1.Организационный момент. [Встаньте, поздоровайтесь.] [Ребята, вы слышите?]
2.Выяснение темы и плана работы. [Какой сейчас урок?]
[Узнайте у меня, какая тема урока?]
Сегодня мы продолжим работу над темой «Описание состояния человека»
Какие синоним можно подобрать к слову “состояние”? Важно знать состояние, настроение человека? А почему вы скажите в конце урока. Поэтому старайтесь, будьте на уроке внимательны и активны, Какое сейчас у вас настроение? Надеюсь, хорошее настроение у вас сохранится до конца урока. После урока скажите о своём состоянии.
[..., скажи ребятам, чтобы они прочитали план урока]
3.Повторение. Сначала мы повторим, какие типы текста вы знаете?
Чем они отличаются друг от друга
Словарь Состояние –настроение Рассуждение – размышление Доказывается - объясняется Тезис - основная мысль
Прочитайте текст 1 и определите тип текста.
Какие вы знаете виды описаний?
4.Работа по карточкам. Прочитать и определить вид описания. [Скажи ребятам, чтобы прочитали задание...] Прочитайте первый отрывок.
С какого произведения отрывок? Кто описывается в первом отрывке?
Прочитайте второй отрывок Что описывается во втором отрывке?
Прочитайте третий отрывок. Что описывается в третьем отрывке?
Прочитайте четвёртый отрывок Что описывается в четвёртом отрывке?
Прочитайте пятый отрывок Что описывается в пятом отрывке?
Есть ещё другие описания, с которыми мы познакомимся позже.
6.Игра «Кто больше» Прочитайте слова. Что они выражают? Радость, огорчение, печаль, любовь, смех, счастье, нежность, страдание, грусть, переживание, веселье, обида, ненависть. Распределите слова в два столбика.
7.Работа с картинками. Прочитайте, задание. Подобрать к картинкам слова, которые им соответствуют.
8. Будем работать над описанием человека в художественном пр-нии. Прочитайте текст 1.Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. ... Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах...
Откуда взяты эти предложения? Из какого произведения?
а) Найдите слова, показывающие состояние Маши Мироновой.
б) Какое состояние Маши Мироновой передаётся этими словами? в) С помощью какой части речи передается состояние человека.
Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах...
а) Найдите слова, показывающие состояние человека б) Какое чувство описано Пушкиным во втором предложении? в) С помощью какой части речи передается состояние человека Пушкиным? __________________________________ Прочитайте следующее предложение 2. Мне было стыдно. Я отвернулся и сказал ему: «Поди вон, Савельич... а) Найдите слова, показывающие состояние человека. б) Какое чувство описано в произведении?
в) С помощью какой части речи передается состояние человека? _________________________________ 3.Волнение души моей было тяжёлым. а) Найдите слова, показывающие состояние человека. б) Какое чувство описано в пр-нии? в) С помощью какой части речи передается состояние человека?
Прочитайте следующее предложение 4. « ...я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения» а) Найдите слова, показывающие состояние человека. б) Какое чувство описано в пр-нии?
в) С помощью каких части речи передается состояние человека? ____________________________________________ 5« Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. а) Найдите слова, показывающие состояние человека. б) Какие чувства описаны в пр-ниях? в) С помощью каких частей речи ________________________________ Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок » а) Найдите слова, показывающие состояние человека. б) Какие чувства описаны в пр-ниях? в) С помощью каких частей речи _________________________________ 6. Мысль о переведении моем из Белогорской крепости меня ужасала; но всего более огорчило меня известие о болезни матери. а) Найдите слова, показывающие состояние человека. б) Какие чувства описаны Пушкиным? Скажите по - другому ужас –страх б) С помощью какой части речи передается состояние человека?
9.Прослушивание музыки. Послушайте музыку. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какое настроение она вам передала?
10.Работа по карточкам. Работа с деформированным текстом.
Прочитайте задание. Карточка. Вместо точек подобрать слова, передающие состояние человека. Прочитайте задание. 1. Скоро праздник, посвященный Пушкину, поэтому у меня ... настроение. 2. На душе у меня ... 3.Когда я читаю стихи Пушкина, я получаю .... . 4. Я закончил читать « Капитанскую дочку», и мне ... . (плохо, замечательное, весело, удовольствие, прекрасное, радостно, грустно)
11.Итог урока. Вывод. Ребята, урок закончен. Почему важно уметь определять состояние человека? Посмотрите на смайлики и скажите, какое у вас состояние, настроение. |
Здравствуйте Да
Сейчас урок развития речи
С.М., какая тема урока?
Слайд 2
Настроение
Важно
Ребята, прочитайте план урока План 1.Читать 2.Отвечать на вопросы 3.Выполнять задания
Повествование, описание, рассуждение
В повествовании рассказывается о каких-либо меняющихся действиях. В описании описываются предметы, признаки и действия В рассуждении (размышлении) доказывается (объясняется) тезис мысль
Слайд 2 «...Наконец Пугачев встал с кресел и сошел с крыльца в сопровождении своих старшин. Ему подвели белого коня... Два казака взяли его под руки и посадили на седло..» (повествование) «...Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели..» (описание) «...Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием..» (рассуждение)
Слайд 3 Описание внешности человека, предмета, природы, помещения.
Ребята, прочитайте задание
Слайд 4 1.«..он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное... Волоса были обстрижены в кружок..» «Капитанская дочка» А.С.Пушкина (описание внешности человека, Пугачёв) 2.Карандаш — предназначен для писания, рисования, чертежа. Он легкий, тонкий, удобный для пользования. Карандаш с одного конца остро заточен, а с другого имеет небольшую резинку. (описание предмета) 3.«..На другой день рано утром Марья Ивановна тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени.» (описание места) Слайд 5 4.«..Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались картинки..» (описание помещения) Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. (описание природы)
Состояние, настроение человека
положительное и отрицательное положительное | отрицательное | радость | удивление | удовольствие | огорчение | смех | страдание | счастье | грусть | нежность | переживание | веселье | обида | любовь | ненависть |
Слайд 6
Из «Капитанской дочки» А. Пушкина
Слайд 7 Сердце ее сильно билось и замирало.
волнение
существительное
Слайд 8
устрашала
Страх
С помощью глагола
___________________________________
Слайд 9, 10
было стыдно
чувство стыда
категория состояния
__________________________________ Слайд 11, 12
тяжёлым
Имя прилагательное
Слайд 13, 14
огорчения
грусти
Существительное ___________________________ Слайд 15, 16
Горестью Горе Сущ-ное
_____________________________________ Слайд 17, 18
было жаль жалость категория состояния _____________________________________
Слайд 19, 20
ужасала, огорчило
ужас, горе
существительное
Важно, потому что это помогает в общении людей, понять другого человека |