Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимой гласной" ( УМК "Школа России" 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: «Правописание слов с непроизносимой согласной»
Цели деятельности учителя:
способствовать формированию знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными.
Планируемые результаты
Предметные:
1.совершенствование навыка правописания и развитие речи;
2.пополнение словарного запаса;
3. развитие навыка нахождения слов с непроизносимыми согласными и правильности их написания, подбора родственных слов.
Личностные:
1. развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых задач.
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание слов с непроизносимой согласной | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 11.01.23 ФИО учителя:
Школа: ФИ студента: Юшина Маргарита
Класс: 2Б ФИО методиста: Солопова Татьяна Викторовна
Кабинет: №4
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Правописание слов с непроизносимой согласной»
Цели деятельности учителя:
способствовать формированию знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными.
Планируемые результаты
Предметные:
1.совершенствование навыка правописания и развитие речи;
2.пополнение словарного запаса;
3. развитие навыка нахождения слов с непроизносимыми согласными и правильности их написания, подбора родственных слов.
Личностные:
1. развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых задач.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник , презентация
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 мин | Проверка готовности к уроку. -Доброе утро, ребята! Меня зовут, Маргарита Андреевна сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку: на столе лежат тетради, учебники, пеналы и дневники, всё лишнее уберите в сумку, чтобы оно нас не отвлекало. | Приветствие. | Л: формировать умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности; формировать личностный смысл учения |
II. Актуализация знаний и мотивация | 3-4 мин | - Ребята, скажите, для чего мы с вами занимаемся изучением русского языка? - хорошо. - Сегодня мы продолжим знакомство с орфограммами. Кто напомнит мне, что такое орфограмма? - Напомните, с какой орфограммой мы работали на прошлом уроке? на протяжении нескольких уроков мы работали над правописанием удвоенных согласных. Какие слова вы запомнили? - молодцы. Придумайте предложение с любым из названных слов. Попробуйте включить в свое предложение два названных слова. - хорошо. -дополните предложение . - хорошо. Кто-нибудь может еще дополнить это предложение словами с удвоенными согласными? - молодец! Хорошее предложение. Давайте его запишем. Не забывайте писать аккуратно, не разводить грязь в тетради. (Ученики записывают предложение. Учитель следить за посадкой учеников.) У: какую первую гласную вы поставили в слове весенний? У: хорошо, молодец. А как вы написали с классом – слитно или раздельно? У: верно. А как по аллее? У: молодец. как написали слово ходили, продиктуйте У: как вы написали слова класс, весенний, аллее? У: верно, молодец. Поставьте себе плюсик на полях карандашом, если у вас правильно записаны слова с удвоенными согласными. Еще один плюсик поставьте себе, если правильно записали все предложение. Продолжаем работу. Придумайте три родственных слова к слову рассказ и запишите их. - какие слова ты записываешь?( 2-3 чел.) У: молодцы, какая еще есть орфограмма в слове рассказ? У: как проверить парный согласный на конце слова? У: какой звук на конце слова рассказ? У: охарактеризуйте этот звук. Какой он? У: назовите его звонкую пару. У: молодцы. Назовите еще согласные звонкие парные звуки. У:теперь назовите непарные звонкие. У: верно. Какие орфограммы мы с вами повторили? | аллея, троллейбус, шоссе, бассейн, трасса, весенний, класс Мы с классом ходили гулять. Мы с классом ходили гулять по аллее. В весенний день мы с классом ходили гулять по аллее е, потому что это безударная гласная в корне слова. Проверяем словом вёсны. раздельно, потому с – это предлог, а предлоги пишутся отдельно. тоже раздельно. Потому что это предлог. х-о-д-и-л-и. класс с двумя СС, весенний с двумя НН, аллее с двумя ЛЛ. парный согласный з на конце слова, мы пишем букву з, а говорим звук с. нужно подобрать такое проверочное родственное слово, чтобы после этого согласного стоял либо гласный, либо непарный звонкий согласный. с. согласный, глухой, парный, твердый, парный. з. б, в, г, д, ж, з.
л, м, н, р, й. правописание удвоенной согласной и парных согласных на конце слова. | П: развивать умения ориентироваться в своей системе знаний |
III. Постановка учебной задачи | 4-5 мин | - молодцы. Всего прошло 10 минут, а мы уже так много вспомнили. Сегодня мы должны изучить новую тему. Послушайте сказку. В одном волшебном лесу жили добрые гномы. Они были очень честными и приветливыми. Каждое утро гномы выходили на поляну и приветствовали солнечные лучи: - Здравствуй, солнышко! Солнышко улыбалось добрым гномикам ласковыми лучами. А на окраине леса жила злая и хитрая колдунья. Она очень не любила добрых гномов и решила отнять у них самое дорогое: ЧЕСТНОСТЬ И СОЛНЦЕ. И вот однажды, когда гномы спали, колдунья украла у честности букву т, а у солнца –букву л. Утром проснулись добрые гномы и поспешили на поляну, чтобы поприветствовать солнце. Но вместо солнечных лучей на землю падали СОНЕЧНЫЕ лучи. - Что случилось?- испугался самый маленький гномик. - Признаюсь ЧЕСНО… - начал самый старший гном и… превратился в ЧЕСНОК. Мимо летела сорока и рассказала гномам про злую колдунью. - Мы должны вернуть согласные т и л и спасти СОЛНЦЕ и нашу ЧЕСТНОСТЬ! – решили дружно гномы и отправились к злой колдунье. Долго шли гномы по лесу. И вдруг неожиданно на них налетела злая колдунья. - Вы решили, что справитесь со мной? Но один из гномиков протянул колдунье узелок и сказал: - Мы не хотим с тобой драться. Мы принесли тебе подарок и хотим подружиться с тобой. Колдунья развязала узелок и заплакала от счастья. Подарком гномиков была Улыбка. - Мне никогда не дарили таких приятных подарков, - сказала колдунья. – Я очень хочу дружить с вами, и обещаю никогда не проказничать. Колдунья вернула гномам непроизносимые согласные л и т. Солнечные лучи снова стали теплыми и яркими, а чеснок снова стал честным старшим гномом. - ребята, о чем говорится в сказке? Что сделала колдунья, и как изменились слова? | колдунья забрала у слов буквы и слова стали другими | Р: выполнять учебные действия в письменной форме Л: адекватно воспринимать предложения учителя |
IV. Открытие нового знания | 7-8 мин | -верно. Посмотрите на доску. Прочитайте слово, которое у меня записано. Все вместе. - давайте найдем корень в этом слове. Что нужно сделать? - подберите, пожалуйста.. -хорошо. Я запишу их рядом с нашим первым словом. Давайте все вместе прочитаем эти слова так, как они написаны. Читайте внимательно. - ребята, а как мы говорим последнее слово? Все ли написанные буквы мы произносим, когда говорим его? Давайте еще раз его прочитаем.. - правильно. Молодцы. Почему же мы говорим со(л)нце, а пишем солнце, кто догадался? - посмотрите на доску (учитель выделяет корень в словах). - верно. -Корни слов пишутся одинаково. - Раз в слове солнышко мы пишем букву Л, то и в однокоренном слове солнце мы пишем эту букву. Буквы, которые мы пишем, но не слышим называются непроизносимыми. Писать слова с непроизносимыми согласными сложно, но если выучить правило, то станет гораздо легче. - итак. Чем же сегодня на уроке мы с вами будем заниматься? -верно. Молодцы. -Откройте 126 страницу учебника и прочитайте слова Самоварова. Подумайте, какой алгоритм действий при написании слов с непроизносимыми согласными нужно составить. (Ученики читают и думают над составлением алгоритма) - посмотрите на доску. Здесь прикреплены пункты алгоритма. Дополните слова так, чтобы получился алгоритм действий при написании слов с непроизносимыми согласными. 1. Произнести (слово). 2. Подобрать (однокоренные слова, чтобы услышать непроизносимый звук). 3. Обозначить (на письме непроизносимый звук буквой). 4. Написать (слово правильно). 5. Подчеркнуть (согласную букву, обозначающую непроизносимый звук). -правильно. Выучите этот алгоритм и расскажите друг другу. (Ученики рассказывают в парах правило.) | солнышко нужно подобрать родственные слова солнечный, солнце. солнышко, солнечный, солнце соЛнце. А говорим мы со(л)нце. Ш: потому что так правильно, не знаем (возможно кто-то из учеников догадается). Ш: аа, потому что эти слова родственные. Ш: учиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными. | Л: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. П: научиться находить слова с непроизносимы в устной и письменной речи. |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 4-5 мин | -молодцы, давайте проверим наши знания на практике. Вернитесь на 125 страницу и устно прочитайте слова, данные в 189 упражнении. Попробуйте объяснить их написание. (Дети зачитывают слова и подбирают проверочные слова.) -послушайте, как нужно применять алгоритм. Слово здравствуй. Подбираем однокоренное слово. Какие слова произносят при встрече военные? Как они приветствуют друг друга? - правильно. Желать здравия – значит желать кому-то здоровья. Слово здравствуйте однокоренное со словом здравие. Раз в однокоренном слове пишется буква в, значит и в слове здравствуйте она тоже пишется, хотя мы ее не произносим. Теперь Артем попробуй применить алгоритм к слову вестник. -кто такой вестник? Это человек, который сообщает какую-то новость, весть. -обратите внимание на слово праздник. Можем ли мы здесь подобрать однокоренное слово так, чтобы услышать непроизносимую согласную? какой вывод можем сделать? верно. Значит нам нужно внести изменения в наш алгоритм. Какие? У: молодец, все верно. | солнце, непроизносимый согласный л, можно проверить его словом солнышко. сердце, непроизносимый согласный д, можно проверить словом сердцечко здравия желаю. вестник. раз в слове весть мы пишем букву т, значит и в слове вестник мы пишем эту букву. Нет это слово словарное, его нужно запомнить. 1. Произнести слово. 2. Если это слово словарное, вспомнить его написание и верно записать. Если слово не словарное, то… 3. Подобрать однокоренное слово, чтобы услышать непроизносимый звук. 4. Записать слово правильно | Л: адекватно воспринимать критику учителя и товарищей по исправлению ошибок |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 мин | -ребята, поднимите руки, кто с легкостью сможет правильно записать слово с непроизносимой согласной? У кого правописание таких слов вызывает пока еще трудности? Кто вообще не понял, как писать такие слова без ошибок? (В зависимости от результатов опроса учитель в дальнейшем вызывает к доске учеников, которые испытывают трудности). - прочитайте задание 191 упражнения. Запишите слова, вставляя, где надо, буквы. Каждый сам в своей тетради. Кто-то будет работать у доски. (Учитель вызывает учеников к доске. Они записывают и объясняют. Молодцы. | Выполняют задание | Л: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач |
VII. Включение в систему знаний | 7-8 мин | -Давайте проверим, легло ли вам стало писать слова с непроизносимыми согласными. Запишем небольшой диктант. Текст: «В лучах солнца мерцают цветы. Вокруг них летают и жужжат шмели. Это вестники весны.» | Выполняют задание | Р: обработка информации, осознанное и правильное написание. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2-3 мин | -наш урок подходит к концу. Чем мы сегодня занимались на уроке? Какую новую орфограмму изучили?. -кто напомнит мне алгоритм написания слов с непроизносимой согласной? - кто доволен своей работой на уроке, все понял, с легкостью выполнит домашнее задание, поднимите руки. Кому еще нужно поработать над этой тему, подучить алгоритм, поупражняться, поднимите руки. -дома выполните 192 упражнение. Посмотрите его, прочитайте. Всем понятно, что нужно сделать? -я довольна вашей работой на уроке. Сегодня вы активно потрудились, молодцы. Всем, кто усердно работал и работал с доской, я поставлю оценки в журнал. Урок окончен. | Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание | П: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р: оценивают собственную деятельность на уроке. Л: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" 2 класс
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Тип урока: актуализации знаний умений и навыков....
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" (2 класс)
В технологической карте урока представлены задачи, содержание и описание УМК по указанной теме. Также описаны ожидаемые результаты изучения темы учащимися....
Технологическая карта урока по русскому языку «СЛОВО. УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»
Технологическая карта урока в формате ФГОС...
Технологическая карта урока по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова"
2 кл. русский язык...
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова с буквой Э" 1 класс
Представлена технологическая карта урока по программе "Школа России" для адаптированной программы для обучающихся с ОВЗ....
Технологическая карта урока по русскому языку «Слова, которые можно записать цифрами» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о словах, которые обозначают число и количество.Задачи урока...
Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"
Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам. Задачи урока Дидактические: 1.Формировать понимание какие слова относятся к имен...