Урок развития речи в 7 классе по теме: «Описание состояние человека»
план-конспект урока

Шхахутова Сусанна Магаметовна

Цель: 1. Познакомить с разновидностью описания - описание состояния человека. 2. Обобщение значений, полученных при изучении типов речи - описание. 3. Совершенствование умения анализировать  фрагменты текста, содержание состояния героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_razv.rechi_opisanie_sostoyanie_cheloveka.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:


Урок развития речи в 7 классе по теме:  

 «Описание состояние человека»

Цель: 1.Познакомиться с новой разновидностью описания-описание состояния человека.

2.Обобщение значений, полученных при изучении типов речи-описание.

3.Совершенствование умения анализировать фрагменты текста, содержащие состояние героев.

Ход урока

1.Организационный момент.

[Встаньте, поздоровайтесь.]

[Ребята, вы слышите?]

2.Выяснение  темы и плана работы.

[Какой сейчас урок?]

[Узнайте у меня, какая тема урока?]

Сегодня мы продолжим работу над темой «Описание состояния человека»

Какие синоним можно подобрать к слову “состояние”?

Важно знать  состояние,  настроение человека?

 А почему вы  скажите в конце урока. Поэтому старайтесь, будьте на уроке внимательны и активны,

Какое сейчас у вас настроение?

Надеюсь,  хорошее настроение у вас сохранится до конца урока.

После урока скажите о своём состоянии.

[..., скажи ребятам, чтобы они прочитали  план урока]

3.Повторение.

Сначала мы повторим, какие типы текста вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга

Словарь

Состояние –настроение

Рассуждение – размышление

Доказывается - объясняется

Тезис - основная мысль

Прочитайте текст 1 и определите тип текста.

Какие вы знаете виды описаний?

4.Работа по карточкам.

Прочитать и определить вид описания.

[Скажи ребятам, чтобы прочитали задание...]

Прочитайте первый отрывок.

С какого произведения отрывок?

Кто описывается в первом отрывке?

Прочитайте второй отрывок

Что описывается во втором отрывке?

Прочитайте третий отрывок.

Что описывается в третьем отрывке?

Прочитайте  четвёртый  отрывок

Что описывается в четвёртом отрывке?

Прочитайте  пятый  отрывок

Что описывается в пятом отрывке?

Есть ещё другие описания, с которыми мы познакомимся позже.

6.Игра «Кто больше»

Прочитайте слова.

Что они выражают?

Радость, огорчение, печаль, любовь,

смех, счастье, нежность, страдание, грусть, переживание, веселье,  обида, ненависть.

Распределите слова в два столбика.

7.Работа с картинками.

Прочитайте, задание.

Подобрать к картинкам слова, которые им соответствуют.

8. Будем работать над описанием человека  в художественном пр-нии.

Прочитайте текст

1.Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало.  ... Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах... 

Откуда взяты эти предложения? Из какого произведения?

а) Найдите слова, показывающие состояние Маши Мироновой.

б) Какое состояние Маши Мироновой передаётся этими словами?

в) С помощью какой части речи передается состояние человека.

Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах...

а) Найдите слова, показывающие состояние человека

б)  Какое чувство описано Пушкиным во втором предложении?

в) С помощью какой части речи передается состояние человека Пушкиным?

__________________________________

Прочитайте следующее предложение

2. Мне было стыдно. Я отвернулся и сказал ему: «Поди вон, Савельич...

а) Найдите слова, показывающие состояние человека.

б) Какое чувство описано в произведении?

в) С помощью какой части речи передается состояние человека?

_________________________________

3.Волнение души моей было тяжёлым.

а) Найдите слова, показывающие состояние  человека.

б) Какое чувство описано в пр-нии?

в) С помощью какой части речи передается состояние человека?

Прочитайте следующее предложение

4. « ...я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения»

а) Найдите слова, показывающие состояние человека.

б) Какое чувство описано в пр-нии?

в) С помощью каких части речи передается состояние человека?

____________________________________________

5« Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом.

а) Найдите слова, показывающие состояние человека.

б) Какие чувства описаны в пр-ниях?

в) С помощью каких частей речи

________________________________

Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок »

а) Найдите слова, показывающие состояние человека.

б) Какие чувства описаны в пр-ниях?

в) С помощью каких частей речи

_________________________________

6.  Мысль о переведении моем из Белогорской крепости меня ужасала; но всего более огорчило меня известие о болезни матери. 

а) Найдите слова, показывающие состояние человека.

б) Какие чувства описаны Пушкиным?

Скажите по - другому  ужас –страх

б) С помощью какой части речи передается состояние человека?

9.Прослушивание музыки.

Послушайте музыку.

Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Какое настроение она вам передала?

10.Работа по карточкам. Работа с деформированным текстом.

Прочитайте задание.

Карточка.

Вместо точек подобрать слова, передающие состояние человека.

Прочитайте задание.

1. Скоро праздник, посвященный Пушкину, поэтому  у меня ... настроение.

2. На душе у меня ...

3.Когда я читаю  стихи Пушкина, я получаю .... .

4. Я закончил читать « Капитанскую дочку», и мне ... .

(плохо, замечательное,  весело, удовольствие, прекрасное,  радостно, грустно)  

11.Итог урока.

Вывод.

Ребята, урок закончен.

Почему важно уметь определять состояние человека?

Посмотрите на смайлики и скажите,  какое у вас состояние, настроение.

Здравствуйте

Да

Сейчас урок развития речи

С.М., какая тема урока?

Слайд  2

Настроение

Важно

Ребята, прочитайте план урока

План

1.Читать

2.Отвечать на вопросы

3.Выполнять задания

Повествование, описание, рассуждение

 

В повествовании рассказывается о каких-либо меняющихся действиях.

В описании описываются предметы, признаки и действия

В рассуждении (размышлении) доказывается (объясняется) тезис мысль

Слайд  2

«...Наконец Пугачев встал с кресел и сошел с крыльца в сопровождении своих старшин. Ему подвели белого коня... Два казака взяли его под руки и посадили на  седло..»

 (повествование)   

«...Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели..»

(описание)

«...Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.  Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием..» (рассуждение)

Слайд 3

Описание внешности человека, предмета, природы, помещения.

Ребята,  прочитайте задание

Слайд 4

1.«..он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное... Волоса были обстрижены в кружок..»

 «Капитанская дочка» А.С.Пушкина (описание внешности человека, Пугачёв)                                       2.Карандаш — предназначен для писания, рисования, чертежа. Он легкий, тонкий, удобный для пользования. Карандаш с  одного конца остро заточен, а с другого имеет небольшую резинку.                                         (описание предмета)                                                  3.«..На другой день рано утром Марья Ивановна тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени.»                       (описание места)                                                                                                                                            

Слайд 5                                                                   4.«..Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались картинки..»   (описание помещения)                                                                                 Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело  подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. (описание природы)

Состояние, настроение человека

положительное и отрицательное

положительное

отрицательное

радость

удивление

удовольствие

огорчение

смех

страдание

счастье

грусть

нежность

переживание

веселье

обида

любовь

ненависть

 

Слайд  6

Из «Капитанской дочки» А. Пушкина

Слайд  7

Сердце ее сильно билось и замирало.

волнение

существительное

Слайд  8

устрашала

Страх

С помощью глагола

___________________________________

Слайд 9, 10

было стыдно

чувство стыда

категория состояния

__________________________________

Слайд 11, 12

тяжёлым

Имя  прилагательное

Слайд 13, 14

огорчения

грусти

Существительное

___________________________

Слайд 15, 16

Горестью

Горе

Сущ-ное  

_____________________________________

Слайд 17, 18

было жаль

жалость

категория состояния

_____________________________________

Слайд 19, 20

ужасала,  огорчило

ужас, горе

существительное

Важно, потому что это помогает в общении людей, понять другого человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 2 класс

Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи 1 класс.

Тема. Общее понятие о тексте....

Урок развития речи 2 класс

Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....