Обучение детей- билингвов основам грамматического разбора предложения с использованием доступных знаковых систем
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)
Использование знаково-символических средств
эффективно на всех этапах и направлениях работы по
формированию образовательных компетенций учащихся -
билингвов начальной школы по предмету «Русский язык»,
в том числе в процессе пропедевтики речевых ошибок и
формирования звуковой и грамматической стороны
русской речи. Несформированность фонематических
процессов, скудость словарного запаса, лексико-
грамматического строя связной речи детей – билингвов
приводят к многочисленным и трудно поддающимся
коррекции ошибкам письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakovye_sistemy_antipova_t.v.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Краткая аннотация : Использование знаково-символических средств эффективно на всех этапах и направлениях работы по формированию образовательных компетенций учащихся - билингвов начальной школы по предмету «Русский язык», в том числе в процессе пропедевтики речевых ошибок и формирования звуковой и грамматической стороны русской речи. Несформированность фонематических процессов, скудость словарного запаса, лексико - грамматического строя связной речи детей – билингвов приводят к многочисленным и трудно поддающимся коррекции ошибкам письма и чтения.
Технология обучение детей- билингвов основам грамматического разбора предложения с спользованием доступных знаковых систем мною была заимствована : - из методических рекомендаций по обучению детей русскому языку как иностранному ; из коррекционных методик формирования грамматического строя предложений для детей с ОНР и детей – аутистов . Данная информационная технология также может быть эффективна в работе с умственно – отсталыми детьми, детьми с ЗПР, ОВЗ
Знаково-символические учебные действия представляют действия моделирования; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Применение знаково-символических средств на уроках русского языка помогает: - задействовать все каналы персептивного восприятия ребенка учебного материала ; - активизировать речемыслительную активность к языковым явлениям; - активизировать словарный запас; - развить операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, самоконтроля; - повысить мотивацию детей к урокам русского языка, стимулировать их потребность каждодневного общения на русском языке, интегрироваться в российское общество.
Знаки и знаковые системы в лингвистике. Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку любой языковой культуры. Всю свою историю для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками. Поэтому знак - универсальное средство общения. Знаками удобно (возможно) Изображать предметы, действия (пиктограммы), признаки предмета, чувства, настроение (смайлики).
В ходе урока русского языка используются образные средства : сенсорные эталоны ( цвет, форма, размер), различные знаки, символы из которых составляются наглядные модели. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Это позволяет ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. Рассмотрим применение доступных знаковых систем в моделировании простого предложения и обучения его грамматического разбора на примере фрагмента урока русского языка во 2 классе по теме «Распространённые и нераспространённые предложения».
Цель: сформировать умение различать распространённые и нераспространенные предложения по алгоритму, дополнять нераспространенное предложение второстепенными членами. Задачи урока: 1. актуализировать знания учащихся о предложении, его грамматической основе, второстепенных членах предложения; 2. открыть способ определять предложения по степени распространённости с использованием терминов «распространённое», «нераспространённое»; 3. тренировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, дополнять предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространенным. Планируемые результаты: 1. знать признаки распространённого и нераспространённого предложения; 2. уметь применять алгоритм сравнения предложений и пользоваться новой терминологией; 3. уметь составлять распространённые предложения из нераспространённых. В ходе урока используются технические средства обучения: компьютер, мультимедийная доска, наглядная презентация.
машина Аня мама дом п о мидоры мяч Используемые графические символы. Для слов, обозначающих предмет или людей, которые в модели предложения будут являться подлежащими. используются цветные изображения большого размера. Для второстепенных членов – изображения меньшего размера. Все изображения подписываются.
Используемые графические символы. Для слов, обозначающих действие, которые в модели предложения будут являться сказуемым, используются используются черно-белые символы.
Используемые графические символы.
Аня мяч Кто? Что делает? Аня На этапе открытия новых знаний детям предлагается рассмотреть модель нераспространённого предложения и подчеркнуть граммати ческую основу. Предлагается подумать, что может нести Аня, и в модель вносится изменение – появляется новое изображение. Модели предложений сравниваются: называется общая грамматическая основа, вводятся понятия «распространённое и нераспространенное предложение, второстепенные члены.
В ходе этапа первичного закрепления нового материала, можно предложить детям выполнить задание на моделирование новых распространенных предложений, дополняя грамматическую основу не только дополнением, но и определениями. Например: Девочка несет цветные шарики. Маленькая девочка несет красную сумку.
Машина у дома Для того, чтобы дети рефлекторно не подчеркивали первые два слова в предложении, рекомендуется составлять разнообразные модели с помощью передвижения символов и изображений. Что? Что делает?
Метод использования моделирования универсален. Он может использоваться в фронтальной и индивидуальной работе, в работе в парах и в группах. Моделирование поможет легко усвоить такие темы, как «Лексическое значение слова», «Синонимы и антонимы», при работе над словарными словами, его можно применять на минутках чистописания, на уроках развития речи. А современные технические средства обучения, делают этот метод легким и доступным.
Использованная литература: 1. Михеева Т. Б. «Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя», М.: Русское слово, 2008. 2. Хамраева Е. А. « Компетентностный подход в обучении русскому языку детей-билингвов в новых реалиях российской школы», Москва МИОО, 2009. 3. Развитие и адаптация детей-билингвов в русскоязычной школе». Кулебаева Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1436 г.Москвы. 4. «Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов », учитель русского языка и литературы - Шефер Татьяна Васильевна. 5. Е. Л. Кудрявцева, Т. В. Волкова. Комплексный подход к обучению языку (как неродному и другому родному) детей билингвов в образовательных организациях с этнокультурным компонентом стран Евросоюза. 2014.
Приложение 1 РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ - БИЛИНГВОВ 1. Ученик 1 2. Ученик 2 3. Ученик 3 4. Ученик 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложения для грамматического разбора, 3 класс
Предложения для полного орфографического и грамматического разбора. 3 класс. Можно использовать по всем программам....
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ
АннотацияУМП (учебно-методический пакет) предназначен для организации и проведения занятий, повышающих познавательную активность учащихся 4-х классов. Он посвящен обучению поисковой, информационной де...
Обучение детей-билингвов русскому языку как иностранному в условиях двуязычной социокультурной среды с использованием специальных дидактических игр
При поступлении в 1 класс я наблюдала у учащихся очень низкий уровень владения русским языком. Дошкольные учреждения дети не посещали, в семье общались только на родном языке. Словарный запас некоторы...
Грамматический разбор предложений. Учимся давать характеристику предложению. 4 класс.
Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов....
Лингводидактические основы обучения русскому языку детей-билингвов и детей инофонов.
В материале представлены лингводидактические особенности обучения русскому языку детей-билингвов и детей-инофонов...
Проблемы обучения детей-билингвов русскому языку
Проблемы обучения детей-билингвов русскому языку....
«Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как иностранного.»
laquo;Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как инос...