“Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне”
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку УМК "Гармония". Тема: “Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
05._obyanenie_znacheniya_slova_4_kl.docx | 22.17 КБ |
04._znachenie_slova_4_kl.pptx | 389.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Объяснение значения слова,
как способ проверки безударных гласных в корне”
Цель: Развивать навыки грамотного письма, основанные на значении слова.
Задачи:
- тренировать учеников в выполнении освоенных способов действия: нахождение «опасных мест» - орфограмм, их классификации;
- организовать работу уч-ся в малых группах по методу сотрудничества;
- повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля;
- развивать критическое отношение уч-ся к своим высказываниям и мнению товарищей, формировать адекватную самооценку;
- воспитывать у уч-ся интерес к русскому языку.
Ход работы
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
- Предлагаю начать урок с известного высказывания (на доске)
«Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну» И сегодня на уроке мы с вами откроем еще одну тайну правописания слова. (На доске)
3. Проблемная ситуация
На доске записаны слова:
сл__зал, пос__дел, б__чок, пол_скать
- Какую орфограмму содержат данные слова? (безударный гласный в корне)
- Как проверить букву безударного гласного в корне слова (повторяется алгоритм стр.166 – читаем слово, ставим ударение, выделяем безударную гласную, ищем корень, проверяем (изменяем слово или находим однокоренное слово).)
- Запишем данные слова, решив орфографическую задачу.
(У доски ученик работает на обратной стороне, остальные самостоятельно)
Проверка. (Отвечающий называет слова, доказывая выбор букв, у кого другие слова поднимают руку, доказывают, учитель прикрепляет карточку: слизал – слезал…)
- Почему мы получили разные слова? Что меняется у слова с изменением гласной? (его лексическое значение)
- От чего зависел выбор проверочного слова? (от значения слова, от того о чем мы думали)
- О чем мы будем говорить на уроке? (о значении слова)
- А для чего? (чтобы правильно писать слова с безударным гласным в корне)
Откройте учебник на стр. 100, прочитайте тему урока.
- Сформулируйте задачи урока (правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно, научиться проверять безударный гласный в корне слова зная значение слова)
- Да ребята, в течение урока мы будем учиться правильно писать слова с буквой безударного гласного в корне слова, объясняя его значение.
4. Первичное усвоение знаний и способов действий
ИНТ.Д. 570
- Антон при изучении данной темы, записал следующие слова, посмотрите упр. 570.
Работаем цепочкой по одному выходя к доске
- Проверьте, все ли слова записаны правильно (цепочкой по одному)
- Исправляем ошибки, записывая сначала проверочное слово, а потом проверяемое. Выделяем корень. Букву безударного гласного подчеркиваем.
- В какой части слова были допущены ошибки (в корне)
- Назовите слова, называющие человека по его занятию (садовник, бегун, плясун, повар, шахматист)
- А теперь назовите слова, содержащие характеристику человека (храбрец, смельчак).
- Какой способ проверки помог решить орфографическую задачу? (объяснение значения, подбор однокоренных слов)
- Давайте посмотрим, что думает автор (сообщение на стр. 101 упр. 574)
- Попробуем подтвердить данный вывод (у доски и в тетрадях)
светлячок – свет, очищать – чисто, чистый, чистит
зачастить – часто, смотреть – смотр
продавец – дать, продать, продажа – первоначально проверочное слово продажа, т.е. плата за то, что дано кому-либо. Как появилось то или иное слово можно узнать в этимологическом словаре. А с историей возникновения слов мы будем знакомиться на след.уроке, и кому интересно может узнать происхождение данных слов и нам на завтра рассказать.
ИНТ 1 сл
- Вспомним начало урока: “Слово живет тогда, …..”
- Так какую тайну слова мы узнали? (безударную гласную в корне можно проверить его лексическим значением)
Физкультминутка
5. Закрепление
Индивидуальная работа, раздаются листочки.
1. Прочитай слова. Подбери и запиши проверочное слово. Выдели корень.
Уд_вительно - _______________
М_нять - ________________
Л_пить - ________________
Расч_щать - ________________
Л_нивый - __________________
Скр_пучий - __________________
М_стерить - _____________________
2. Прочитай слова. Выбери проверочное слово и запиши его.
Уд_вительно - _______________ (диво, дева)
М_нять - ________________ (мина, замена)
Л_пить - ________________ (липко, лепка)
Расч_щать - _________________ (честь, чисто)
Л_нивый - _________________ (лень, линька)
Скр_пучий - _______________ (скрип, скрепка)
М_стерить - _______________ (мост, мастер)
- Что помогло сделать правильный выбор? (Значение слова)
- Кто справился с этим заданием?
- У кого возникли трудности?
ИНТ.Д.
Игра «Хотите посмеяться?»
Мальчик полоскал собаку. (полошит - ласка)
Мама отварила дверь. (варит - затвор)
Все спустились с горы, а Витя еще слизал. (лижет - слез)
Если засмеялись – Что вызвало смех?
Не засмеялись – Почему данные предложения попали в эту игру?
Мальчик полоскал собаку – какое значение у слова полоскал?
Каким словом проверим? Т.д.
5. Подведение итогов
- От чего зависит правильный выбор буквы безударного гласного в корне слова? (От значения слова)
- За урок мы выяснили, что …. (Для правильного выбора буквы безударного гласного в корне достаточно объяснить значение слова)
- Выразите свое отношение к уроку с помощью прилагательных. (Если затрудняются дать записанные слова на доске: скучный, веселый, интересный, познавательный, легкий, трудный, занимательный, неинтересный….)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЛ __ ЗАЛ ПОС __ ДЕЛ Б __ ЧОК ПОЛ __СКАТЬ
Упр. 570
“ ХОТИТЕ ПОСМЕЯТЬСЯ?! ” Мальчик полоскал собаку. Мама отварила дверь. Все спустились с горы, а Витя еще слизал .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
Тип урока - урок общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:- Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...
Урок русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)".
Открытый урок по русскому языку в 4классе УМК "Гармония"...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)"
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Гармония...
Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударного гласного в корне.
Мастер-класс учителя начальных классов Акбашевой Р.Х....
Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударного гласного в корне.
Правописание безударных гласных в корне.Способы проверки безударного гласного в корне....
От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)
Познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов - предметов: от значения слова – к правильной букве. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки; восп...
Урок русского языка в 4 классе. Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных
Умение проверять безударную гласную в корне слова, зная его значение....