Конспект открытого урока по теме " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

павлова ольга васильевна

Технологическая карта урока по русскому языку по ФГОС.  Тип урока - урок открытия новых знаний. УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema._imena_sobstvennye.docx60.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Учитель:         Павлова Ольга Васильевна

 Учреждение:  ГБОУ СОШ № 543 г. Санкт-Петербург, Московский район

   Предмет:         Русский язык

   Класс:              2  

   УМК:               «Школа России»

   Тема урока:   «Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях».

   Тип урока:     урок открытия новых знаний.

   Формы:          фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

   Технологиипроблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.

   Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные, наглядные

   Основные понятия, термины:  имена собственные, нарицательные, географические названия рек, городов, морей.

   Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык», карточки с заданием;  у учащихся – рабочие тетради, учебник, сигнальные карточки.

Тема раздела

Части речи.

Тема изучения

Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях.

Цель

- формировать  и развивать  умения писать заглавную букву в географических названиях;

- формировать умение различать имена собственные и имена нарицательные.  

Планируемый результат

Личностные УУД:

- проявлять готовность и способность к саморазвитию.

- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению;

- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

- проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость;

Выявлять причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- использовать общие приёмы решения задач

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно выделять

и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД:

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;

- развивать умение правильно строить предложения.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение работать в паре, оказывать взаимопомощь;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщение;

Предметные УУД:

-различать собственные и нарицательные имена существительные;

- писать с заглавной буквы  названия государств, городов, стран, деревень,рек, озер, морей;

- объяснять написание собственных и нарицательных имен существительных;  

объединять собственные и нарицательные имена существительные в тематические группы.

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.

Организационный момент

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Устанавливается позитивный настрой на урок. 

Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

«Мы  пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно. Если спросят, надо встать, громко, четко отвечать!»

2.

Мотивация познавательной деятельности.

Определение темы урока. Целеполагание.

Объясняют смысл пословицы.

Отгадывают загадку

Объясняют  написание собственных и нарицательных имен существительных

Выполняют задание.

Прописывают соединения букв:

ге ог ра фи че ск ие на зв ан ия

Определяют тему урока, формулируют цели урока.

Называют  географические объекты.

Делают вывод о правописании географических названий, формулируют правило.

Слайд 2.

  1. Девизом нашего урока будет  пословица:

«С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь»

Как вы понимаете смысл пословицы?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

  1. С какими понятиями будем работать, какие тайны языка познавать на сегодняшнем уроке? Узнаем через несколько минут.
  2. Предлагает  отгадать загадку. Слайд №3

Что за чудо синий дом,

окна светлые кругом

Носит обувь из резины

И питается бензином.     /автобус /                                        

Предлагает отправиться на экскурсию « В мир знаний»

и заполнить заявку на экскурсию. Слайд №3,4

город   Санкт – Петербург

район  Московский

проспект  Космонавтов

  1. Предлагает задание  «Минутка чистописания»  Слайд № 5,6

Что интересного заметили?

Создаёт условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. Слайд №7

Демонстрирует географическую карту и предлагает определить, что мы относим к географическим названиям.

Предлагает  сформулировать правила  правописания  географических названий.

3.

Актуализация

знаний.

Постановка проблемы.

Цель – создать условия для повторения изученного материала.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Физминутка

 

Называют лишнее слово, доказывают  свой выбор. вспоминают правило.

Вспоминают правописание слов из словаря, показывают карточку с буквой.

Называют имена собственные, имена существительные одушевленные.

Записывают в тетради  одушевленные имена существительные.

Рассуждают.

Объединяют собственные и нарицательные имена существительные.

Вспоминают правило правописания имен собственных.

  1. Организует повторение знаний о правописании большой буквы в именах и кличках животных.

Игра « 4-й лишний! «Не  ошибись!» Слайд №8,№9.

1. Катя, Таня, Белов, Ваня

2. Сидоров, Петров, Антон, Иванов

3. Собака, Жучка, Шарик, Бобик

4.Незнайка,Снегурочка, Смирнов, Айболит

5. Волга, Нева, Москва, Днепр

Подводит итог выполнения задания.

  1. Организует повторение правописания слов из словаря с использованием карточек с гласными буквами.   Слайд №10, №11

Р_ссия, гор_д, ул_ца, д_ревня, М_сква, ф_милия, р_дина,

уч_ник, с_бака, де_журный, д_вочка, к_рова.

Обеспечивает закрепление знаний о правописании слов из словаря. Просит назвать существительные - имена собственные; имена  одушевленные,

записать  в тетради только одушевленные имена существительные.

  1. Обеспечивает закрепление знаний знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных. Слайд №12.

Задание « Соединить линией  подходящие друг другу существительные»

Жеребёнок         Мурзик

 котёнок              Милка 

 корова                Лайка 

собака                 Орлик

Организация познавательной деятельности.

Рассматривают иллюстрацию слайда.

Слушают и определяют название реки.

Читают текст, вставляя пропущенные имена собственные.

Записывают первое предложение, подчеркивают имена собственные.

Работают в паре, оказывают взаимопомощь.

Используют при выполнении задания полученные знания о правописании имен собственных.

Оценивают свою работу. Закрашивают солнышко, если ошибок нет.

1. Преобразовывает  практическую задачу в познавательную, расширяет кругозор детей, выявляет ранее полученные знания.

Слайд №13, 14,15

Предлагает послушать и ответить на вопрос, о какой реке идет речь.

«Вольная и своенравная, она подчеркивает красоту Северной столицы. Ей посвящают стихи и песни, она также любима, как и сам величественный Петербург». 

Проводит  работу с текстом «Нева».

Задания: Вставьте пропущенные слова.

Спишите первое предложение, подчеркните имена собственные.

Река …   вытекает   из … озера.  Она  впадает   в     …     залив.  Крупные  притоки … -  …,  …  … .

Слова для справки:

Финский, Нева, Ладожское, Охта, Тосна, Ижора.

2. Организует работу в парах.   Слайд №16,№17

Организует самопроверку и самооценку.

Карточка с заданием.

гриб   ...ыжик  –  котёнок   ...ыжик,

город   ...рёл  –  птица  ...рёл,

цветы  ...омашки  –  деревня  ...омашки,

месяц  ...арт  – девочка  ...арта,

 ...ерёзовая улица  -  ...ерёзовая роща,

алая ...орька  –  корова ...орька.

Осознание и осмысление учебной информации.

Читают задание

упражнения  102.

Выполняют самостоятельно.

Применяют правило.

Проверяют.

Организует самостоятельную работу и самопроверку.

Работа по учебнику.

С.60 упр.102

6.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.

Задают вопросы, если непонятно.

Предлагает рассмотреть домашнее задание в учебнике

 с. 61 упр. 103

Спрашивает, что непонятно.

7.

Подведение итогов урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Оценивают достижение

поставленных целей, рассказывают правило.

Проводят самооценку

собственной учебной деятельности.

Выявляют причины успеха  / неуспеха

Выбирают и закрашивают соответствующую картинку.

Предлагает осмыслить  и систематизировать полученные знания. Слайд №19, №20

Подошла к концу наша экскурсия «В мир знаний»

« К концу подходит наш урок.

Давайте подведем итог!

Чему учились?

Оцените свою работу на уроке!»

Карточка

1. Урок  был:     интересный,         скучный

2. Я узнал(а)     много  нового,     мало нового

3. Я  на  уроке     работал(а),       плохо  работал(а)

4. Мне  всё было понятно,        ничего  не понял(а)  

 

 Благодарит детей за хорошую работу на уроке.

Список используемой литературы:

1. «Русский язык», учебник для 2 класса,  Горецкий В.Г, В. П. Канакина, М.:Просвещение, 2013г

2.  «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения

3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс.

Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс....

Конспект урока по русскому языку "Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях"

Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)...

Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях

конспект урока по русскому языку во 2 классе " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях"...

открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях. НРК."

Урок был дан в рамках районного конкурса "Учитель года 2018"....

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...