Урок русского языка во втором классе "Заглавная буква в географических названиях"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гринёва Наталия Евгеньевна

В файле представлен конспект урока русского языка во втором классе на тему "Заглавная буква в географических названиях". Также дополнением прикрепила презентацию к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 бюджетное образовательное учреждение Омской области

«Омский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока по русскому языку

Омск, 2022 г.

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема урока: Заглавная буква в географических названиях

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: научиться распознавать и писать с заглавной буквы географические названия.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
  1. самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
  2. формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
  • Метапредметные:

Познавательные:

  1. строить логические цепочки рассуждения;
  2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные:

  1. высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; 
  2. пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей.

Регулятивные:

  1. уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  2. уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  3. уметь работать по коллективно составленному плану;
  4. анализировать проделанную работу, оценивание своей работы на уроке.
  • Предметные:
  1. научиться распознавать и писать с заглавной буквы географические названия; 
  2. закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс 2 часть, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

ФОУД

Планируемые

результаты

(УУД)

1.Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И урок мы  начинаем.

- Садятся те, чьё полное имя начинается с гласного звука, а теперь те, чьё имя начинается с согласного звука.

Приветствуют учителя

Ф

Личностные:

формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

II.Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, подчеркните орфограммы. Сегодня 17 февраля.

- Прочитайте слова: Роман, Рита, «Богатыри», Мурка, Барсик.

-Почему слова написали с большой буквы?

- Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она чаще всего встречается в этих словах.

встречается в словах, написанных на доске.

(буква «эр»)

- Дайте характеристику звуку, который обозначает буква «Р» в данных словах.

( буква «эр» обозначает звук [р]. Он согласный ,непарный, звонкий, твердый)

- Запишите заглавную и строчную букву «Р». Подчеркните те буквы, которые получились самыми красивыми.

получились самыми красивыми.

-Посмотрите на доску, вам нужно списать слова, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограмму.

М.сква, ул.ца, Р..сия, гор.д, д.ревня

-К какой части речи относятся слова на доске и те, что вы записали?

- Что такое имена существительные?

- Почему слова написаны с заглавной буквы?

- Какие имена существительные относятся к именам собственным? (заполняем кластер)

Записывают число

-Это имена собственные

-Буква «Р» обозначает звук [р]. Он согласный, непарный, звонкий, твердый.

Прописывают букву

Выполняют словарную работу

-Имя существительное

-Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

-Это имена собственные

-ФИО, названия художественных произведений, клички животных

Ф, И

III.Целеполагание

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

- Скажите, к какой орфограмме мы можем отнести слова Москва и Россия?

-Что обозначают эти слова?

-Какие еще города и страны вы знаете?

- Где мы можем увидеть все города и страны, их расположение? (На доске карта)

-А что еще можно увидеть на карте?

-Верно! Все города, страны, озера, реки, деревни имеют свое географическое название.

-Кто-нибудь догадался, как будет звучать тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим на урок?

- Какие задачи мы поставим на этот урок?

-Ни к одной орфограмме эти слова не подходят

-Москва – город, столица, Россия – страна

Ответы детей

-На карте

-Моря, озера, горы и тд.

-Заглавная буква в географических названиях

-Научиться распознавать и писать заглавную букву в географических названиях

1. Закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных

2. научиться писать заглавную букву в географических названиях

3. Закрепить полученные знания, выполняя упражнения

Ф

Личностные:

самоопределение личностное, профессиональное, жизненное

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем

IV. «Открытие» детьми новых знаний

Первичный синтез

 -Откройте учебник на с.60, прочитайте правило.

-Обратите внимание, с заглавной буквы мы пишем только географическое название!

-Давайте внесем нашу орфограмму в кластер.

-На с.60 выполним упр. 102. Давайте прочитаем, что следует делать.(Вызываю ученика к доске)

-Давайте сейчас немного отдохнем.

Путешествуем по карте

Идем по Восточно-Европейской равнине,

Карабкаемся на Уральские горы,

Плаваем в Чёрном море,

Едем на поезде из Москвы до Владивостока,

Возвращаемся домой на самолете,

Выходим из самолёта

-На партах лежат карточки с предложениями. Вам необходимо вставить заглавную букву или строчную, подчеркнуть заглавную букву в именах собственных. Не забудьте подписать карточки.

Высоко летает (о;О) .рёл.

В нашей стране есть город (о;О) .рёл.

В Азии есть река (т;Т) .игр.

В лесу живёт (т;Т) .игр.

Ребята приехали в город (л;Л) .ьвов.

В Африке живёт много (л;Л) .ьвов.

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте. На доске вы видите ответы.

Оценка:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 и более ошибки        

-Какой вывод мы можем сделать?

-Какие еще примеры вы можете привести?

-На доске вы видите несколько предложений, в них допущены ошибки. Спишите предложения, исправив ошибки. Подчеркните имена собственные. (Вызываю ученика к доске)

Саша иванов живёт в москве на улице мира. Летом он с тётей олей поедет на озеро байкал, а затем – к бабушке в деревню дубки.

-Какие из подчеркнутых имен собственных относятся к географическим названиям? К чему относятся остальные?

-Посмотрите на доску и проверьте свои работы.

-Прочитай слова на доске. На какие группы можно их разбить?

Ока, Санкт- Петербург, Иртыш, Франция, Волга, Москва, Италия, Япония, Пенза, Енисей, Россия,  Амур, Волгоград, Германия, Павлодар, Омск.

-Давайте устно заполним таблицу.

Города

Реки

Страны

 Изучают правило

Выполняют упражнение

-Выделенные слова являются именами собственными, т.к. обозначаются географическими названиями

Россия, Мурманск, Эльбрус, Байкал, Волга, Победы, Кипр, Мира

Выполняют физминутку

Высоко летает орёл.

В нашей стране есть город Орёл.

В Азии есть река Тигр.

В лесу живёт тигр.

Ребята приехали в город Львов.

В Африке живёт много львов.

Проводят взаимопроверку

-Одинаково звучащее слово может быть написано и заглавной, и со строчной буквы. Это зависит от значения слова.

-Тихий океан - тихий голос; Черное море – черный костюм и тд.

Выполняют упражнение

Саша Иванов живёт в Москве на улице Мира. Летом он с тётей Олей поедет на озеро Байкал, а затем – к бабушке в деревню Дубки.

-Москва, Мира, Байкал, Дубки. Фамилия и имена.

-На страны, реки и города

Ф, И, П

Познавательные:

строить логические цепочки рассуждения;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

научиться распознавать и писать с заглавной буквы географические названия; 

закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

VI.Рефлексия деятельности. Итог урока.

Вторичный синтез

Самооценка результатов деятельности.

-Сейчас посмотрим, насколько вы внимательны. Я называю вам утверждения, если вы с ним согласны – покажите плюс, если нет – минус.

1.Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.

2.Названия животных пишутся с большой буквы.

3.Клички животных пишутся с маленькой буквы.

4. Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.

5.Названия художественных произведений пишутся с маленькой буквы.

6.Названия городов, рек, озер, стран пишутся с большой буквы.

- Вы большие молодцы, ребята!

- Наш урок подходит к концу.

-Скажите, пожалуйста, как звучала тема нашего урока?

-А кто его автор?

-Какую цель мы ставили на урок? Достигли ли мы цель?

-А какие задачи мы с вами поставили? Все ли задачи мы выполнили?

-Закончите предложения:

Мне понравилось…..

Я узнал(а)…….

У меня возникли трудности……

Было интересно…..

-Заглавная буква в географических названиях

-Научиться распознавать и писать заглавную букву в географических названиях

1. Закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных

2. научиться писать заглавную букву в географических названиях

3. Закрепить полученные знания, выполняя упражнения

Оценивают свою деятельность на уроке

Ф, И

Регулятивные: анализировать проделанную работу, оценивание своей работы на уроке

VII. Домашнее задание

Выдача домашнего задания

с. 60, упр. 103

Спасибо за активную работу. Урок окончен. До свидания!

Записывают домашнее задание

Прощаются

Ф


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так, что время не теряем И урок мы начинаем.

Слайд 2

Роман, Рита, «Богатыри», Мурка, Барсик

Слайд 3

М.сква , ул.ца , Р..сия, гор.д , д.ревня

Слайд 4

М о сква , ул и ца , Р ос сия , г о род , д е ревня

Слайд 5

Имена собственные Фамилии, имена, отчества Клички животных Названия художественных произведений

Слайд 7

Тема: Заглавная буква в географических названиях Цель: научиться распознавать и писать заглавную букву в географических названиях.

Слайд 8

Задачи: 1. Закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных 2. научиться писать заглавную букву в географических названиях 3. Закрепить полученные знания, выполняя упражнения

Слайд 9

Имена собственные Фамилии, имена, отчества Клички животных Названия художественных произведений Географические названия

Слайд 10

Высоко летает орёл. В нашей стране есть город О рёл . В А зии есть река Т игр . В лесу живёт тигр. Ребята приехали в город Л ьвов . В А фрике живёт много львов.

Слайд 11

Критерии оценивания: « 5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибки «3» - 2 и более ошибки

Слайд 12

Саша иванов живёт в москве на улице мира. Летом он с тётей олей поедет на озеро байкал , а затем – к бабушке в деревню дубки .

Слайд 13

Ока, Санкт- Петербург, Франция, Волга, Москва, Италия, Япония, Пенза, Енисей, Россия, Амур, Волгоград, Германия, Павлодар, Омск . Города Реки Страны

Слайд 14

Ока, Санкт- Петербург, Иртыш, Франция , Волга, Москва, Италия, Япония, Пенза, Енисей, Россия, Амур, Волгоград, Германия, Павлодар, Омск . Города Реки Страны Санкт – Петербург Москва Пенза Волгоград Павлодар Омск Ока Волга Амур Енисей Иртыш Франция Италия Япония Россия Германия

Слайд 15

Тема: Заглавная буква в географических названиях Цель: научиться распознавать и писать заглавную букву в географических названиях.

Слайд 16

Задачи: 1. Закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных 2. научиться писать заглавную букву в географических названиях 3. Закрепить полученные знания, выполняя упражнения

Слайд 17

Мне понравилось … Я узнал(а )… У меня возникли трудности … Было интересно …

Слайд 18

Домашнее задание: с.60, упр. 103


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во втором классе по теме: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.

Технологическая карта и презентация урока русского языка во втором классе. Образовательная система 2100. Урок постановки и решения учебной задачи,лностью соответствует требованиям ФГОС.  Представ...

Урок русского языка по теме: "Заглавная буква в географических названиях".

Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС НОО, по программе "Школа России", авторской программы   "Русский язык" В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс...

Конспект открытого урока по теме " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях."

Технологическая карта урока по русскому языку по ФГОС.  Тип урока - урок открытия новых знаний. УМК " Школа России"...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)...