Разработка урока развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кривенко Елена Викторовна

Разработка урока развития речи в 4 классе  по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 4 классе  по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Цели:

  • систематизирование  знаний учащихся о типах текста;
  • подготовка  к написанию сочинения с элементами описания;
  • развитие внимания, мышления, речи, памяти, творческих способностей;
  • развивать умение  работать в парах.

Оборудование:

 Тексты о снежинке , слова-сравнения и слова-действия, характеризующие снежинку на карточках, картинки и фотографии зимы и снежинки, музыкальное произведение "Вьюга и вальс снежинок", снежинки для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Посмотрите за окно. Какая сегодня прекрасная погода. Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок? Сегодня на уроке вам пригодятся ваши наблюдения.

2. Введение в тему урока.

- Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром.

- О какой царице идет речь? (зима)

- Нравится ли вам зима? Чем?

- Как её описывают? (белоока, белолица)

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему сравнивают с белым?

- Почему именно на тройке? (зимние месяцы)

- О каком серебре говорится? (снег)

- Что такое снег?

Снег - это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.

- Из чего он состоит? (снежинки)

- Назовите одно слово, которое у вас ассоциируется со словом снежинка.

3. Работа с текстами. 

Ознакомьтесь с текстами.

Чтение вслух.

- Какова тема текстов? (снежинка)

- Что узнали из первого текста? (почему снежинка белого цвета)

- Какой тип текста? (рассуждение)

- Почему? (рассуждение на тему почему снежинка белая)

- Что узнали из второго текста? ( как образуется снежинка)

- Какой тип текста? (повествование)

- Почему? (рассказывается о том, как образуется снежинка)

- Что узнали из третьего текста? (описание полета снежинки)

- Какой тип текста? (описание)

- Почему? (описание полета, сравнение снежинки со звездой, цветком, пушинкой)

- Вы заметили, что последний текст выделен цветом. У кого текст выделен голубым цветом - будете искать слова, с которыми сравнивается снежинка. У кого зеленым - слова, которыми можно заменять слово падает.

Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.

(Слова-сравнения: звезда, цветок, пушинка.Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят.)

Физминутка.

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

4. Наблюдение и слушание.

- Многие люди наблюдали за снегом, снежинками. Были среди них поэты, художники, фотографы и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снегу и снежинкам.

- А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта "Снежинка". (чтение стихотворения учителем)

- Какие слова - описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)

- Какая еще может быть снежинка? (слова добавляются к уже помещенным на доске)

- Мы охарактеризовали снежинку словами, а художники и фотографы передали красоту снежинки по-своему.

- Какой цвет основной? А оттенки? Настроение?

- Композиторы в своей музыке передали то, что увидели при помощи звуков.

- Что такое вьюга? Какая будет музыка?

Слушание музыки "Вьюга и вальс снежинок".

5. Написание сочинения-миниатюры.

- Вы не раз наблюдали за полетом снежинок. Попробуйте теперь вы описать снежинки и их полет.

- Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (вступление, основная часть, заключение)

Что такое миниатюра?

Написание сочинений. Зачитывание нескольких работ.

6. Итог урока.

- Что нового узнали о снежинке? Какие чувства вызвало выполнение сегодняшней работы?

7. Рефлексия.

Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!

- Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Урок развития речи во 2 классе"Знакомство с описанием как типом текста".

Урок построенн в личностно-ориентированной технологии в системе интерактивногообучения.Технология урока предполагает максимальную опору на субъекктивный опыт каждого ученика, его анализ,сравнение, выб...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Урок развития речи на тему "Типы текстов. Текст-описание"

Конспект занятия по речевому развитию для 2 класса....

Урок развития речи в 7 классе по теме: «Описание состояние человека»

Цель: 1. Познакомить с разновидностью описания - описание состояния человека. 2. Обобщение значений, полученных при изучении типов речи - описание. 3. Совершенствование умения анализировать  фраг...

Презентация к уроку развития речи в 7 классе по теме: «Описание состояние человека»

Презентация к уроку развития речи  "Описание состояние человека"....