урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Цели урока:
- познакомить с новой орфограммой;
-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся;
- составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных, развивать память, мышление, речь;
- воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 7.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Цели урока:
- познакомить с новой орфограммой;
-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся;
- составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных, развивать память, мышление, речь;
- воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно;
Ход урока:
1. Организационный момент ( проверка готовности к уроку, создание мотивации на предстоящую деятельность).
- Открыли тетради, записали число.
Сегодня урок русского языка должен помочь вам, ребята, подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности. А грамотными вам быть необходимо. Как вы думаете, почему?
( ответы детей)
2. Определение темы и задачи урока.
На доске:
ключ, ночь, дочь, вещь, лещ, печь, карандаш, молодёжь, багаж
- Что общего в этих словах?
Игра“Создай паспорт” для имени существительного
Игра" Да-нетка"
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
Возможные вопросы учащихся:
- о части речи
- о наличии Ь на конце слова
- о числе существительного
- о роде существительного
- о количестве слогов в слове
- о лексическом значении предполагаемого слова
Загаданное слово - новое словарное слово – БАГАЖ. Образуйте однокоренные слова ( багажный, багажник).
Что можно сказать о словарном слове? (существительное, м.р. с шипящей на конце – без Ь).
Оно поможет сформулировать тему урока. (Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь)
- По какому признаку можно разделить слова на 2 группы?
- Проверим. Прочитайте слова, записанные в столбиках. Как решили орфографические задачи?
- Проверьте, у всех ли так выполнено задание?
3. Постановка проблемы.
- Я хочу вам предложить записать ещё одно существительное с мягким знаком: мышь. К какой группе отнесём? Почему?
( Дети объясняют и доказывают).
- Значит, это отдельная , 2 группа. А слово вещь? Почему?
- Итак, сегодня на уроке мы с вами должны разгадать этот секрет, эту тайну русского языка: почему в этих существительных после шипящих пишется мягкий знак?
Какие характеристики имени существительного мы знаем? (род, число)
Назовите существительные, на конце которых пишется Ь. Что о них можно сказать? (ед.ч., ж.р.)
Назовите существительные, на конце которых не пишется Ь. Что о них можно сказать? ( ед.ч. м.р.)
Следовательно, когда пишется Ь? ( у существительных в единственном числе ж.р.)
В 1 столбике существительные женского рода с шипящей на конце и с мягким знаком, а во 2 – существительные мужского рода с шипящей на конце без мягкого знака)
- Укажите над каждым столбиком сверху это главное отличие: ж. р., м. р.
4.Работа с правилом в учебнике
А теперь откроем учебник на стр. 138 и проверим, какова тема нашего урока и верно ли мы вывели правило правописания Ь после шипящих
Чтение правила стр.138
- Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике.
5. Первичное закрепление
Сейчас выполним в учебнике упр. 506. Запишем слова и решим орфографические задачи. Но прежде познакомимся с порядком выполнения действий при решении этой орфографической задачи.
– А не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?
Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка
- В чём ловушка?
(Это 2 разные орфограммы).
- Вот такие хитрые шипящие! Запишите в тетрадь эти пары слов, подчеркните орфограммы.
- А вы уже поняли, ребята, что нужно хорошо уметь определять у имён существительных с шипящей на конце, чтобы правильно и без ошибок их написать(Род имён существительных)
6.Физкультминутка
-Сейчас мы отдохнём, но не будем забывать про тему нашего урока. Тихонько встали. Если я называю существительное женского рода – приседают девочки, мужского рода – мальчики.
7.Игра«Третий лишний"
-Найдите лишнее слово,объясните свой выбор
1) Вещь, дочь, врач.
2) Ключ, помощь, дочь.
3) Брошь, ткач, морж.
- Как вы думаете, какую роль выполняет ь в этих словах?
(Указывает на форму существительного женского рода).
8. Закрепление. Работа у доски .
Игра«Скажи аналогично одним словом»
- Сейчас мы потренируемся в выборе мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Но сначала надо будет узнать эти слова по описанию.
Человек, играющий на скрипке (скрипач)
Мелкие деньги (мелочь)
Место, где купаются и загорают (пляж)
Белый майский цветок ( ландыш)
Человек, выступающий в цирке (циркач)
9. Игра "Письмо с дырками"
А сейчас поработаем с текстом, который относится к жанру устного народного творчества. А к какому – догадайтесь, прослушав эту запись.
(Звучит колыбельная «Спят усталые игрушки…»)
- Колыбельная – это песня, которой убаюкивают ребёнка. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова эти ласковые, певучие. Говорится в них о тишине, покое. И очень много слов с шипящими звуками.
- Читаем колыбельную (на отдельных листочках).
Почему же ты не спишь,
Неспокойный мой малыш..?
Ведь вокруг такая тиш..,
Не скребёт..ся даже мыш…
Ну, мой маленький, не плачь!
Завтра мы достанем мяч…
После мы затопим печ..
И ватрушки будем печь!
- Вставить пропущенные орфограммы и объяснить.
10. Самостоятельная работа.
- А сейчас вы побываете в роли учителя. Прочитайте слова, найдите ошибки, исправьте, над словами дайте объяснение.
Проверка.
11. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Какое открытие вы сегодня сделали на уроку?
Выставление оценок.
12. Домашнее задание.
13.Рефлексия.
- За что я могу похвалить себя на уроке?
На полях нарисуйте кружок:
-Жёлтый: если на уроке было интересно, всё поняли, понравилась работа.
-Голубой: если иногда были трудности, сомнения.
-Зелёный: не усвоил тему, было не интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"
Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....
Презентация к уроку по теме "«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Презентация к уроку русского языка....
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных по...
Урок русского языка в 4 классе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Урок разработан в соответствии с учебной программой ОС "Школа 2100". В содержание урока включён дополнительный развивающий материал, много интересных заданий. В уроке использованы проблемно-диалогичес...
урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"
методическая разработка урока по теме " Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"...
Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". "Снова о Ь".
Задачи:Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных...