь, с торож, л уч, ландыш, мышь, вещь. Наблюдаем
Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного Грамматическая Роль мягкого знака в словах
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Словарно-логическое упражнение
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.
ночь тишь мышь полночь вещь рожь сыч шалаш товарищ сторож ландыш луч карандаш пейзаж
Самостоятельная работа Вставь, если необходимо пропущенную букву ь. Борщ…, лещ…, мелоч …., луч…, чиж…, пейзаж…, полноч …, ключ…, лож…, вещ…, доч …
Взаимопроверка Борщ, лещ, мелочь, луч, чиж, пейзаж, полночь, ключ, ложь, вещь, дочь. Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3» 6 и больше ошибок «2».
Продолжи предложения Было интересно… Было трудно… Я научился…
Н а уроке я работал неплохо. На уроке мне было трудно. Мне было интересно и легко на уроке, я всё понял. Я доволен своей работой. Оцени свою работу
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения; Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Оборудование:
* карточки с заданиями для исследовательской работы;
* карточки с заданиями
* учебник
* интерактивная доска
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
- В перемену отдыхали,
И опять звенит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок!
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, ваши знания.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Мы с вами сегодня будем исследователями и открывателями. Послушайте меня внимательно.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.
Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос:
- Группа, каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?
( Шипящие согласные звуки).
- Какие шипящие звуки вы услышали ? ([ш] [ж])
( [ч’] [щ’] [ш] [ж]) (карточки вывешиваются на доску).
- Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте ещё вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами ( ча, ща, чу, щу, жи, ши,) На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв. Ученики записывают число, классная работа, слоги и сочетания с данными буквами.
Без т…рпен…я нет учен…я.
(Разделительный мягкий знак в корне слова пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я. Он может стоять в середине слова или на конце. Например: , гостья, вьюга, копья).
- Прочитайте предложение.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
Разъяснить смысл пословицы.
Запишите пословицу, красиво, каллиграфически.
(Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).
Обобщение знаний о мягком знаке.
- Прочитайте две другие пословицы.
* Хорошую речь хорошо и слушать.
* Ученье – луч света, а неученье – тьма.
- Что общего в этих пословицах?
(Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком. ).
- А что это за буква «Ь»?
- Зачем же она тогда нужна в русском языке?
- Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?
(Сегодня мы повторим для чего нужен «Ь», что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.)
3. Словарная работа
На доске записаны слова: в...робьи, п…льто, к…ньки, с…ловьи, к…ртофель, об…зьяна.
- Прочитайте данные слова, вставляя пропущенные буквы.
4. Работа с классом.
- Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак.) Это имена существительные.
- На какие две группы можно разделить данные слова?
1. На одушевленные и неодушевленные имена существительные.
2.Ь –показатель мягкости
3. Разделительный мягкий знак
4. Род имен существительных
Разделите слова на 2 группы с ь (Самопроверка по слайду)
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи?
5. Игра «Да» и «Нет» ( Пока мы играем, некоторые работают с индивидуальными карточками).
6. Раздать карточки 8 ученикам - индивидуальная работа.
1.Имя существительное обозначает действие предмета?
2.Имя существительное отвечает на вопрос Какой? Какая?
3. Имя существительное отвечает на вопросы : Кто? Что?
4. Имя существительное изменяется по числам?
5. Имя существительное бывает одушевленным и неодушевленным.
6. Имена существительные бывают ж.р., м.р. и ср.р?
6. Собственные имена существительные обозначают имена, клички, географические названия?
7.На вопрос кто? отвечает неодушевленное имя существительное.
8.Стол -нарицательное имя существительное.
9. Имя существительное обозначает предмет?
10.Имена существительные бывают собственными и нарицательными?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)
-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род).
7. Постановка учебной задачи.
- Вернемся к нашим пословицам.
- В какую группу вы запишете слово речь? Почему?
- Для чего в нём пишется Ь? (Наблюдение над словом)
- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный.)
- Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.
- Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.)
- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Давайте ещё понаблюдаем за словами – существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они
заканчивались на шипящий.
* Спокойствие – тишь.
* Ребята – молодежь.
* Поддержка – помощь.
С данными словами проводится аналогичная работа.
Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.
Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака вопроса.
-Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь).
- Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.)
- Я хочу предложить вам ещё одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)
- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему у существительных после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других не пишется).
8. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сейчас я хочу предложить вам работу в группах. Объединяйтесь в группы. Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будите группу слов по алгоритму исследования. Каждая группа выполняет задание на листах. По окончании исследования сделайте вывод, записав его схематично и защитите свои выводы.
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Определить род имени существительного.
- Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.
- Сделайте вывод.
9. Работа у доски: Речь, молодёжь, сторож, луч, ландыш, мышь, вещь.
Вывод: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. Это орфограмма.
-Какова же работа ь знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род). Есть Ь после шипящего – ж. р., нет Ь – м.р. .
-
10. Физкультминутка.
11 . Первичное закрепление.
Слайд19.
А)Словарно – логические упражнения: Определи род имен существительных.
Б) Работа в группе – выписать все существительные с мягким знаком на конце после шипящих. Разделите на 2 группы- женский род и мужской род.
-
12. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)
Момент контроля.
- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).
- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?
Домашнее задание.Упр.60 на стр.34.
13. Итог урока. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?
- Что на уроке было знакомым?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
- Я научился …( писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих).
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – красную.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – зеленую.
- Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"
Урок русского языка по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...
Презентация к уроку по теме "«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Презентация к уроку русского языка....
урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных по...
Урок русского языка в 4 классе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Урок разработан в соответствии с учебной программой ОС "Школа 2100". В содержание урока включён дополнительный развивающий материал, много интересных заданий. В уроке использованы проблемно-диалогичес...
презентация к уроку русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"
Данная презентация создана к открытому уроку русского языка в 3 классе....