Учебно - методический комплект по русскому языку на тему "Заглавная буква в географических названиях"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
русского языка
Предмет: русский язык
Класс: 2 «А»
Тема урока: «Заглавная буква в географических названиях»
Цели урока:
- формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных;
- учить выделять в речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы, упражнять в написании географических названий своего края;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
предметные:
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- обосновывать правильность определения собственных имён существительных;
личностные:
- оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, стр.59 – 60., презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный.
№ | Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный | ≈ 1 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя | К.: настрой на урок, знакомство с учителем. |
2 | Мотивационный Словесный: ответы на вопросы, слово учителя Чистописание. | ≈ 2 | Прозвенел сейчас звонок. Девизом нашего урока я выбрала пословицу: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Слайд Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний. Сегодня мы повторим написание буквы “Р” Слайд . РРР Ро Ре Рье Моя Родина- Какие звуки может обозначать эта буква? ([р] [р,] ) В каком буквосочетании буква “р” обозначает мягкий согласный звук. (Ре, рье) Охарактеризуйте звук [р,] ([р ,] – согласный, мягкий, парный по твердости -мягкости, пара [р] -[р ,], звонкий, непарный по звонкости-глухости). В каком буквосочетании буква “е” обозначает два звука (рье); один звук (ре)? Пропишите до конца строки. Спишите начало предложения (Моя Родина) Чтобы дописать его, мы должны познакомиться с написанием нового словарного слова. | Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения Контролировать правильность записи. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. П.: строят речевое высказывание. |
3 | Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя Работа по теме урока. Словесный: ответы на вопросы Практический: анализ слов Физкультминутка Закрепление изученного материала Словесный: ответы на вопросы Практический: запись неодушевленных слов Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание | ≈ 7 ≈ 10 | Вставьте маленькую или заглавную букву в слово. Объясните, как записали одинаково звучащие слова. 1 группа. 2 группа. 3 группа. Группы распределяют на доске предложения по двум группам и оценивают работу. Какие слова в предложениях ещё записаны с заглавной буквы? Азия, Африка, город Орёл, город Львов, река Тигр – это? Значит, тема урока? 1) Работа над правилом. Как пишутся географические названия? Что относится к географическим названиям? (Названия городов, посёлков, проспектов, деревень, улиц, рек, морей.) Прочитайте об орфограмме на стр.60. Словарная работа. Имя собственное нашего государства? (Слайд 4) Россия – страна, расположенная в Европе и Азии. Подчеркните имена собственные. Имя собственное нашего города? (Трёхгорный.) (Слайд 5) Работа в группах: исправить текст, подчеркнуть имена собственные. (Работа с деформированным предложением.) Сегодня вы познакомимся с новыми словарными словами. Чтобы отгадать первое слово _______________ Допишите предложение, укажите орфограммы: Моя Родина-Россия. Слайд 11. Определите “опасное” место. (Россия: ударная гласная “и” во втором слоге. Значит в первом слоге “опасное” место: безударная “о”. Ее нужно запомнить. И ещё что мы видим в написании этого слова?- двойная согласная СС ) Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, город в котором мы живем, город….Трёхгорный. Определите слабое место в слове ГОРОД. Почему слово Россия, Москва написали с большой буквы? (Название страны, название города) Где мы можем увидеть эти названия? (На географических картах) Название стран, городов, деревень, рек – это географические названия. -Что такое существительное? -К каким существительным мы задаём вопрос КТО?, ЧТО? -Что такое собственные имена существительные и нарицательные? -Как изменяются существительные по числам? -Что обозначают сущ.в единственном числе и во множественном? (один или два и более предметов). – Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? (Чтобы отличать их друг от друга) – Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? (Собственные). – Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы) – Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек? (Названия стран, городов, деревень, улиц, площадей , рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные). – Какие же новые знания вы положили сегодня в свой сундучок? Как нужно писать имена собственные. Выполним задание в карточках! __ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже. Игра “Самый внимательный” Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зеленый светофор, если нет – красный, если не знаете ответ - желтый. – Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы. Вы сегодня все хорошо работали. Слайд Спасибо за урок! Сегодня вы все “Молодцы!” | Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. Работать со словами. Выполнять задание Определять тему урока, цель. Выполнять упражнения данные учителем. Читать правило, знакомиться с неодушевленными существительными. Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал Подводить итоги. Записывать домашнее задание | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Л. Настрой на ЗОЖ К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.
Приветствие учителя. |
Прозвенел сейчас звонок. Девизом нашего урока я выбрала пословицу: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Слайд Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний. Сегодня мы повторим написание буквы “Р” Слайд . РРР Ро Ре Рье Моя Родина- Какие звуки может обозначать эта буква? ([р] [р,] ) В каком буквосочетании буква “р” обозначает мягкий согласный звук. (Ре, рье) Охарактеризуйте звук [р,] ([р ,] – согласный, мягкий, парный по твердости -мягкости, пара [р] -[р ,], звонкий, непарный по звонкости-глухости). В каком буквосочетании буква “е” обозначает два звука (рье); один звук (ре)? Пропишите до конца строки. Спишите начало предложения (Моя Родина) Чтобы дописать его, мы должны познакомиться с написанием нового словарного слова. |
Вставьте маленькую или заглавную букву в слово. Объясните, как записали одинаково звучащие слова. 1 группа. 2 группа. 3 группа. Группы распределяют на доске предложения по двум группам и оценивают работу. Какие слова в предложениях ещё записаны с заглавной буквы? Азия, Африка, город Орёл, город Львов, река Тигр – это? Значит, тема урока? 1) Работа над правилом. Как пишутся географические названия? Что относится к географическим названиям? (Названия городов, посёлков, проспектов, деревень, улиц, рек, морей.) Прочитайте об орфограмме на стр.60. Словарная работа. Имя собственное нашего государства? (Слайд 4) Россия – страна, расположенная в Европе и Азии. Подчеркните имена собственные. Имя собственное нашего города? (Трёхгорный.) (Слайд 5) Работа в группах: исправить текст, подчеркнуть имена собственные. (Работа с деформированным предложением.) Сегодня вы познакомимся с новыми словарными словами. Чтобы отгадать первое слово _______________ Допишите предложение, укажите орфограммы: Моя Родина-Россия. Слайд 11. Определите “опасное” место. (Россия: ударная гласная “и” во втором слоге. Значит в первом слоге “опасное” место: безударная “о”. Ее нужно запомнить. И ещё что мы видим в написании этого слова?- двойная согласная СС ) Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, город в котором мы живем, город….Трёхгорный. Определите слабое место в слове ГОРОД. Почему слово Россия, Москва написали с большой буквы? (Название страны, название города) Где мы можем увидеть эти названия? (На географических картах) Название стран, городов, деревень, рек – это географические названия. -Что такое существительное? -К каким существительным мы задаём вопрос КТО?, ЧТО? -Что такое собственные имена существительные и нарицательные? -Как изменяются существительные по числам? -Что обозначают сущ.в единственном числе и во множественном? (один или два и более предметов). – Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? (Чтобы отличать их друг от друга) – Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? (Собственные). – Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы) – Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек? (Названия стран, городов, деревень, улиц, площадей , рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные). – Какие же новые знания вы положили сегодня в свой сундучок? Как нужно писать имена собственные. Выполним задание в карточках! __ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже. Игра “Самый внимательный” Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зеленый светофор, если нет – красный, если не знаете ответ - желтый. – Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы. Вы сегодня все хорошо работали. Слайд Спасибо за урок! Сегодня вы все “Молодцы!” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему:"Буква Л" (УМК "Перспектива")
Представляю Вашему вниманию конспекты уроков и презентации по русскому языку, надеюсь, данный материал будет Вам полезен....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)...