урок русского языка в 3 классе "Образование сложных слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тарадайко Надежда Анатольевна

В данном конспекте представлен урок русского языка для 3 класса по теме "Образование сложных слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Образование сложных слов»

Цель  урока: научить детей правильно писать сложные слова с соединительной гласной о и е.

Задачи: 1. Формировать умение образовывать сложные слова; сравнивать,  находить и правильно писать в них корни и соединительные гласные,
2.Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;  формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
3.Воспитывать интерес к языку, слову.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник русского языка за 3 класс (образовательная система школа 2100).


Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание
Ребята, откройте тетради и напишите число и «Классная работа».  На минутке чистописания будем писать буквы о и е.  

2.Словарная работа.
Русский язык очень богат на правила. Мы с вами изучили достаточно много орфограмм. А сейчас проверим насколько хорошо вы их усвоили.
Посмотрите внимательно на слайд (на слайде 1 записаны слова с ошибками). Вам необходимо найти и исправить ошибки.

Замалчяли, птичьки, ропко, грусное солнце, пирок, интерестная книга, халодный день.

Прочитайте предложение, записанное на доске ниже. К какому жанру оно относится? (пословица)
Спишите пословицу с доски в тетрадь..
От неумелого лесоруба деревья плачут. 
- Ребята, что вы можете сказать про слово «лесоруб»?
- Объясните значение слова «лесоруб». 
- Какое это слово? Почему?
Как образовано это слово? (Сложное слово, образовано с помощью двух корней лес и руб).
Выделите корни, подчеркните соединительную гласную букву.

А теперь посмотрите на  доску (слайд  2 ). Внимательно прочитайте  слова. Нам необходимо разделить их на 2 группы

Звездопад, садовник, морской, мореход, звёздный, ходить, садовод.(         учащиеся работают на интерактивной доске и образуют 2 группы):

Звездопад         садовник

Мореход          морской

Садовод         звёздный

                       ходить

 -Молодцы, ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Сообщение  темы и цели урока.

– Сегодня на уроке будем учиться образовывать сложные слова, правильно их записывать и обозначать орфограммы. А ещё мы будем обогащать свой словарный запас.

 А теперь давайте проведём разминку для ума  «Д о с к а ж и   с л о в е ч к о». Нужно закончить начатые фразы 
а) Слова, у которых два корня, называются… (сложными)
б) В сложных словах корни соединяются с помощью гласных…(о и е).
в) После твердых согласных пишется соединительная гласная…(о)
г) После мягких согласных пишется соединительная гласная…(е)
д) После букв 
ж и ш пишется…
Ш Первичное усвоение новых знаний

Выполнение упражнения 128 на стр. 108

Учащиеся под руководством учителя образовывают сложные слова из данных пар слов, устно называют их

Падать, листья - листопад

Класс, первый - первоклассник

Лёд, колоть - ледокол

Сосать, пыль – пылесос

Муха, морить – мухомор

Лес, рубить – лесоруб

Далее работа продолжается на интерактивной доске. Дети пользуясь изученным алгоритмом вставляют в слова соединительные буквы о или е, затем записывают слова в тетрадь, один из учеников работает у доски.

О б р а з е ц  записи:
Листопад, первоклассник, ледокол, пылесос, мухомор, лесоруб
IV Физкультминутка 
-А теперь давайте немного отдохнём. Гимнастика для глаз.

V. Закрепление изученного

Упр. 131 – коллективное выполнение упражнения с записью в тетрадь.

Самолёт, самовар, самокат, самолюбие, самоделкин (выделяют корень, подчёркивают орфограмму- соединительную гласную).

Упр. 132 - устное выполнение упражнения

Упр. 133 – работа с использованием интерактивной доски.

Учащиеся определяют названия сказочных предметов, записывают их. Выделяют общий корень.

Вывод: сложные слова могут образовываться при помощи двух слов, записанных через тире.

V. Рефлексия

Выполнение небольшого теста.
VI Итог урока.

-С написанием  каких слов познакомились на уроке?
- Как образуются сложные слова?
- Что было интересным для вас на уроке?

Домашнее задание: выполнить упр. 3, 4, с. 115-116

Использованная литература

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» (учебник 3 класс часть 1).
  2. www.nosmoking.ru
  3. tattoo.lviv.ua
  4. www.edimsovkusom.com
  5. skazochnikonline.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Сложные слова"

Предмет: русский язык УМК «Школа России» (учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).Тема урока: Сложные слова.Цель  урока:формировать умение правильно записывать сложные слова, и...

Урок русского языка на тему "Сложные слова"

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Сложные слова"....

Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова".

Конспект нестандартного урока русского языка, где в игровой соревновательной форме повторяется и закрепляется материал по теме "Сложные слова"...

Урок русского языка по теме Сложные Слова"

Урок -исследование по русскому языку по теме "Сложные слова" для 3 класса...

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...

Урок русского языка "Нужны ли сложные слова УМК "Школа 2100" 3 класс

Ценносто-ориентированный урок русского языка, используется проблемное обучение, групповая работа...

Урок русского языка по теме "Сложные слова" УМК "Перспектива"

урок русского языка в 3 классе УМК "Перспектива" по теме "Сложные слова"....