Лингводидактические основы обучения русскому языку детей-билингвов и детей инофонов.
презентация к уроку по логопедии на тему
В материале представлены лингводидактические особенности обучения русскому языку детей-билингвов и детей-инофонов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rki_-_vystuplenie.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какому русскому мы учим детей, слабо владеющих русским языком: русскому как неродному или русскому как иностранному . С каких позиций изучается русский как иностранный.
Язык, как любой другой сложный меха-низм можно изучать с разных позиций. Нам надо обсудить и в какой-то мере сопостав-лять два из них Первое – как он устроен и действует И второе – как им практически пользоваться .
Традиционная методика преподавания русского языка в школе основным предметом изучения полагает логико-грамматическую систему языка. То есть, в центре внимания учителя и учащихся оказываются готовые знания о языке, предъявляемые для запоминания в виде правил и их объяснений, схем, моделей, образцов, таблиц и т. п.
Основной же целью изучения русского языка как иностранного является не знакомство с ним как лингвистическим феноменом, а утилитарное его усвоение его как орудия общения и выражения мысли.
Основные принципы современного обучения РКИ - Коммуникативность , или практическая направленность - Функциональный подход к отбору и подаче языкового материала - Воздействие на сознательные и подсознательные процессы при изучении языка - Ситуативно-тематическое представление учебного материала - Изучение лексики и морфологии на синтаксической основе - Поэтапно концентрическое или циклическое расположение языкового материала - Рациональный учёт особенностей родного языка учащегося
Коммуникативность или практическая направленность Главная задача этого методического направления – научить участвовать в речевой деятельности, научить добиваться поставленной цели речевыми средствами.
О функциональном подходе к отбору и подаче языкового материала При функциональном подходе все факты языка рассматриваются и оцениваются с точки зрения их естественного места в речи, их важности для передачи и понимания сообщения. Очерёдность изучения отдельных языковых фактов, отбор, группировка и расположение этих фактов определяются их значимостью для непосредственного общения в пределах избранной темы.
Воздействие на сознательные и подсознательные процессы при изучении языка В целом практические навыки общения могут выработаться и существовать в отрыве от теоретического знания. Но в умеренных дозах и нужных пропорциях теория полезна и даже необходима в виде предваряющих, сопутствующих или итоговых пояснений. Интересно заметить, что в методике обучения РКИ часто употребляется слово инструкция, вместо правило, что лишний раз подчёркивает практическую направленность этой методики .
Ситуативно-тематическое представление учебного материала Одно из существенных проявлений коммуникативности – ситуативно-тематическая организация учебного материала. Коммуникативность предполагает такую организацию учебного материала, которая отражала бы специфику функционирования отобранного языкового материала в типичных жизненных ситуациях. Таким образом, следование коммуникативной ориентации заставляет предъявлять и группировать словесный материал языка не по формально-грамматическим, а по функционально-речевым и тематико-ситуативным характеристикам.
Изучение лексики и морфологии на синтаксической основе Коммуникативность , как и подчинённая ей функциональность, проявляется в таком членении языкового материала, которое имитирует применение языка в жизни. Эта имитация сводится, в сущности, к сокращению числа естественно используемых слов и форм, но до такой степени, чтобы выделенный объём был всё-таки достаточен для общения.
Как средство общения язык находит своё материальное выражение в высказывании в тексте. Только в высказывании факт языка становится коммуникативным, а основной единицей, участвующей в организации высказывания, является предложение, оно же и основа членимости этого высказывания. И именно предложение, отвечающее требованиям смысловой, структурной и интонационной законченности, будет единицей обучения в процессе практического овладения языком.
Поэтапно-концентрическое или цикличное расположение учебного материала Для успешного овладения языком процесс усвоения и сам учебный материал должны быть распределены на определённые преемственные стадии, или иначе, по относительно замкнутым циклам – концентрам в рамках полного курса обучения. Отбор и объединение материала в пределах каждого концентра осуществляется по принципу самодостаточности, то есть таким образом, чтобы учащиеся после каждого концентра приобретали достаточно автономные навыки, могли строить высказывания разной сложности, читать тексты различных типов и жанров, воспринимать на слух разнообразно звучащую русскую речь, то есть участвовать в подлинном речевом общении, хотя и в ограниченном круге тем и ситуаций.
Учет родного языка учащихся Умение заранее определить, какие затруднения вызовет у учащихся тот или иной языковой материал, и в связи с этим строить так работу, чтобы предупредить возникновение возможных ошибок, - безусловное правило грамотной методики . Учет родного языка реализуется в продуманной системе упражнений по лексико-грамматическим темам и явлениям, наиболее трудным для учащихся той или иной национальности.
Уровни владения русским языком
Русский язык для наших детей https ://pushkininstitute.ru/learn
Спасибо за внимание! ГБОУ ВЛГ № 1389
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе.
Описание опыта работы по теме "Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе"...
Теоретические основы обучения русскому языку в начальной школе учеников – инофонов
Язык является важнейшим средством человеческого общения, формирования духовного развития личности. Российская школа сегодня отражает срез межкультурных, духовно-нравственных процессов, происходящ...
Презентация "Обучение русскому языку детей-билингвов в полиэтнических классах в условиях ФГОС"
Презентация "Обучение русскому языку детей-билингвов в полиэтнических классах в условиях ФГОС" была составлена как зачетная работа по материалам прохождения курсов повышения квалификации по данной тем...
Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей-билингвов
quot;Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей-билингвов в соответствии с ФГОС НОО с использованием инновационных педагогических технологий преподавания русско...
«Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как иностранного.»
laquo;Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как инос...
Обучение русскому языку детей-билингвов
Обучение русскому языку детей-билингвов будет успешным, если правильно организованная работа над произношением звуков русской речи будет вестись не только на уроках, но и в рамках внеурочной деятельно...
«Реализация деятельностного подхода в обучении русскому языку слепых и слабовидящих детей»
Представление педагогического опыта работы...