Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Склонение имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Болгар Екатерина Александровна

Цель урокаформирование  понятия о склонении имени существительного, умения склонять имена существительные.

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) дать представление о том, как склонять имя существительное;

2) познакомить с несклоняемыми именами существительными.

Предметные: научатся:

1) распознавать имена существительные;

2) склонять в единственном числе имена существительные.

Развивающие:

1) развивать логические операции мышления – анализ, синтез, обобщение;

2) развивать умение анализировать текст, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать умение выступать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 07.03.2023

Класс: 3-2

Урок: 5

Время: 11:50-12:30

Кабинет: 202

                                       Студент: Дьяченко Екатерина

Группа: 31

Учитель: Селихова Ф.М.

                                Методист: Галиуллина Н.К.

Тема урока: «Склонение имен существительных»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование  понятия о склонении имени существительного, умения склонять имена существительные.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) дать представление о том, как склонять имя существительное;

2) познакомить с несклоняемыми именами существительными.

Предметные: научатся:

1) распознавать имена существительные;

2) склонять в единственном числе имена существительные.

Развивающие:

1) развивать логические операции мышления – анализ, синтез, обобщение;

2) развивать умение анализировать текст, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать умение выступать.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; под ред. С. В. Иванова – М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2013. -Ч.2  

                                                                                                                                                               

ЭТАПЫ

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак.

- Обратите внимание на то, как вы сидите: выпрямите спинки, «ножки-дорожкой».

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. (слайд 2)

- Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз.

С малой удачи начинается большой успех!

- Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока?

- Сегодня мы с вами узнаем новое, поработаем в парах, выполним интересные задания и проанализируем собственную деятельность. За активную работу я буду выдавать по одному жетону, в конце урока у кого будет больше всего жетонов, тот получит небольшую награду.

1.Приветствуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- Чтобы добиться чего-то большего, не нужно браться сразу за большое дело, а лучше маленькими делами приходить к чему-то большому.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 сл

2 сл

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует минутку чистописания

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «7 марта». Ниже пишем «Классная работа».

- Начнем мы наш урок с небольшой письменной работы.

- Минутка чистописания: (слайд 3)

Я напишу сочетания букв, которые вам встретятся в словарных словах, определите, с каким соединением я пишу: бе, жи, на, ло.

- На слайде слова вам нужно вставить пропущенные буквы, поставить ударение и распределить на три группы. (б_седа, ж_вотное, комн_та, ябл_ко, окрестн_сть, гру_па, б_лото). (слайд 4)

Проверка. (слайд 5)

- Скажите, по какому принципу вы разделили эти слова? Где мы можем с вами проверить правильность написания слов?

- Откройте его и найдите эти слова и проверьте себя.

- Ребята, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Ответьте на вопросы. (слайд 6)

1) Склонение имен существительных - это…

2) Соедините склонения и окончания. ( 2 склонение, 3 склонение, 1 склонение; ж.р., мр.р. -а,-я , мр.р., ср.р.-о. -е                        . ; ж.р. -ь   ) (слайд 7-8)

- Давайте проверим, всё верно сказали!

3) Вспомните и назовите падежи и вопросы к ним. (слайд 9)

- Отлично! Вы справились со всеми заданиями.

- Ребята, а вы знаете, что такое метро?

 Метро – это городская электрическая железная дорога, обычно подземная. (слайд 10)

Попробуйте определить склонение у этого слова. Как мы определяем склонение?

- Нет, не верно. Мы не можем сказать «нет (чего?) метра». Значит какое это слово? Можете посмотреть в своих карточках.

- Верно!

1. Отвечают на вопросы учителя

бе –среднее, жи – верхнее, на – нижнее, ло - нижнее) Пишут по 1 или 2 раза каждое сочетание.

1 склонение: комната, беседа, группа;

2 склонение: животное, яблоко, болото;

3 склонение: окрестность.

- По склонениям. В орфографическом словарике.

Проверяют себя.

 

1)Это изменение по падежам.

2) 1 склонение: -а,-я

2 склонение:  -о, -е  

3 склонение: -ь        

3) Именительный (есть): кто, что?

Родительный (нет): кого, чего?

Дательный(дать): кому, чему?

Винительный (вижу): кого, что?

Творительный (доволен): кем, чем?

Предложный (думать): о ком, о чем?

- Метро – это поезд под землей.

- по роду и окончанию в ед.ч. и.п.; Это 2 склонение

- Несклоняемое.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

3 сл

4 сл

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

- Тема нашего с вами урока «Склонение имен существительных». (слайд 11)

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

- Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова: (слайд 12)

- Узнать….

- Учиться….

- На слайде план, ваша задача правильно расставить этапы.  (слайд 13-14)

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Тема: «Несклоняемые имена существительные»

Цели:

1. Узнать, что такое несклоняемые имена существительные;

2. Учиться определять несклоняемые имена существительные.

План:

1)Познакомимся с несклоняемыми именами существительными;

2) Будем учиться определять несклоняемые имена существительные;

3) Выполним самостоятельную работу;

4) Сделаем вывод.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

5 сл

6 сл

7 сл

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Посмотрите на слайд. Вам нужно списать предложения, раскрыв скобки. (Мы с мамой любим ходить в (кино); В городе до сих пор нет (метро); Я очень радуюсь новому (пианино). (слайд 15-16)

- Давайте проверять. Какой мы можем сделать вывод о несклоняемых именах существительных?

Где мы можем узнать, как же нужно употреблять эти слова?

- Верно, откройте учебник на стр. 48, прочитайте правило. Затем расскажите его в парах. (Слайд 17)

https://sun9-73.userapi.com/impg/yrVGH-bqqrVAcEBaSlRhjpQKBnPXm0RAPM_NNg/5cZ_KpnazhA.jpg?size=686x213&quality=95&sign=8e1d257abc81a747207316b04376f4f5&type=album

- Скажите, какие это слова? Русские? Или иноязычного происхождения? https://sun9-71.userapi.com/impg/katyq_Gl0JXcdjl2dohgg-lS-wxePMlgrnLYrA/G6bWASe28AI.jpg?size=622x143&quality=95&sign=072c7aa8dc6c4087e4cbb3926355e915&type=album

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

- Вы всё верно сказали.

- Закройте свои учебники.

- Сейчас к доске выйдут два человека, их задача слова мн.ч. поставить в родительный падеж. (апельсины, яблоки; бананы, места). Остальные работают у себя в тетради.

- Давайте, проверять. Все согласны с ребятами?

- Спасибо, можете присаживаться.

- Откройте учебник на стр. 49. Прочитайте правило внизу страницы.  (слайд 18)

https://sun9-5.userapi.com/impg/RqSMiMxZ8wA5PdNoH7mk-z1cjgVOUFb8X8IBaw/kBytQOSWAWA.jpg?size=686x282&quality=95&sign=f35396f376e35ec69cea69a2edab2e00&type=album

- Назовите окончания у слов на стр 49. Назовите окончания на стр 50. https://sun9-79.userapi.com/impg/26QpEGYzkBEFSLGp8Ymmlk5WEqy0QbIlyo291A/_nDRgPGKhbs.jpg?size=514x144&quality=95&sign=5d8d2a427c6bc80be5f3da0c39ac60cc&type=album

- Верно!

1. Выполняют задание и знакомятся с правилом

Выполняют задание.

Мы с мамой любим ходить в кино; В городе до сих пор нет метро;

Я очень радуюсь новому пианино.

- Они не изменяются.

- В учебнике.

Читают правило.

- Иноязычного происхождения.

- Первый пункт плана.

- Апельсинов, яблок; Бананов, мест.

- Да.

Читают правило.

- ов , нулевое окончание.

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

8 сл

9 сл

Работа с учебником

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

Найдите упр. 2, прочитайте задание и скажите, что нужно сделать. (слайд 19)

- Верно, это задание вы будете выполнять в парах.

Напомните правила работы в парах.

- Отлично, прекрасно знаете правила работы в паре.

- Давайте вместе выполним под цифрой один, а дальше будете работать сами. Какое лишнее слово? Почему? Определите род и склонение слов.

- Молодцы! Всё правильно сказали. Можете приступать к парной работе.

https://sun9-31.userapi.com/impg/yf7RHWTjbuCg6g7XGEvAESAV2IG974Ky9odTNQ/8Pfq5bRnubI.jpg?size=694x326&quality=95&sign=66ccdb7216dc5a5ccf40c6fa2a84bb1b&type=album

- Давайте проверять. Какое лишнее слово во второй группе? Почему? (слайд 20-21)

- Какое лишнее слово в третьей группе? Почему?

- Какое лишнее слово в четвертой группе? Почему?

- У всех так? У кого есть ошибки? Хорошо справились с заданием!

- Сейчас вы будете работать в группах, их будет 5. Для начала прослушайте задание, затем я вам раздам карточки.

- У каждой группы будет одно предложение, из него вам нужно выписать выделенные слова и выполнить, по примеру на слайде. Затем проверим. (слайд 22 - 24)

 - Задача ясна? Можете приступать.

- Давайте проверять, начнем с первой группы.

- Согласны с ответами? Всё верно?

- Отлично, двигаемся дальше.

1. Выполняют задание.

Работа в парах.

- нужно записать группы слов в тетрадь, найти лишнее слово, обозначить окончания и определить род и склонение каждого слова.

- Не нужно перебивать, нужно прислушиваться друг к другу, работать тихо.

- Кино, потому что это несклоняемое имя существительное. Село (ср.р, 2-го склонение); сито (ср.р., 2−го скл.), гнездо (ср.р., 2−го скл.), кино (ср.р., нескл., нет окончания), ведро (ср.р., 2−го скл.)

2) олень (м.р., 2−го скл.); зверь (м.р., 2−го скл.); писатель (м.р., 2−го скл.); педаль (ж.р., 3−го скл.), календарь (м.р., 2−го скл.); конь

(м.р., 2−го скл.). Лишнее слово «педаль», потому что это слово ж.р. и 3-го скл., а остальные слова м.р и  2-го скл.

3) площадка (ж.р., 1−го скл.); прогулка (ж.р., 1−го скл.); мышка (ж.р., 1−го скл.);  сетка (ж.р., 1−го скл.);  города (м.р., 2−го скл.). Лишнее слово «города», потому что оно м.р. и 2-го скл., а остальные слова ж.р. 1-го скл.

4) скорость (ж.р., 3−го скл.); медаль (ж.р., 3−го скл.); гуашь (ж.р., 3−го скл.); метель (ж.р., 3−го скл.);  огонь (м.р., 2−го скл.); сирень (ж.р., 3−го скл.); осень (ж.р., 3−го скл.). Лишнее слово «огонь», потому что оно м.р. 2-го скл, а остальные слова ж.р. 3-го скл.

Работа в группах.

Упр. 5: 

1 гр.: пятницу (В. п. ед. ч) — пятница (ж. р., 1−е скл.).

2 гр.: семья (И. п. ед. ч) — семья (ж. р., 1−е скл.)

с родителями (Т. п. мн. ч) — родитель (м. р., 2−е скл.)

в кино (В. п. ед. ч) — кино (ср. р., нескл.)

на выставку (В. п. ед. ч) — выставка (ж. р., 1−е скл.).

3 гр.: бабушку (В. п. ед. ч) — бабушка (ж. р., 1−е скл.).

4 гр.: какао (Т. п. ед. ч) — какао (ср. р., нескл.)

с молоком (Т. п. ед. ч) — молоко (ср. р., 2−е скл.)

с пирожками (Т. п. мн. ч) — пирожок (м. р., 2−е скл.).

5 гр.: на пианино (П. п. ед. ч) — пианино (ср. р., нескл.)

УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения за мной.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Закончили. Прочитайте, что у вас получилось.

После написания вызываю нескольких обучающихся прочитать, что у них получилось.

- Запишите слова под диктовку, выделите окончания, род и укажите склонение. (земля, стол, вода, конь, степь, окно, дядя, поле)

- Откройте дневник и запишите домашнее задание:

. стр.50 Упр.4. (слайд 28)

- Мы уже говорили с вами о склонениях. Нужно определить к какому склонению относятся данные имена существительные.  

1. Выполняют проверку задания.

Зачитывают свои работы.

(ж.р. 1-е скл., м.р. 2-е скл., ж.р. 1-е скл., м.р. 2-е скл.. ж.р. 3-е скл., ср.р. 2-е скл., м.р. 1-е скл., ср.р. 2-е скл.)

Записывают домашнее задание

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? (слайд 29)

- Какие цели на урок мы ставили? (слайд 30)

- Достигли ли мы их

- Чему научились сегодня?

- Что было трудного?

- Посчитайте кол-во своих жетонов. У кого 5 жетонов – вам 5 за урок, у кого 4-3 – вам 4 за урок.

-Урок окончен. Спасибо за работу!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема урока: «Склонение имен существительных»

Цели:

1. Узнать, что такое несклоняемые имена существительные;

2. Научиться определять несклоняемые имена существительные.

Проводят самооценивание своей деятельности на уроке

- Старательность, трудолюбие, упорство.

УУРД:

Оценивать свою работу

   Слайд с темой урока

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"

Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

Урок русского языка УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Род имен существительных" 3 класс

В данном уроке используется частично-поисковый метод для определения рода имён существительных учащимися....

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"

Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Устаревшие слова"

Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока:Дидактические:1)дать представление о том, что такое устаревшие с...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...