Урок русского языка в 4 классе. Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Умение проверять безударную гласную в корне слова, зная его значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.odt | 43.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных»
Цель:
-развивать навыки грамотного письма, основанные на значении слова;
- организовать работу уч-ся в малых группах по методу сотрудничества;
-повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля;
-воспитывать у учащихся интерес к русскому языку.
Ход урока.
- Организационный момент.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну» И сегодня на уроке мы с вами попробуем открыть ещё одну тайну слова.
II. Сообщение темы, цели урока.
Перед вами лежит листочки, на них написан рассказ об одной ошибке, которую совершил мальчик Дима. Давайте его прочитаем и подумаем, почему так получилось?
(один ученик читает текст)
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
-Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
-Отнесла. Сказал, что придет к шести часам.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! – спросили ребята.
- Петька принесет, я ему написал записку, он обещал. А пока разделимся на команды и приготовим ворота.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования - длинный деревянный меч.
- Почему так получилось? (мальчик неверно написал слово мяч)
- Когда Дима писал записку, чему главному в слове не уделил внимание мальчик? (значению слова)
- Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает?
(помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга)
- Так как вы думаете, какова будет тема нашего урока?( мы будем объяснять значение слова, чтобы правильно писать слова с безударной гласной в корне)
- Да, тема нашего урока: «Объяснение значения слова как способ проверки безударной гласной»
- Работа с учебником.
-Откройте учебник и прочитайте правило на с. 83.
Задания после правила.
- Называете слово и его способ проверки. (памятка с.135)
светлячок – свет (объяснение значения слова с помощью однокоренного слова)
продавец – продать (объяснение значения слова с помощью однокоренного слова)
очищать – очистить (другое однокоренное слово); - чисто (объяснение значения слова с помощью однокоренного слова)
зачастить – часто (объяснение значения слова с помощью однокоренного слова)
смотреть — смотр (другое однокоренное слова); - просмотр (объяснение значения слова с помощью однокоренного слова)
- Работа над темой урока.
-Обратимся снова к нашему тексту.
- Давайте поможем мальчикам понять друг друга, исправим ошибку в записке.
Приходи с мечом вечером, сыграем.
- А для этого надо составить алгоритм проверки, используя значения слова.
Алгоритм
Слово
Определение орфограммы в слове (выбор буквы)
Объяснить значение слова
Правильно записать слово
- Пользуясь этим алгоритмом объясните правильность написания.
- Запишите это предложение правильно.
Вывод: невнимание к слову приводит к непониманию и к ошибкам.
- Физминутка.
- 1) Работа в парах по карточкам
выбрать нужное проверочное слово, опираясь на значение слов.
Уд..вительно- диво, дева
М..нять- мина, замена
Л..пить- липко, лепка
Расч…щать- честь, чисто
Л..нивый- лень, линька
Скр..пучий- скрип, скрепка
М..стерить- мост, мастер
-Проверка выполнения задания:
Уд..вительно- диво
М..нять- замена
Л..пить- лепка
Расч…щать- чисто
Л..нивый- лень
Скр..пучий- скрип
М..стерить- мастер
- Работа в тетради.
- ТПО, упр. № 565 Не забудьте об алгоритме
Кормить- корм,
Подарить-дар,
Затрещать- треск,
Посинеть-синий,
Слабеть- слабый,
Стареть-старый,
Жалеть- жалко,
Объяснить- ясно.
В какой части слова были ошибки?
Какой способ проверки помог их исправить?
- Самостоятельная работа, тест.
Задание сопровождается несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные Необходимо сделать выбор правильного варианта ответов.
№1 слова | Ответы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Хл..пушка | о | о | а | о |
Св..кольник | и | е | и | и |
Л..нейка | е | и | е | и |
Г..лчата | а | а | а | а |
С..довник | а | а | о | о |
Пов..р | о | а | а | а |
С..лач | и | и | е | и |
М..сной | я | я | и | е |
- Взаимопроверка тестов, самооценка.
(проверка тестов на экране)
- Какие знания помогли вам справиться с заданием? (знания значения слова)
I X . Итог урока.
- Давайте подведём итог нашему уроку.
- Какую же тайну слова мы открыли на сегодняшнем уроке? (для проверки безударной гласной в корне слова нередко можно не применять правило, а достаточно знать его значение)
-Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает?
(помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга)
Оценки.
X. Домашнее задание.
Цель:
-Развивать навыки грамотного письма, основанные на значении слова.
- организовать работу уч-ся в малых группах по методу сотрудничества;
-повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
Тип урока - урок общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:- Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...
Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"
У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова....
Урок русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)".
Открытый урок по русскому языку в 4классе УМК "Гармония"...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)"
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Гармония...
Открытый урок по русскому языку в 4 В классе на тему: «Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных»
Конспект урока по русскому языку в 4 В классе...
От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)
Познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов - предметов: от значения слова – к правильной букве. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки; восп...
“Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне”
Конспект урока по русскому языку УМК "Гармония". Тема: “Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне&rdquo...