Конспект урока русского языка в 3 классе "Знакомство с понятием «сложное слово»"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_russkiy_yazyk_.slozhnye_slova.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»
Урок русского языка в 3 классе
Федьо Наталья Анатольевна, МКОУ СОШ №4 с.Киевка , учитель начальных классов.
Тема урока: Знакомство с понятием «сложное слово» При составлении конспекта использовалось стихотворение Евгения Ильина про горихвостку.
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знакомство с понятием «сложные слова»»
Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова»
Тип урока: урок изучения нового материала
Метапредметные результаты: развитие умений наблюдать, делать выводы и обобщения.
2ЛР: дальнейшее овладение родным языком на основе освоения нового понятия- «сложные слова».
8ЛР: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.
Задачи:
образовательные:
-дать определение понятию «сложные слова»
-научить распознавать сложные слова, выделять в них корень
-создать условия для наблюдения за сложными словами
-научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;
развивающие:
-развивать умение анализировать, сравнивать материал
-продолжить формирование орфографической зоркости;
воспитательная:
-воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая.
Оборудование: карточки со словами парные, безударные, удвоенные, непроизносимые, водичка, водный, водопад, вода, падение, падать,
Карточки трёх цветов с высказываниями литературных героев для рефлексии, иллюстрация с изображением птицы горихвостки.
Этапы работы | Содержание этапа | |
1
2 3 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -эмоционально настроиться на предстоящую деятельность Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -подготовить обучающихся к работе на уроке; -проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку; -организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм; -создать положительный эмоциональный настрой у обучающихся Метод: создание игрового момента Форма работы: фронтальная Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. Результат: полная готовность класса, включение обучающихся в деловой ритм Актуализация знаний учащихся Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -показать свои знания, активно участвовать в диалоге. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -актуализировать имеющиеся знания для изучения нового материала; -развивать познавательный интерес. Метод: словесный Форма работы: фронтальная Результат: необходимые для изучения новой темы понятия актуализированы Постановка проблемного вопроса Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -увидеть проблему, создать, принять и предложить способы её решения; Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы; -стимулировать познавательную активность через приём создания проблемной ситуации; Метод: проблемно-поисковый Форма работы: фронтальная Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы | -Добрый день! Ребятишки, вам тепло? (Да!) В классе стало всем светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Уж закончился урок? (Нет!) Только начался урок? (Да!) А хотите вы учиться? (Да!) Значит можно всем садиться! -Начинаем урок русского языка. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. -Откройте тетради, подготовьте их к работе.
1. Чистописание Хх хХх Хо Хл хох оро оло Хорошо учиться всегда пригодится. -Обратите внимание, что у буквы о может быть и верхнее и нижнее соединение. В данном предложении используется верхнее соединение. 2. Вспомним изученные орфограммы. - Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось:
- Вспомните полные названия этих орфограмм. - В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? - Что такое корень слова? - Какие слова называются однокоренными?
-Прочитайте слова на доске. -Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано? (на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад) -Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-) -Распределите их по столбикам. (2 ученика работают у доски) -Почему взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-) -Почему взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-) (Если не возьмут слово водопад): -Почему вы не взяли слово «водопад»? -Вы считаете, что это слово лишнее? -Объясните, что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты). -Как вы считаете, куда его нужно отнести? -Все ли согласны? Кто думает по-другому? -Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп) -Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?) -Как же на них ответить? (Мы пока не знаем) -Знаний не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.
|
4 | Сообщение темы и цели урока Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -сформулировать тему и цель урока; Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -создать условия для формулирования темы и цели обучающимися. Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения. Метод: словесный (беседа) Форма работы: фронтальная Результат: цель и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.
| Работа по учебнику. -Откройте учебник на стр.104, прочитайте тему. -Употребляли мы раньше словосочетание «сложные слова» на уроках русского языка? Цель нашего урока…узнать какие слова называются сложными. |
5 6 | Открытие нового знания (поиск решения) Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -устранение возникшего затруднения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -создать условия для формирования умений слушать, анализировать; -организовать усвоение детьми нового способа образования слов путём сложения корней. Метод: учебный диалог, метод иллюстрации, индуктивный Форма работы: фронтальная Результат: анализ языкового материала, последующий вывод о том, что в слове может быть два корня. Самостоятельное формулирование определения сложные слова. Физминутка Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -снятие умственного напряжения | Начнём с наблюдения. -Посмотрите на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает её Е.Ильин в своём стихотворении. Не подумай, будто спичка Загорелась под кустом,- Это птичка – невеличка Под кустом трясёт хвостом. Перья огненного цвета Солнце ярко озарит- Сразу кажется, что это Горихвостки хвост горит. -Что особенного у этой птички? Что сказано в стихотворении о хвосте птички? -А как горит? (обыграть сравнительным примером значение слова «горит») -Понаблюдаем, как образовалось слово «горихвостка» (запись на доске горихвостка) -Подберите однокоренные слова с корнями -гор- и -хвост-, запишите эти слова в два столбика (один ученик у доски, остальные в тетрадях) -Почему вы считаете, что эти слова однокоренные? -Послушайте ещё раз слово ГОРИХВОСТКА. -Что заметили? (в слове 2 корня). Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами. -Вернёмся к цели урока – узнать, какие слова называются сложными. -Посмотрите на результат нашего наблюдения. Можно ли слово «горихвостка» считать сложным? -Так какие же слова называются сложными? -Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.106. -Итак, какие же слова называются сложными? Птички Птички прыгают, летают, Пички весело поют, Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют. Пёрышки почистили, Клювики почистили, Дальше полетели И на место сели. |
7 | Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -развитие умения определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -способствовать формированию умения находить два коря в слове; -создать условия для развития умений самостоятельно работать. Метод: репродуктивный Форма работы: фронтальная Результат: закреплено умение выделять корни в сложных словах | -Пока «летали», не забыли о теме урока? -Давайте вернёмся к ней. -Что нового узнали? (в русском языке есть сложные слова) -Какие слова называются сложными? -Получив новые знания, попробуем решить проблему, с которой столкнулись в начале урока. -Что вы теперь скажите о слове «водопад»? Закрепим полученные знания, выполняя задание упр.124. -Что обозначают эти слова? - Как вы это определили? - Запишите рядом с каждым словом словосочетание. Выделите корни. Садовод – разводить сад, луноход – ходить по Луне, волнорез – резать волны носорог – рог на носу пустослов – пустые слова |
8 | Итог урока. Рефлексия. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность обучающихся. Метод: тестирование Форма работы: индивидуальная Результат: выявление усвоения теоретического материала. | -Заканчивая урок, давайте вспомним, какую тему мы начали изучать? - Какие слова называются сложными? -Давайте попробуем составить схему сложного слова. -Приведите свой пример сложного слова (спросить несколько учеников). -У вас на столах карточки с высказываниями литературных героев о том, что такое сложные слова. Прочитайте, выберите, с кем из героев вы согласны, и поднимите эту карточку (Карточки разных цветов – каждому герою соответствует свой цвет). “Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»” 1 ученик зачитывает. -Достигли ли мы сегодня цели урока? -Молодцы! -За урок получают отметки… |
9 | Домашнее задание Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -развитие умения самостоятельно подбирать сложные слова; определять их лексическое значение; -развитие литературной речи.
| -Откройте дневники и запишите домашнее задание. -Обязательное для всех - подобрать 10 слов, которые подходят к теме сегодняшнего урока. -И по желанию вы можете выполнить творческое задание - сочините сказку о сложных словах (как они образуются) или сказку, в которой используются сложные слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Знакомство со сложными словами"
Материал включает в себя конспект урока и презентацию....
Презентация к уроку русского языка на тему: "Словообразование. Образование сложных слов". 3 класс
Авторская презентация к уроку русского языка в 3 классе на тему: "Образование сложных слов"...
Урок русского языка "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Данный урок был проведен по ОС "Школа 21 века", но он подходит ко всем УМК. Урок строится в личностно-ориентированной технологии, дети имеют право на выбор, работают в парах и группах, проведена рефле...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Понятие об окончании"
Конспект урока русского языка в 3 классе "Понятие об окончании"...
урок русского языка в 3 классе "Образование сложных слов"
В данном конспекте представлен урок русского языка для 3 класса по теме "Образование сложных слов"...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: "Сложные слова" УМК "Перспектива"
УМК «Перспектива» Учебник русского языка четырехлетней начальной школы. 3 класс. В 2-х ч. Ч.1. –Москва «Просвещение», 2010. – 159с. Л.Ф. Климанова, Т.В. БабушкинаТема "Сложные слова"...
технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"
данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...