Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету русский язык (УМК «Перспектива»), 2 класс.
Тема урока: Антонимы
Тип урока: Решение учебной задачи
Цель урока: Познакомить детей с новым лексическим понятием – антонимы.
Планируемые результаты урока:
- Личностные:
формирование у детей мотивации к обучению и познанию. У учащихся будут сформированы: положительное отношение к школе и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу. Учащиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
- Метапредметные:
- Познавательные:Учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, иллюстрация).
-Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы.
- Коммуникативные:
-Стимулировать желание обучающихся высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Регулятивные:
-Учить определять тему и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;
-Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
-Учить планировать учебную деятельность на уроке;
-Учить в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Предметные:
формирование у учащихся умения определять антонимы, правильно списывать текст, выделять орфограммы, проверять написанное, объяснять роль антонимов в речи.
Основные формы и методы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы и оборудование:
Интерактивная доска, комрьютер.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Мотивационо-ориентированный этап | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Анатольевна. Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу. Хорошего вам настроения и плодотворной работы нам на уроке! Сегодня вы не просто ученики, а исследователи и результат нашей работы мы оформим в Лэпбук. - А в начале урока я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма, обратите внимание на героев, как их зовут, на черты их характера. | Просмотр мультфильма «Ох и Ах» | Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности. |
2. Постановка проблемы | -Ребята, как зовут героев? -А как в мультфильме называли Аха? -А как вы думаете почему его так назвали? -Ребята, как вы считаете а СЛОВА ХОХОТУН-ШУТНИК по значению между собой похожи? -Как называют близкие по значению слова? -Так давайте вспомним, что же такое синонимы? (веселый -радостный, одинаковые по значению?, грустный-печальный- доказать что синонимы) -А как зовут второго героя? -почему его так называют? -А как его еще называли в мультфильме? -А теперь давайте сравним слова хохотун-ворчун. -Можем ли мы назвать эти слова синонимами? -Почему? -верно, они противоположные по значению. -Ребята, а вы знаете как называются слова с противоположным значением? -Верно, Антонимы. -Так что же такое Антонимы, давайте все вместе проговорим. -Ребята в 1 классе вы изучали эту тему. Такие слова называются антонимами.(если не скажут) - - Ребята, а где мы можем найти значение слова антонимы? -Я сегодня принесла толковый словарь на урок. Давайте найдем лексическое значение слова антонимы и прочитаем его. -А произошло слово Антонимы от двух греческих слов «anti» -что значит против и «onyma»-что означает имя. | Ох и Ах -шутник и хохотун У веселого Аха все ловко получается, никакой работы Ах не боится, все дела делает быстро и радостно. -да, похожи -синонимы -синонимы - это слова близкие по значению. -Ох Всегда всем недоволен, мрачен, неопрятен, ворчлив и наморщен. И в любом радостном явлении Ох способен увидеть что-то плохое, мрачное. -ворчун -нет потому что значение слов противоположное) Антонимы Слова с противоположным значением Толковый словарь | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, обосновывать правильность или ошибочность результата (Регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
3.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | -Ребята, над какой темой мы будем работать? -Верно, сегодня мы пополним знания по теме антонимы с помощью разных, интересных заданий. -Итак, давайте приступим к заполнению лэпбука. -Обозначим тему урока. -Найдите у себя карточку с названием Темы урока «Антонимы» и приклейте в верхнюю часть лэпбука. Еще раз проговорить что такое антонимы. -Ребята, найдите карточку с определением слова Антоним, приклейте ниже. -Кто изображен на первой картинке? -Какая орфограмма встретилась в этом слове? (разделительный ь) -а что он разделяет? (мягкий согласный и гласную я) -Какое слово противоположное по смыслу к слову друзья? -найдите и приклейте соответствующую картинку. -Значит друзья и враги – это? -подпишите картинку, обратите внимание в этом слове встретилась орфограмма. Какая? (безударная гласная а) -Подберем проверочное слово (враг) -Какой мальчик у нас изображен на следующей картинке? -Какая орфограмма в этом слове? (непроизносимый согласный) -Кто уже подобрал проверочное слово? (грусть) -Какое противоположное слово к слову грустный? (веселый) -приклеим картинку и подпишем ее. -Кто услышал опасное место в этом слове? (безударная гласная е) -Проверим (весело) -Ребята, зададим вопрос к паре антонимов грустный - веселый (какой) -запишите его. -Ребята, а что мы видим на следующей картинке? (мальчик стоит) -какая орфограмма в этом слове стоять? (безударная гласная а) -проверим слово (стоя) -подберите антоним к этому слову? -приклейте изображение в свой лэпбук. -запишите слово антоним. -какую орфограмму в этом слове мы услышали? ( безударная гласная е) -проверим. (Бег) -Ребята, задайте вопрос к этой паре антонимов. (что делать?) -запишите -Ребята, что нового мы открыли для себя, выполняя это задание? -Давайте дополним наше определение (-Антонимы-слова с противоположным значением, в паре отвечают на один и тот же вопрос.) -(найдите предложение что антонимы отвечают на один и тот же у себя на партах и приклеить в лэпбук) | Антонимы
друзья враги антонимы грустный Кто? -подбирать антоним к слову и задавать вопрос. -Антонимы-слова с противоположным значением, в паре отвечают на один и тот же вопрос. Бежать Мы учились подбирать антонимы и задавать вопросы. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (Познавательные УУД). |
4.Формирование и закрепление полученного опыта, решение проблемы, применение знаний и умений. | -ребята вы хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем. Физминутка (у жирафа) -продолжаем работу. -Ребята, как вы думаете для чего нам в русском языке служат антонимы? -Да, дети использование антонимов обогащает нашу речь, делает ее точной, яркой, выразительной. -А теперь закрепим наши знания, выполнив следующее задание. -Ребята, я вам сейчас покажу картинку, ваша задача подобрать к ней антонимы. ( большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, легкий-тяжелый) (показать и повесить на доску) -Ребята, выполнив это задание, вы можете ответить для чего в русском языке служат слова антонимы? -Давайте дополним наш лэпбук. -приклейте. | Затрудняются ответить (обогащать речь, пополнять словарный запас) картинки с изображением предметов и пары антонимов. Сравнивали предметы Антонимы помогают сравнивать предметы. Для сравнения, приклеивают карточку сравнивать предметы, подбирать и записывать антонимы. | |
5.Сам. работа | -Ребята, русский язык богат и разнообразен. -В народном фольклоре , пословицах и поговорках, часто встречаются антонимы. - Продолжить исследование нам помогут пословицы. -Работать мы будем в парах. -Давайте вспомним правила работы в парах. -Каждая пара получает набор карточек, вам необходимо собрать пословицы; найти в них антонимы и выделить их цветом. -А теперь давайте проверим, что у нас получилось? -дети выходят к доске, находят антонимы. -Объясните смысл пословицы. -Как вы ее понимаете? 1.Что посеешь, то и пожнешь. (человек своими поступками сам определяет свое будущее; т.е. не жди хорошего отношения к себе, если груб с человеком; - 2.Корень ученья горек, да плод сладок. -Как вы понимаете смысл данной пословицы? (учиться тяжело, но знания можно применить в любой области). В какой жизненной ситуации вы можете применить эту пословицу? 3.Добро помни, а зло забывай. -А как вы понимаете эту пословицу? (необходимо помнить только хорошее, все плохое не держи в голове) 4. Занятого человека - грусть, тоска не берет. -Ребята, а какая пословица оказалась лишней? -а почему? Если выберут пословицу, спросить, а какое у нас было задание? -Здесь есть антонимы? -А теперь запишите две пословицы с антонимами в лэпбук и выделите антонимы. -А теперь продолжим наше исследование. -Возьмите карточки, перед вами текст. -Прочитайте задание. -Что вам необходимо сделать? (вставь пропущенные слова, используя слова для выбора) 1 вариант- должен выбрать такие слова, чтобы читая ваш текст, создавалось хорошее настроение. 2 вариант –выбирает такие слова, чтобы создавалось противоположное настроение. -приступаем к работе; задание выполняют на карточке) -какой по настроению был текст? -а у кого получился противоположный по настроению текст?
|
(он трудолюбивый, жизнерадостный….) В ней нет антонимов | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь создавать модели и схемы для решения задач (Познавательные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) |
6.Итог урока | -Над какой темой мы работали на уроке? -Расскажите все, что вы знаете об антонимах, в этом вам помогут наши лэпбуки. (что такое антонимы, для чего они нам нужны) -Приведите примеры антонимов. -Ребята, посмотрите, как много лэпбуков у нас получилось. (показать) -Полезны ли они для вас? | Антонимы
Рассказать одноклассникам, показать родителям, готовится по ним к урокам. | |
7.Рефлексия | - Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам. ( возьмите картинку с нашим героем и прикрепите на доску с верным для вас утверждением) 1. Я понял, что такое антонимы. 2.Я понял, что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе другому человеку. 3. Я не понял, что такое антонимы, мне надо еще разобраться в этом вопросе. -Ребята я посмотрела, как вы себя оценили. Вы молодцы, все активно работали….итд Для закрепления Дз- раскрасить пары антонимов одним цветом. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....