Урок русского языка 3 класс "Знакомство со сложными словами"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Осина Елена Владимировна

Материал включает в себя конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon osina_e.v..zip637 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой мультимедийный урок»


Русский язык, 3 класс. Программа «Школа 2100»

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 г. Ершова Осина Е.В.

Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием приёмов проблемного обучения и групповой работы

                            Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

           Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.

          Тип урока: открытие новых знаний

          Задачи:

образовательная: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»;

развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

воспитательная: способствовать формированию познавательности мира и природы.

                                        Ход урока.

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

          В стране родного языка
         Не всё известно нам пока,
         Но путешествовать начнём
         И сами до всего дойдём

  1. Актуализация знаний учащихся.

 - Отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. (Слайд 2) Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось:

  гласные

непроизносимые

   парные

 - Вспомните полные названия орфограмм.  (Слайд 2 )

-  В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными? (Слайд 3)

3.  Постановка проблемы.

 Работа в четвёрках.  

( Даны слова: стриж, грачи, ворона, дрозд, сова, буревестник, вертишейка)

 - Назовите данную группу слов, одним словом. Кто такие птицы? Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.

 - Распределите слова по группам в зависимости от орфограмм. Найдите в каждом слове корень. (Слайд 4)

Проверим, как выполнили задание.  (Слайд 4)

 - Где возникло затруднение? Сравним, как выделили корень ребята каждой группы. (Слайд 5)

ВЕРТИШЕЙКА     ВЕРТИШЕЙКА

БУРЕВЕСТНИК      БУРЕВЕСТНИК

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этих словах?)

4.  Решение проблемы.

    Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА. На слайде 6 картинка с изображением птицы.

- Как вы думаете, почему птицу так назвали? (Предположения детей)

- Вертишейка вьёт гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться её маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, - что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.

- Почему птица получила такое название?

На слайде 7 появляется запись ВЕРТИШЕЙКА – ВЕРТЕТЬ, ШЕЯ

- Какой корень в слове ВЕРТЕТЬ? Подберите однокоренные слова.  (Слайд 7)

- Какой корень в слове ШЕЯ? Подберите однокоренные слова. (Слайд 7)

- Есть ли  эти корни в слове ВЕРТИШЕЙКА?

- Так сколько корней в этом слове? Какое название вы бы дали таким словам.

- Такие слова в русском языке называют сложными.  (Слайд 7)

 - Как вы думаете, почему им дали такое название?  (Слова получаются путём сложения двух корней)

4. Физминутка.

5. Первичное закрепление.

1)   Работа в четвёрках.  (Слайд 8)

- Попробуйте сами определить, сколько корней в слове БУРЕВЕСТНИК. Почему птица получила такое название? Докажите свою точку зрения.

(Рассказ о буревестнике подготовленного ученика)

Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать ее. Обычно люди говорят, что появление буревестника – к буре. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником.

2)   - Составьте сложное слово – название птицы из данных корней. (Слайд 9)

- Почему птицу так назвали? Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе.  (мухоловка – ловит мух) (Слайд 10)

6. Самостоятельная работа с проверкой. (Слайд 1)

На слайде стихотворение. Задание: списать стихотворение, найти в нём сложное слово, выделить корни.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом, -

Это птичка-невеличка

Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит –

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

- Как поэт объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название?

- С чем он сравнивает хвост птицы?

- Почему поэт сравнивает хвост птицы со спичкой. Найдите ответ на этот вопрос в самом стихотворении. Как вы можете объяснить слова автора «хвост горит»? (Слайд 12)

7. Итог урока. (Слайд 13)

- О каких словах узнали на уроке?

- Какие слова называются сложными?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

8. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке (Слайд 14)

 На доске два скворечника, на партах у учащихся шаблоны птичек.

- Поселите свою птичку в тот скворечник, который соответствует вашему настроению после урока.

                                                                                                           

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Сложные слова"

Предмет: русский язык УМК «Школа России» (учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).Тема урока: Сложные слова.Цель  урока:формировать умение правильно записывать сложные слова, и...

Урок русского языка на тему "Сложные слова"

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Сложные слова"....

Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова".

Конспект нестандартного урока русского языка, где в игровой соревновательной форме повторяется и закрепляется материал по теме "Сложные слова"...

Урок русского языка по теме Сложные Слова"

Урок -исследование по русскому языку по теме "Сложные слова" для 3 класса...

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...

Урок русского языка "Нужны ли сложные слова УМК "Школа 2100" 3 класс

Ценносто-ориентированный урок русского языка, используется проблемное обучение, групповая работа...

Урок русского языка по теме "Сложные слова" УМК "Перспектива"

урок русского языка в 3 классе УМК "Перспектива" по теме "Сложные слова"....