Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Склонение имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: формирование понятия о склонении имени существительного, умения склонять имена существительные.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1) дать представление о том, как склонять имя существительное; 2) познакомить с несклоняемыми именами существительными. | Предметные: научатся: 1) распознавать имена существительные; 2) склонять в единственном числе имена существительные. |
Развивающие: 1) развивать логические операции мышления – анализ, синтез, обобщение; 2) развивать умение анализировать текст, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 3)формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности; 2) воспитывать умение выступать. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс | 428.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 07.03.2023 Класс: 3-2 Урок: 5 Время: 11:50-12:30 Кабинет: 202 | Студент: Дьяченко Екатерина Группа: 31 Учитель: Селихова Ф.М. Методист: Галиуллина Н.К. |
Тема урока: «Склонение имен существительных»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование понятия о склонении имени существительного, умения склонять имена существительные.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) дать представление о том, как склонять имя существительное; 2) познакомить с несклоняемыми именами существительными. | Предметные: научатся: 1) распознавать имена существительные; 2) склонять в единственном числе имена существительные. |
Развивающие: 1) развивать логические операции мышления – анализ, синтез, обобщение; 2) развивать умение анализировать текст, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 3)формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности; 2) воспитывать умение выступать. |
УМК: «Начальная школа XXI века», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; под ред. С. В. Иванова – М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2013. -Ч.2
ЭТАПЫ
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку - Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак. - Обратите внимание на то, как вы сидите: выпрямите спинки, «ножки-дорожкой». 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. (слайд 2) - Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз. С малой удачи начинается большой успех! - Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока? - Сегодня мы с вами узнаем новое, поработаем в парах, выполним интересные задания и проанализируем собственную деятельность. За активную работу я буду выдавать по одному жетону, в конце урока у кого будет больше всего жетонов, тот получит небольшую награду. | 1.Приветствуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. - Чтобы добиться чего-то большего, не нужно браться сразу за большое дело, а лучше маленькими делами приходить к чему-то большому. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 сл 2 сл |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует минутку чистописания - Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «7 марта». Ниже пишем «Классная работа». - Начнем мы наш урок с небольшой письменной работы. - Минутка чистописания: (слайд 3) Я напишу сочетания букв, которые вам встретятся в словарных словах, определите, с каким соединением я пишу: бе, жи, на, ло. - На слайде слова вам нужно вставить пропущенные буквы, поставить ударение и распределить на три группы. (б_седа, ж_вотное, комн_та, ябл_ко, окрестн_сть, гру_па, б_лото). (слайд 4) Проверка. (слайд 5) - Скажите, по какому принципу вы разделили эти слова? Где мы можем с вами проверить правильность написания слов? - Откройте его и найдите эти слова и проверьте себя. - Ребята, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Ответьте на вопросы. (слайд 6) 1) Склонение имен существительных - это… 2) Соедините склонения и окончания. ( 2 склонение, 3 склонение, 1 склонение; ж.р., мр.р. -а,-я , мр.р., ср.р.-о. -е . ; ж.р. -ь ) (слайд 7-8) - Давайте проверим, всё верно сказали! 3) Вспомните и назовите падежи и вопросы к ним. (слайд 9) - Отлично! Вы справились со всеми заданиями. - Ребята, а вы знаете, что такое метро? Метро – это городская электрическая железная дорога, обычно подземная. (слайд 10) Попробуйте определить склонение у этого слова. Как мы определяем склонение? - Нет, не верно. Мы не можем сказать «нет (чего?) метра». Значит какое это слово? Можете посмотреть в своих карточках. - Верно! | 1. Отвечают на вопросы учителя бе –среднее, жи – верхнее, на – нижнее, ло - нижнее) Пишут по 1 или 2 раза каждое сочетание. 1 склонение: комната, беседа, группа; 2 склонение: животное, яблоко, болото; 3 склонение: окрестность. - По склонениям. В орфографическом словарике. Проверяют себя.
1)Это изменение по падежам. 2) 1 склонение: -а,-я 2 склонение: -о, -е 3 склонение: -ь 3) Именительный (есть): кто, что? Родительный (нет): кого, чего? Дательный(дать): кому, чему? Винительный (вижу): кого, что? Творительный (доволен): кем, чем? Предложный (думать): о ком, о чем? - Метро – это поезд под землей. - по роду и окончанию в ед.ч. и.п.; Это 2 склонение - Несклоняемое. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 3 сл 4 сл |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Теперь попробуйте сформулировать тему урока. - Тема нашего с вами урока «Склонение имен существительных». (слайд 11) - Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. - Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова: (слайд 12) - Узнать…. - Учиться…. - На слайде план, ваша задача правильно расставить этапы. (слайд 13-14) | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. Тема: «Несклоняемые имена существительные» Цели: 1. Узнать, что такое несклоняемые имена существительные; 2. Учиться определять несклоняемые имена существительные. План: 1)Познакомимся с несклоняемыми именами существительными; 2) Будем учиться определять несклоняемые имена существительные; 3) Выполним самостоятельную работу; 4) Сделаем вывод. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 5 сл 6 сл 7 сл |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Посмотрите на слайд. Вам нужно списать предложения, раскрыв скобки. (Мы с мамой любим ходить в (кино); В городе до сих пор нет (метро); Я очень радуюсь новому (пианино). (слайд 15-16) - Давайте проверять. Какой мы можем сделать вывод о несклоняемых именах существительных? Где мы можем узнать, как же нужно употреблять эти слова? - Верно, откройте учебник на стр. 48, прочитайте правило. Затем расскажите его в парах. (Слайд 17) - Скажите, какие это слова? Русские? Или иноязычного происхождения? - Какой пункт плана мы с вами выполнили? - Вы всё верно сказали. - Закройте свои учебники. - Сейчас к доске выйдут два человека, их задача слова мн.ч. поставить в родительный падеж. (апельсины, яблоки; бананы, места). Остальные работают у себя в тетради. - Давайте, проверять. Все согласны с ребятами? - Спасибо, можете присаживаться. - Откройте учебник на стр. 49. Прочитайте правило внизу страницы. (слайд 18) - Назовите окончания у слов на стр 49. Назовите окончания на стр 50. - Верно! | 1. Выполняют задание и знакомятся с правилом Выполняют задание. Мы с мамой любим ходить в кино; В городе до сих пор нет метро; Я очень радуюсь новому пианино. - Они не изменяются. - В учебнике. Читают правило. - Иноязычного происхождения. - Первый пункт плана. - Апельсинов, яблок; Бананов, мест. - Да. Читают правило. - ов , нулевое окончание. | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | 8 сл 9 сл Работа с учебником |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. Найдите упр. 2, прочитайте задание и скажите, что нужно сделать. (слайд 19) - Верно, это задание вы будете выполнять в парах. Напомните правила работы в парах. - Отлично, прекрасно знаете правила работы в паре. - Давайте вместе выполним под цифрой один, а дальше будете работать сами. Какое лишнее слово? Почему? Определите род и склонение слов. - Молодцы! Всё правильно сказали. Можете приступать к парной работе. - Давайте проверять. Какое лишнее слово во второй группе? Почему? (слайд 20-21) - Какое лишнее слово в третьей группе? Почему? - Какое лишнее слово в четвертой группе? Почему? - У всех так? У кого есть ошибки? Хорошо справились с заданием! - Сейчас вы будете работать в группах, их будет 5. Для начала прослушайте задание, затем я вам раздам карточки. - У каждой группы будет одно предложение, из него вам нужно выписать выделенные слова и выполнить, по примеру на слайде. Затем проверим. (слайд 22 - 24) - Задача ясна? Можете приступать. - Давайте проверять, начнем с первой группы. - Согласны с ответами? Всё верно? - Отлично, двигаемся дальше. | 1. Выполняют задание. Работа в парах. - нужно записать группы слов в тетрадь, найти лишнее слово, обозначить окончания и определить род и склонение каждого слова. - Не нужно перебивать, нужно прислушиваться друг к другу, работать тихо. - Кино, потому что это несклоняемое имя существительное. Село (ср.р, 2-го склонение); сито (ср.р., 2−го скл.), гнездо (ср.р., 2−го скл.), кино (ср.р., нескл., нет окончания), ведро (ср.р., 2−го скл.) 2) олень (м.р., 2−го скл.); зверь (м.р., 2−го скл.); писатель (м.р., 2−го скл.); педаль (ж.р., 3−го скл.), календарь (м.р., 2−го скл.); конь (м.р., 2−го скл.). Лишнее слово «педаль», потому что это слово ж.р. и 3-го скл., а остальные слова м.р и 2-го скл. 3) площадка (ж.р., 1−го скл.); прогулка (ж.р., 1−го скл.); мышка (ж.р., 1−го скл.); сетка (ж.р., 1−го скл.); города (м.р., 2−го скл.). Лишнее слово «города», потому что оно м.р. и 2-го скл., а остальные слова ж.р. 1-го скл. 4) скорость (ж.р., 3−го скл.); медаль (ж.р., 3−го скл.); гуашь (ж.р., 3−го скл.); метель (ж.р., 3−го скл.); огонь (м.р., 2−го скл.); сирень (ж.р., 3−го скл.); осень (ж.р., 3−го скл.). Лишнее слово «огонь», потому что оно м.р. 2-го скл, а остальные слова ж.р. 3-го скл. Работа в группах. Упр. 5: 1 гр.: пятницу (В. п. ед. ч) — пятница (ж. р., 1−е скл.). 2 гр.: семья (И. п. ед. ч) — семья (ж. р., 1−е скл.) с родителями (Т. п. мн. ч) — родитель (м. р., 2−е скл.) в кино (В. п. ед. ч) — кино (ср. р., нескл.) на выставку (В. п. ед. ч) — выставка (ж. р., 1−е скл.). 3 гр.: бабушку (В. п. ед. ч) — бабушка (ж. р., 1−е скл.). 4 гр.: какао (Т. п. ед. ч) — какао (ср. р., нескл.) с молоком (Т. п. ед. ч) — молоко (ср. р., 2−е скл.) с пирожками (Т. п. мн. ч) — пирожок (м. р., 2−е скл.). 5 гр.: на пианино (П. п. ед. ч) — пианино (ср. р., нескл.) | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения за мной. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать - Хорошо, присаживайтесь на свои места. | 1.Выполняют динамическую паузу. | ||
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Закончили. Прочитайте, что у вас получилось. После написания вызываю нескольких обучающихся прочитать, что у них получилось. - Запишите слова под диктовку, выделите окончания, род и укажите склонение. (земля, стол, вода, конь, степь, окно, дядя, поле) - Откройте дневник и запишите домашнее задание: . стр.50 Упр.4. (слайд 28) - Мы уже говорили с вами о склонениях. Нужно определить к какому склонению относятся данные имена существительные. | 1. Выполняют проверку задания. Зачитывают свои работы. (ж.р. 1-е скл., м.р. 2-е скл., ж.р. 1-е скл., м.р. 2-е скл.. ж.р. 3-е скл., ср.р. 2-е скл., м.р. 1-е скл., ср.р. 2-е скл.) Записывают домашнее задание | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Работа с учебником |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? (слайд 29) - Какие цели на урок мы ставили? (слайд 30) - Достигли ли мы их - Чему научились сегодня? - Что было трудного? - Посчитайте кол-во своих жетонов. У кого 5 жетонов – вам 5 за урок, у кого 4-3 – вам 4 за урок. -Урок окончен. Спасибо за работу! | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Тема урока: «Склонение имен существительных» Цели: 1. Узнать, что такое несклоняемые имена существительные; 2. Научиться определять несклоняемые имена существительные. Проводят самооценивание своей деятельности на уроке - Старательность, трудолюбие, упорство. | УУРД: Оценивать свою работу | Слайд с темой урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"
Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...
Урок русского языка УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Род имен существительных" 3 класс
В данном уроке используется частично-поисковый метод для определения рода имён существительных учащимися....
Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...
Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"
Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...
Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...
Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Устаревшие слова"
Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока:Дидактические:1)дать представление о том, что такое устаревшие с...
Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...