Урок русского языка "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Данный урок был проведен по ОС "Школа 21 века", но он подходит ко всем УМК. Урок строится в личностно-ориентированной технологии, дети имеют право на выбор, работают в парах и группах, проведена рефлексия, уделяется внимание оценочной деятельности. На уроке применяю картинный план. Это этапы урока выраженные в условных обозначениях. Ставлю запланированное время, затем - время, которое ушло на выполнение этапа. Очень удобно на этапе рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Правописание соединительных гласных
в сложных словах.
Урок в личностно-ориентированной технологии.
Цель: познакомить с понятием «Сложные слова» и орфограммой «соединительная гласная в сложных словах».
Задачи:
-учить выбирать соединительную гласную в сложных словах;
-учить работать по плану;
-развивать потребность в самооценке и взаимооценке;
-воспитывать чувство взаимопомощи;
Ход урока.
Организационный момент.
На доске картинный план урока (приложение).
- Посмотрите, сколько надо сделать сегодня на уроке. Работаем четко, слаженно.
Сегодня план урока в непривычном для вас виде, в два столбика. Подумайте, почему виды работ я разделила на 2 столбика? (устная и письменная работа).
-Письменные виды работ будем оценивать в тетради + -?
Устные виды работ – по алгоритму:
- Было задание…..
- Справился полностью или частично.
- Справился самостоятельно или с помощью.
- Удалось ли достичь результата.
- Проверка домашнего задания.
–Какие знания понадобились, чтобы выполнить домашнее упражнение?
-Что надо было сделать? (изменить окончания)
-Почему надо было изменить окончания? (нарушится связь слов, в предложении не будет смысла).
-Какое дополнительное задание надо было сделать? (подчеркнуть определения).
-Проверьте выполнение этого задания: сколько определений вы подчеркнуть? (9).
-У кого столько? Молодцы! Перечислите все определения.
-Кто нашел ошибки и исправил их после проверки? Молодцы! Главное, чтобы после проверки ошибок не было.
-На проверку домашнего задания мы затратили 5 минут (время пишется в плане на доске).
- Повторение.
На доске: Юбка Осенью часто идут дожди. заморский
Гнездо котенок
Съемка подъезд
Посмотрите на 3 столбика и предложите темы для повторения. (фонетический разбор, синтаксический разбор, разбор слова по составу).
К доске вызываются 3 обучающихся. Первым идет слабый ученик, у него есть право выбора задания.
-Кому из вас нужен помощник?
Выходят помощники. Они следят за выполнением задания отвечающего и помогают в случае затруднения.
Остальные учащиеся выбирают то задание, которое вызывает у них трудности для того, чтобы лучше отработать данный вид грамматического разбора.
После выполнения задания помощники оценивают работу одноклассника по алгоритму:
-какое было задание;
-справился полностью или частично;
-справился самостоятельно или с помощью;
-достиг ли результата;
Учитель дает оценочные суждения ученику, который работал без помощника.
-Ребята, сверьте свою работу с образцом на доске и оцените схожесть с образцом + - ?
-На повторение затратили 10 минут.
- Тема урока.
-На доске записана тема сегодняшнего урока «СЛОЖНЫЕ СЛОВА» и 4 утверждения, только одно из которых верное:
- Сложные слова – это слова, в которых очень много букв;
- Сложные слова- это слова, в которых очень много орфограмм;
- Сложные слова – это слова, у которых два корня;
- Сложные слова – это слова с непонятным значением;
Так же на доске написаны слова, среди которых есть сложные слова:
Пароход
Пылесос
Старость
Самолет
Садовник
Поставьте в тетради + - ?, выразив свое мнение: справитесь вы со сложными слова на уроке?
-Обсудите в паре, найдите сложные слова и соответствующее к ним утверждение.
Обсуждение.
Так к какому выводу мы пришли?
Выпишите верное утверждение в тетрадь.
Спишите с доски сложные слова, выделите корни.
-Как бы вы назвали гласную между корнями?
-Поставьте транскрипцию над соединительной гласной. Какой вывод можно сделать? (Соединительная гласная – это орфограмма).
-Так что же мы будем учиться делать на уроке? (Правильно писать слова с соединительной гласной).
Заносим время выполнения в план.
- Отработка умения писать соединительную гласную.
-Ребята, как вы думаете, почему в названии темы урока я выделила две буквы?
А) Давайте разберемся. А поможет нам в этом тетрадь на печатной основе, страница 23, упражнение 1.
Подчеркните сложные слова, докажите, обведите в круг соединительную гласную.
(Дети работают в парах).
Проверка. На доске записываются соединительные гласные из слов: оооеоее.
Оценивание в тетради + - ? Кто не допустил ошибки? Кто нашел и исправил ошибку? Молодцы!
Посмотрите еще раз на тему урока и на соединительные гласные.
-Кто может сформулировать правило написания соединительных гласных?
А теперь работаем в группе, переводим правило в краткую запись.
-По краткой записи расскажите правило.
Заносим время выполнения в план.
Б) Работаем по учебнику самостоятельно, собираем сложные слова.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу одноклассника, оцените его работу + - ?
-Кто помог исправить ошибку своему товарищу? Спасибо. Молодцы.
Проговорите правило по краткой записи.
На самостоятельную работу мы затратили 6 минут.
В) В тетради на печатной основе вставьте соединительные гласные. Эту работу у нескольких учеников оцениваю в тетради отметкой я. (Учитель ходит по классу, проверяет выполнение работы).
Как думаете, справились?
Внимательно слушаем правило и самостоятельно проверяем свои работы.
Оцените свое умение проверять работу + - ?.
5. Домашнее задание- упражнение 4 на повторение написания сложных слов, а кто любит посложнее -может выбрать для работы упражнение 5.
Какое правило вам понадобится дома для работы?
6.Итог урока.
На последней строчке урока в тетради оцените свое знание темы «Сложные слова» + - ?
Сравните знаки в начале и в конце урока. Кто в начале сомневался, а теперь не «боится» сложных слов? Что помогло нам научиться правильно писать сложные слова? Повторим правило.
Работа с планом.
Какой вид работы по плану занял у нас больше всего времени? Почему?
На каком этапе урока вам было сложнее? Почему?
Что было проще, оценить себя или одноклассника? Почему?
Спасибо всем, кто работал на уроке, кто при проверке не допустил и исправил ошибку, кто помог однокласснику, кто понял тему урока.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Соединительные гласные -О-. -Е- в сложных словах" (3 класс)
Урок дан в рамках месячника учителей начальных классов...
конспект урока "Правописание соединительных гласных в сложных словах."
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание соединительных гласных в сложных словах.Цели урока: Закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е; развивать речь детей...
Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...
Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....
Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК «Перспектива», 4 класс, тема: «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.»
Цель урока: формирование у учащихся представления о соединительных гласных в сложных словах, умение писать сложные слова с соединительными гласными.Задачи урока:Дидактические:1) Позн...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Урок, целью которого является закрепление навыков написания сложных слов с соединительными гласными о и е, развитие речи детей при образовании сложных слов....