«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Цели:
* познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
* проверить оформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак»;
* выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
* развивать память, мышление, внимание;
* воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
* воспитывать уважение к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение.
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Цели:
* познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
* проверить оформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак»;
* выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
* развивать память, мышление, внимание;
* воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
* воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование:
* карточки с заданиями для исследовательской работы;
* карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;
* карточки с образцами написания букв;
* опорные карточки с определением работы Ь в различных словах;
* опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Ход урока.
Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.
I. Чистописание.
Учитель: Урок русского языка должен проводиться четко.
Мы с вами сегодня будем исследователями, открывателями,
а для этого требуется выполнение определенных инструкций.
Прослушайте первый инструктаж. Слушаем очень внимательно
и выполняем то, о чем я буду говорить.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.
- Актуализация знаний.
Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос:
«Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?».
Ученики: Шипящие согласные звуки.
Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.
Ученики: [ч’] [щ’] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).
Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.
Но давайте ещё вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами ( ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше, шь в написании 2 л. ед. ч. глаголов ).
На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.
Ученики записывают слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).
Что п сееш , то и п жнеш .
Учитель: Запишите пословицу, красиво, каллиграфически.
Объясните орфограмм, вставьте пропущенные буквы.
Разъяснить смысл пословицы.
Можно ли отнести эту пословицу к учебе?
(Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).
III. Обобщение знаний о мягком знаке.
Учитель: Прочитайте две другие пословицы.
* Хорошую речь хорошо и слушать.
* Ученье – луч света, а неученье – тьма.
Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипя-щие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком. ).
Учитель: А что это за буква «Ь»? Обозначает ли она какой-либо звук?
Зачем же она тогда нужна в русском языке?
Может быть она безработная?
Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?
(Сегодня мы повторим для чего нужен «Ь», что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.)
Задание 1.
Записать транскрипцию слов, объяснить работу Ь в этих словах:
Тьма [т’ма], ученье [уч’эн’иэ], пожнешь [пажн’ош’].
Выделить части слов, указать грамматические значения.
ч. ед. ч. ед. в. б.
тьма п. и. ученье п. и. пожнешь ч. ед.
р. ж. р. с. л. 2.
Рис. 1
Ученики объясняют написание слов, работу Ь. Оценивают свою работу. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа Ь.
* тьма – Ь - показатель мягкости согласного.
* ученье – Ь - разделительный.
* пожнешь – Ь - показатель грамматической формы слова.
Обобщение: Ь может выполнять в словах 3 работы:
- указывать на мягкость предыдущего согласного;
- предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;
- выполнять грамматическую работу (указывает на 2 л. ед. ч. глаголов).
Задание 2.
Записать слова, распределив их в 3 группы в зависимости от работы Ь.
К н ки, в р б и, учит л , п л то, м розиш , с л в и.
IV. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Учитель: В какую группу вы запишете слово речь? Почему?
Для чего в нём пишется Ь? Наблюдение над словом.
На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный.)
Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.
Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.)
Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
Может, в 3-ю группу? Но в 3 группе у нас слова – действия (глаголы),
а слово речь – существительное. В слове пожнешь - Ь указывает
на 2 л. ед. ч., а у существительных разве есть значение лица?
(Нет.)
Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Давайте ещё
понаблюдаем за словами – существительными с шипящим
на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они
заканчивались на шипящий.
* Тьма – ночь.
* Спокойствие – тишь.
* Ребята – молодежь.
* Поддержка – помощь.
С данными словами проводится аналогичная работа.
Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.
V. Возникновение проблемной ситуации.
Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака вопроса.
Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчи-вающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь).
На доске:
* ?
* Речь
* Помощь
* Тишь
* Молодежь
* ?
Учитель: Я хочу предложить вам ещё одно слово, которое оканчивается
на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это
существительное. (Луч?)
Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена
ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать,
почему в существительных после шипящих в одних случаях
пишется Ь, а в других не пишется).
VI. Открытие детьми нового знания.
Работа в группах.
Учитель: Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и шаг за шагом,
выполняя ещё одну инструкцию, обсудив проблему, выполните
задание.
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
- Определите грамматические значения слов.
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.
- Сделайте вывод.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, роскошь.
Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.
Вывод: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. Это орфограмма.
Учитель: Какова же работа ь знака в этих словах? (Грамматическая, он
указывает на род).
Есть Ь после шипящего – ж. р., нет Ь – м.р.
Обсуждение. Выбираются варианты.
Например:
[шип.] Ь
род
ж.р. м.р.
Ь
Рис. 2
VII. Физкультминутка.
VIII. Работа с учебником (правило).
Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.
Запись на доске:
Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?.
(Записать словосочетания, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм).
Учитель: Какие слова нам оказывают помощь в определении рода
существительных? (Прилагательные).
Тест (самостоятельная работа)
- Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного….
а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова.
3) На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется Ь;
б) не пишется Ь.
4) На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется Ь;
б) пишется Ь.
- Ь после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
в) на падеж.
IХ. Самооценка.
Проверка (взаимопроверка). На экране правильные ответы, дети проверяют.
Оценивают (взаимооценка).
Х. Практическая работа на карточках.
Индивидуальная работа.
Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луч…, дич…, лож…, глуш…, уж….
Самопроверка + самооценка. (Можно дать разноуровневые задания для самостоятельной работы, а в конце урока собрать для проверки).
Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
Загадки.
- Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. ( Нож).
- Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
- Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
- Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо - зерна. (Ночь. Звезды.)
ХI. Домашнее задание.
Индивидуальное (на карточках).
ХII. Итог урока.
* Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
* Что было легко? Что было трудно?
* Что понравилось?
* Кого из учеников могли бы отметить за помощь?
Рефлексия.
Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Презентация к уроку по теме "«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Презентация к уроку русского языка....

урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных по...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. 4 класс Школа 2100
Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". Урок спланирован с требованиями ФГОС. 4 класс ОС "Школа 2100"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода...

Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". "Снова о Ь".
Задачи:Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных...