Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения; Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Оборудование:
* карточки с заданиями для исследовательской работы;
* карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;
* опорные карточки с определением работы Ь в различных словах;
* опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Урок полностью соответствует требованиям ФГОС. Использутся метод исследования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения; Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Оборудование:
* карточки с заданиями для исследовательской работы;
* карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;
* опорные карточки с определением работы Ь в различных словах;
* опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
- В перемену отдыхали,
И опять звенит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок!
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
(А.С.Пушкин)
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, ваши знания.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Мы с вами сегодня будем исследователями и открывателями. Послушайте меня внимательно.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.
Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос:
- Группа, каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?
( Шипящие согласные звуки).
- Назовите их.
( [ч’] [щ’] [ш] [ж]) (карточки вывешиваются на доску).
- Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте ещё вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами ( ча, ща, чу, щу, жи, ши,) На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв. Ученики записывают число, классная работа, слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).
Без т…рпен…я нет учен…я.
- Прочитайте предложение.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
Разъяснить смысл пословицы.
Запишите пословицу, красиво, каллиграфически.
(Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).
Обобщение знаний о мягком знаке.
- Прочитайте две другие пословицы.
* Хорошую речь хорошо и слушать.
* Ученье – луч света, а неученье – тьма.
- Что общего в этих пословицах?
(Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком. ).
- А что это за буква «Ь»?
- Зачем же она тогда нужна в русском языке?
- Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?
(Сегодня мы повторим для чего нужен «Ь», что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.)
Словарная работа
На доске записаны слова: в...р...б...и, п…л…то, к…н…ки, с…лов…и, к…ртоф…л…, м…двеж…и.
- Прочитайте данные слова, вставляя пропущенные буквы.
- Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак.)
- На какие две группы можно разделить данные слова?
- Запишите слова в две группы. (Самопроверка по слайду)
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)
-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род).
3. Постановка учебной задачи.
- Вернемся к нашим пословицам.
- В какую группу вы запишете слово речь? Почему?
- Для чего в нём пишется Ь? (Наблюдение над словом)
- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный.)
- Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.
- Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.)
- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Давайте ещё понаблюдаем за словами – существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они
заканчивались на шипящий.
* Спокойствие – тишь.
* Ребята – молодежь.
* Поддержка – помощь.
С данными словами проводится аналогичная работа.
Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.
Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака вопроса.
-Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь).
- Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.)
- Я хочу предложить вам ещё одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)
- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему у существительных после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других не пишется).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сейчас я хочу предложить вам работу в группах. Объединяйтесь в группы. Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будите группу слов по алгоритму исследования. Каждая группа выполняет задание на листах. По окончании исследования сделайте вывод, записав его схематично и защитите свои выводы.
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
- Определите грамматические значения слов.
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.
- Сделайте вывод.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, роскошь. – 1 группа
Обруч, тишь, циркач, мышь, чертёж, ландыш, молодёжь, полночь. – 2 группа
Каждая группа выполняет задание, затем рассказывают о своих исследованиях.
Вывод: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. Это орфограмма.
-Какова же работа ь знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род). Есть Ь после шипящего – ж. р., нет Ь – м.р. .
-Давайте обратимся к учебнику и проверим свои выводы стр 142 . Работа с учебником (правило).
- Правы ли были мы с вами?
5. Физкультминутка.
Составление алгоритма
- Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.
- Составим алгоритм написания Ь у имен существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)
1. Определяю часть речи.
2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).
6. Первичное закрепление.
- Выборочное списывание. Учебник упр.2 стр. 143.
2.. Словарно – логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова используя составленный нами алгоритм.
- Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
- Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
- Без него не откроешь замок (Ключ)
- Его надевают в дождь (Плащ)
- Маленький ребёнок (Малыш)
- Добыча охотника. (Дичь)
- Середина ночи. (Полночь)
- Мелкие деньги. (Мелочь)
- Горчица оставляет во рту …. (Горечь)
- Морской, речной бывает он (Пляж)
3. Работа в паре.
- Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Допишите, если необходимо, мягкий знак. В каждой строчке по горизонтали есть «Лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор.
Карточка.
ночь чиж манеж морж
пейзаж экипаж ландыш дич
ключ реч рож мелоч
помощ чертёж гараж москвич
полночь королевич нож марш
дрожь камыш вещ тиш
Проверка самостоятельной работы.
- Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)
Момент контроля.
- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).
- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?
- Закрепление полученных знаний.
Составление предложений.
- Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске). Второе предложение разберите по членам предложения.
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по карточкам.
Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луч…, дич…, лож…, глуш…, уж…, мяч.., помощ…
взаимопроверка + самооценка.
Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Загадки.
- Если хорошо заточен, Все легко он режет очень. ( Нож).
- Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
- Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
- Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо - зерна. (Ночь. Звезды.)
Домашнее задание.
Итог урока. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?
- Что на уроке было знакомым?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
- Я научился …( писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих).
- Кого из учеников могли бы отметить за помощь, за хорошую работу на уроке?
д/зр.т. стр. 139 у 3,4 по выбору
Оценки.
Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.
- Молодцы! Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух… А.С. Пушкин
Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье – луч света, а неученье – тьма.
Разделительный Обозначает мягкость согласного Ь Ь Ь Ь Роль мягкого знака в словах
Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного ? Роль мягкого знака в словах
В… робьи , п… льто , к… ньки , с… ловьи , к… ртофель , м… двежьи . а о о о а е Словарная работа
воробьи соловьи медвежьи пальто коньки картофель Проверь себя
Хорошую речь хорошо слушать. Найди существительное
воробьи пальто коньки соловьи картофель медвежьи речь ? тишь Понаблюдаем
Хорошую речь хорошо слушать. Ученье – луч света, а неученье – тьма.
воробьи пальто коньки соловьи картофель медвежьи речь ? тишь луч Наблюдаем
? Проблема Почему у существительных, оканчивающихся на шипящий в единственном числе в одном случае пишется ь , а в других не пишется.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных Тема урока
Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих. Цель нашего урока
Алгоритм исследования: Прочитайте слово. Определите часть речи. Какие звуки слышатся на конце слова? Определите род и число имен существительных. Определите , на какие группы можно распределить слова. Запишите слова, распределив их в группы. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы? Сделайте вывод. Сформулируй правило . Русский язык
Слова для исследования 1 группа Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, рожь. 2 группа Обруч, тишь, циркач, мышь, чертёж, ландыш, молодёжь, полночь.
Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного Грамматическая Роль мягкого знака в словах
Определить часть речи Женский род Мужской род Ь Ь Если это существительное с шипящим на конце– определить род
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж. Выполни упражнение 2 стр. 143
Самопроверка ночь тишь мышь полночь полночь вещь рожь сыч шалаш товарищ сторож ландыш луч карандаш пейзаж
Словарно-логическое упражнение
Работа в паре ноч чиж манеж морж пейзаж экипаж ландыш дич ключ реч рож мелоч ь ь ь ь ь
1 вариант по, малыш(?),берегу, реки, бегал. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. 2 вариант плащ(?), от, защитил, меня, дождя. отец, багаж(?), вещи, в, сдал. Составь предложения .
Самостоятельная работа Вставь, если необходимо пропущенную букву. Борщ…, лещ…, мелоч …., луч…, чиж…, пейзаж…, полноч …, ключ…, лож…, вещ…, доч …
Взаимопроверка Борщ, лещ, мелочь, луч, чиж, пейзаж, полночь, ключ, ложь, вещь, дочь.
1 н о ж 2 к о в ш 3 п е ч ь 4 м ы ш ь Проверь кроссворд
Продолжи предложения Было интересно… Было трудно… Я научился… За хорошую работу на уроке мне хочется отметить…
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. - Если не разобрались в теме, было не очень интересно. -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Оцени свою работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Презентация к уроку по теме "«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Презентация к уроку русского языка....
урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. 4 класс Школа 2100
Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". Урок спланирован с требованиями ФГОС. 4 класс ОС "Школа 2100"...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода...
Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". "Снова о Ь".
Задачи:Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных...