Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Багаутдинова Гульнафис Галимзяновна

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

В природе есть солнце. Оно светит, всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Очень тихо, как сегодня с утра падают за окном золотистые листья — сядут девочки, а ещё тише сядут — мальчики. Ребята, у вас у каждого на партах лежат «облачко» и «солнышко». Солнышко-это хорошее настроение, а облачко-немного грустное. Выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало занятия. Выберите и поднимите. Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца нашего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя существительное. Повторение.

Ход урока

1 слайд

І Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

В природе есть солнце. Оно светит, всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Очень тихо, как сегодня с утра падают за окном золотистые листья — сядут девочки, а ещё тише сядут — мальчики. Ребята, у вас у каждого на партах лежат «облачко» и «солнышко». Солнышко-это хорошее настроение, а облачко-немного грустное. Выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало занятия. Выберите и поднимите. Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца нашего урока.

Разомнём наши пальцы

Наши пальцы все проснутся

И друг другу улыбнуться

На зарядку встанут в ряд,

Быть здоровыми хотят.

Ребята, скажите, а к чему мы подготовили наши ручки? С чего мы обычно начинаем урок русского языка?

-С чистописания.

2 слайд

Хорошо. Только сегодня мы объединим чистописание с речевой разминкой.

Обратите внимание на экран. Прочитайте про себя. Что написано?

-На доске написана скороговорка.

Дождик, дождик не дожди,

Дождик, дождик подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Хорошо. (Читают хором)

Ресул, прочитай, пожалуйста.

Ребята, какойзвук в словах этой скороговорки мы произносили чаще и звонче других?

Мы произносили звук [д]

Итак, ребята, может кто-то догадался, в письме  какой буквы мы будем упражняться?

Сегодня мы будем упражняться в написании буквы «дэ».

3 слайд

А теперь запишем число и «Классная работа» (Запишите слова в тетрадь красиво и аккуратно.) А теперь напишем  букву «дэ».И слово «дождик»

Ребята, оценим нашу работу. Посмотрите, какая буква  у вас лучше получилась? Эту букву обведите листочком.А сейчас посмотрите, как справился с заданием ваш сосед. Поднимите руку, кто может похвалить соседа?Так, хорошо. А кто может сказать, за что вы его хвалите?

-Я могу похвалить соседа, потому что она каллиграфически правильно(аккуратно, красиво, чисто)  пишет строчную букву.

-соблюдает правила письма.

Итак, в речевой разминке у нас сегодня скороговорка. Даю вам несколько секунд тренировать самого себя. (дети читают сами) Кто умеет? (читают 2-3 ученика)

4 слайд

III. Актуализация знаний.

Ребята, осень отправила вам письма.  Но письма, ребята, всем не хватает. Видимо осень очень спешило, и не успела написать всем. Но задание выполняем все.Они  находятся у вас под партой. Давайте быстро посмотрим и найдем письма. Нашли? А теперь предлагаю быстро по 3 собираться у той парты, где находится письмо.Открыли конверты, а там что?

-Загадки.

-Значит, вместе быстренько найдем отгадку.

Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

 Полежат — почернеют.(Листья)

Пришла без красок

И без кисти

 И перекрасила все листья.(Осень)

Кто со мною в дождик вышел,
Для того и есть я крыша.(Зонтик)

Дождик льет как из ведра,
Вот осенняя пора.
Птицы улетят на юг.
Что за этот месяц?(Октябрь)

Это самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Словно яркая кувшинка,
Как в ромашке серединка.
А у курочки-наседки
Будто одуванчик детки.
(желтый)

Ответы напишите в листочек. Какая команда готова отвечать? Давайте прочитаем загадки. Из каждой группы выходит по одному участнику. И приклепляют  эти слова к доске.

 Ребята, а как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

Осень, листья, зонтик, желтый, октябрь.

-В этом ряду лишним является слово «желтый».

Почему оно лишнее?

-Потому что все остальные слова отвечают на вопросы Кто? Что? А слова желтый отвечает на вопрос какой?

Молодцы! Значит, какой частью речи являются все остальные слова?

-Они являются именами существительными.

Хорошо. Мы с вами уже знакомы с этой частью речи. А как вы думаете, какая у нас будет сегодня тема?

-Повторение по теме имя существительное

5 слайд

А какая цель нашего урока? Чем мы сегодня будем заниматься?

Цель нашего урока –повторить пройденный материал по теме «Имя существительное»;

IV. Применение знаний и умений.

1.Работа в парах.

6 слайд

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Учитель: У вас на партах лежат карточки. Это стихотворение, которое мы с вами учили на уроке литературного чтения. Читаем громко.

Ребята, есть ли в стихотворении слова, которые трудны для понимания? Какие это слова?

Очей

Ребята, кто знает, что такое очи? Или око? Мы с вами уже с этим словом встречались. А где мы можем посмотреть значение того или иного непонятного нам слова?

В словаре.

А давайте мы в толковом словаре найдем это слово.

Значит  «очи» устаревший синоним слова «глаза».

А теперь поработаем в парах. Найдите в тексте те слова, которые обозначают существительные, объясните соседу, почему выбрали это слово и запишите в тетради.

Какие слова вы выписали? Почему? Что обозначает? Пора,очей,очарованье,краса,Природы,увяданье,багрец,золото,леса.

Правильно! Вспомним правило.

7 слайд

Имя существительное - часть

речи, которая обозначает

предмет и  отвечает на

вопросы кто? что?

8 слайд

2.Физкультминутка. (Зын-зын) А теперь внимание, послушайте. Колокольчик приглашает нас на прогулку. Встаньте, пожалуйста:        

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте) 
И листочки собираем (наклоны вперед) 
Собирать их каждый рад 
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) 

9 слайд

Ребята, посмотрите, какой красивый осенний лес.  Осенний лес красив, словно в сказке. А у нас ребяткитоже есть свои деревья. Посмотрите, но они у нас какие? Еще они зеленые. Правда? Осенью деревья надевают по-настоящему праздничные наряды. Сегодня мы тоже оденем деревья в осенний наряд. А одевать их вы будете листьями с существительными. Перед нами волшебная корзинка с листочками. Вам нужно взять листочек, рассмотреть его, и поставить к нему  вопрос. И повесить листья на деревья  в зависимости от вопроса.

1) К какой части речи относятся слова, которые мы повесели?

2)А чем отличаются наши деревья?

3) Как мы назовем наши деревья?

А что значит одушевленные существительные? Неодушевлённые?

10 слайд

Вывод: имена существительные с вопросом КТО? –одушевлённые., с вопросом ЧТО?- неодушевленные. Одушевленность-это постоянный признаки имен существительных.

11 слайд

Гимнастика для глаз. Следите за листиком.

12 слайд

Страна «Мультяшкино»

А теперь мы отправляемся в одно из самых любимых мест всех детей - в страну «Мультяшкино»

- Посмотрите внимательно и скажите, как называется этот мульфильм? (Лунтик и его друзья) 

13 слайд

Просмотр мультфильма

Вы помните всех его героев? Вот сейчас мы это проверим.

Возьмите оранжевую карточку. Вспомните, как звали героев этого мультфильма и найдите соответствия (уч-ся стрелочками соединяют слова названия с кличками и именами героев мультфильма)

основной персонаж мультсериала,

который упал с луны

Лунтик

озорной зеленый кузнечик

Кузя

божья коровка

Мила

червяк

Корней Корнеевич 

гусеницы

Вупсень и Пупсень 

Поменяйтесь карточками и оцените работу своего друга.

-Проверим, правильно ли вы справились с заданием.

Посмотрите на слайд.

14 слайд

Основного персонажа звали…

-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?

- Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы?

- Какие ещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (нарицательными)

-Собственные и нарицательные - тоже постоянные признаки имён существительных.

15 слайд

Ребята, давайте сейчас напишем небольшой словарный диктант. Юра, иди к доске, остальные работают  в тетрадях.

Осень, леса, ветер, листопад, дождь.  

Проверим. У всех так написаны слова? Прочитаем еще раз. Какое слово лишнее? Подчеркните это слово.  Почему?

Слово леса лишнее. Потому что леса во мн.числе

Да, ребята. Имена существительные изменяются по числам. Поэтому число - непостоянный признак существительного.

Давайте сейчас к этим словам сделаем синквейн. Быстренько обратно собиремся в группы. Кому какое слово попадет.

16 слайд

  Осень
Солнечная, теплая
Впечатляет, вдохновляет, очаровывает
Красивое время года
Урожай

Ветер.
Сильный, легкий.
Дует, освежает, охлаждает.
Меняет окружающую атмосферу.
Воздух.

Листопад.
Яркий, красивый.
Падает, летает, кружится.
Под ногами много листьев
Осень.

Дождь.
Долгий, кратковременный.
Наступает, длится, проходит
Полезен для окружающей среды.
Явление.

Лес.
Дремучий, красивый
Привлекает, освежает, сохраняет.
Зона для сбора ягод и грибов.
Массив.

Роща.

IV. Подведение итогов.

17 слайд

Ребята, Вы уже сказали, что тема нашего урока повторение по теме имя существительное. Какая наша была цель?

Цель нашего урока –повторить пройденный материал по теме «Имя существительное»

Игра в мячик!!!

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а тот кому я брошу мяч, закончит его.

Имя существительное –это  часть речи.

Имя существительное -обозначает-предмет

Имя существительное  отвечает- на вопросы кто? что?

Постоянные признаки имен существительных- одушевленность, собственное и нарицательное.

Непостоянные признаки- число , падеж

А еще о чем сегодня мы говорили?

Об осени.

18 слайд

Да, ребята, сегодняшний урок был посвящен удивительному времени года - осени. Посмотрите в окно, как красиво. Мы с вами часто из окна наблюдаем за птицами.

И уже знаем, что птицы готовятся к отлету в теплые страны. А тем, которые остались с нами, трудно будет искать корм, Теперь наша задача - повесить кормушку на дереве, следить за тем, чтобы в них постоянно был корм. Когда приходите в школу, не забудьте подсыпать зёрнышки.

 И будем помнить, птицы - наши верные друзья и помощники.

V. Домашнее задание.

И  домашнее задание будет связано именно с этим. Нужно будет нарисовать, как мы помогаем птицам и написать небольшой рассказ на эту тему.

1. Рассказ

2. Рисунок

VI. Рефлексия.

19 слайд

Что вам понравилось?

А что не понравилось?

А за что можете себя похвалить?

20слайд

В начале урока у всех было хорошее настроение, а сейчас оно изменилось? Какое у вас настроение? Поднимите солнышко или облачко.

Я очень рада, что у нас у всех хорошее настроение. Пусть оно будет с нами всегда! Урок окончен, можете выйти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....