Урок развития речи во 2 классе"Знакомство с описанием как типом текста".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок построенн в личностно-ориентированной технологии в системе интерактивногообучения.Технология урока предполагает максимальную опору на субъекктивный опыт каждого ученика, его анализ,сравнение, выбор оптимального содержания этого опыта.первод его в систему понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostina_va.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Костина В.М учитель начальных классов,
первой квалификационной категории,
МАОУ «Гимназия№76»,г. Наб.Челны
Kostinavalentina1964@mail.ru
Проект урока развития речи во 2 б классе.
Тема урока: «Знакомство с описанием как типом текста».
Задача урока:
выявить структуру текста – описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание;
Цели урока:
1)способствовать формированию саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания);
2)способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
3)путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить самостоятельности в суждениях, в речевой деятельности, в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы;
4)развитие эйдетической памяти.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге продуктивного непонимания (диалог оценочного характера).
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, самостоятельная работа.
Приёмы работы : средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждения, обращение)
Мотивация к учебной деятельности.
-Доброе утро!
-Сегодня всем нам!
-Мир знаний ждёт впереди нас, друзья!
В путь отправляться настала пора!
Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!
Саморефлексия собственных знаний. Общеклассная дискуссия.
Прочитайте текст на экране.
На экране:
Серый котёнок увидел мышку. Он бросился за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котёнок за ней. Мышка убежала. А из банки вылез белый котёнок.
У нас есть котёнок Васька. Сам он серый, лапки чёрные. У него зелёные глазки, пушистый длинный хвостик. Ну, котик-коток!
Я мечтаю завести котёнка. Ведь кошка может поиграть со мной, поднять настроение. Кошки забавны и красивы. Поэтому мне хочется завести этого друга.
-Как вы думаете, какой из трёх текстов является описанием? Обоснуйте свою мысль.
-(Второй текст.)
-Как вы узнали? Докажите! Ведь всё тексты о котёнке!
-Этот текст отвечает на вопрос к а к о й ? Первый текст рассказывает, что произошло с котёнком и отвечает на вопрос ч т о с л у ч и л о с ь ? А третий текст отвечает на вопрос п о ч е м у ? - почему Автор хочет завести котёнка.
-Согласны?(Дети пальчиками показывают своё мнение)
На экране: к а к о й ?
На прошлом уроке мы составили алгоритм описания в виде значков .Вспомните его! (на экране появляются рисунки)
Проанализируйте, какого пункта алгоритма не хватает в нашем тесте? Как он звучит?
-Отношение автора к герою.
-Ваши варианты. (Дети придумывают и сообщают свои предложения учителю и ребятам).
-Ночь! (Дети закрывают глаза, головы на парты)
-Наш герой пожаловал к нам в гости (учитель демонстрирует игрушку- котёнка), он дарит нам свою улыбку и рад ,что мы с вами справились с заданием. Чтобы Ваське не было грустно, к нам спешит ещё один герой. Догадайтесь, кто это?
На экране текст с пропущенными словами:
______-самая маленькая и самая нарядная птичка в мире. Их называют –птица-муха .Самые маленькие ______величиной со шмеля. У них цепкие и сильные ноги, нос вытянут, длинный словно спица. Пёрышки _____ так красивы, что похожи на драгоценные камни .На солнце они переливаются. Сказочно красивая птица _____!
-О ком идёт речь в тексте? (На экране появляются слова - к о л и б р и ) Узнали этот тип текста? Можно его разбить на три части? Вспомните алгоритм типа текста, что вы можете сказать? (ответы детей).
-Текст не озаглавлен!
-Из трёх заголовков выберите один, который подходит к тексту. Докажите свой выбор.
На экране:
Почему колибри называют мухой?
Что случилось с колибри?
Сказочно - красивая птица.
Дети выбирают заголовок и обосновывают свой выбор опираясь на признаки видов текста.
На экране: рисунок колибри
Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи.
-Какие вопросы мы ставили на предыдущих уроках?
-Как строится описание, какие особые слова в нём используются, которые помогут построить такой текст?
-На какой вопрос мы ответили? Какой вопрос остался? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
-Какие слова помогают построить описание.
-Как это можно узнать? Ваши предложения, что нужно сделать?
(слушаются предложения детей)
- У нас есть на доске текст, понаблюдаем за ним.
-Согласны с Юлей? ? (Дети пальчиками показывают своё мнение)
Решение учебной задачи : выдвижение и проверка гипотез.
-Мы одобрили предложение Юли , исследуем это описание. С чего начнём?
-Посмотрим на наш алгоритм! Он нам поможет!
доске: алгоритм описания в виде значков.
-Ваши предложения о поиске особых слов , использующихся в описании.
-Посмотрим, какие слова в нём используются чаще.
-Мы ставим вопрос к тексту-описанию к а к о й?
-И, дальше!
-Наверное, в описании должно быть слова , показывающие , что у колибри к а к о е?
-Хорошие предложения! Найдите слова, которые говорят о том, к а к и е у колибри ноги, к а к о й нос, к а к и е пёрышки. (Дети называют слова, выделяем их цветом на экране)
-Что называют такие слова? Как мы их назовём?
На экране: слова-признаки
-С чем сравнивает автор нос и пёрышки птицы? Почему? Произнесите слово с р а в н и в а е т , подумайте, как можно назвать эти слова?
(Дети называют свои варианты)
-В науке их называют
На экране: слова-сравнения
-Подведём итоги нашего исследования. (слушаются предложения детей)
-Для чего нужны в тексте слова-признаки и слова-сравнения? . (слушаются ответы детей)
-Согласна с вами: для точности, образности предмета, животного. Авторы используют и другие приёмы, о них мы узнаем чуть позже.
Воспроизведение открытых знаний(индивидуальная работа, самостоятельная работа ,мини-диалог)
-А теперь отдохнём. Послушайте загадки и нарисуйте отгадки.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая
Самая болтливая.
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Повернулась и в лес!
Дети рисуют отгадки, обмениваются рисунками в парах .
-Покажите отгадки всему классу. В каком мнении вы сошлись?
-Это – сорока!
-Докажите почему?
-Чем ещё интересны загадки?
-Я думаю в первой загадке слова-признаки, во второй все слова-сравнения. Они тексты-описания.
Творческое преобразование знаний.
Устраивайтесь удобнее, головки положите на парты, закрывайте глазки , мы отправляемся с вами …(звучит музыка для релаксации)
-Мы свами на полянке невиданной красоты, опускаемся на траву, вдыхаем запах цветов, трогаем каждую травинку , чувствуем её нежность, слушаем голоса птиц. Вот пень, он теплый , похож на букву С. На нём греется добрая кобра в виде буквы Е . Журчит тихий ручеёк в виде буквы М ,на нем крохотный зелёный островок Е. Солнце нам дарит свои теплые лучи , они скользят будто буква Й. Сказочно- красивая птица фламинго несёт в клюве травинку К. С дерева в ладонь нам падает гладкий прохладный орешек А. Мы прощаемся с лесом и возвращаемся в класс отдохнувшие и бодрые .
-На доске мышки , прибежавшие с нами из леса, они просят вспомнить нас какие буквы мы видели в лесу. (на каждой мышке с обратной стороны написана одна из букв, дети вспоминают «образы картинок –букв», по мере вспоминания мышки переворачиваются образуя слово)
-Читаем, что образовалось у мышек?
С е м е й к а
-Нам тоже пора создать свои семейки у нас в классе . ( дети образуют группы)
Предлагаю теперь самим попробовать самостоятельно составить описание. Каждая семейка выбирает себе изображение птицы, зверя, жучка по выбору
Что вам в этом поможет?
-Алгоритм – описания, слова-признаки, слова-сравнения.(под тихую музыку дети самостоятельно в группах составляют свои тексты) Представители группы вслух зачитывают свои коллективные работы. Класс работает в позиции Критиков и Слушателей.
Рефлексия знаний.
-Какую задачу мы ставили в начале урока? Удалось нам решить её?
-Оцените свою работу цветными магнитиками на доске. Каждый поставит свой магнитик на одну из трёх ступенек познания, которую он по-своему мнению достиг сегодня.
-На сказочной планете жили Зебрынь и Зебрёнок. Попробуйте дома составить описание одного из жителей сказочной планеты. Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"
Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...
Урок развития речи "Рыбы. Узнавание предмета по описанию"
Данный урок, для учащихся 1 класса I, II вида...
Урок развития речи 3 класс "Составление текста описания"
Конспект урока с презентацией ....
проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».
Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание...
Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).
Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....
Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого
Разработка материала по картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...
Технологическая карта урока Развитие речи 3 класс " Устное описание перелётной птицы (скворец)"
Технологическая карта урока развитие речи языка в 3 классе ТемаУстное описание перелётной птицы (скворец).Цели Образовательные: Уточнение и систематизация знаний детей о перелетных пт...