Работа с пословицами 4 класс для детей инофонов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Настоящая программа опытного обучения, направленная на формирование у младших школьников поликультурной начальной школы умения создавать текст на основе пословицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_poslovitsami_4_klass_dlya_detey_inofonov_eksperement.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящая программа опытного обучения, направленная на формирование у младших школьников поликультурной начальной школы умения создавать текст на основе пословицы.
1 урок. На всякое слово есть пословица.
Цель: тренировка умения понять смысл пословиц
Задачи: формирование представления о пословицах; умения определять смысл пословиц; ознакомление с пословицами других культур, умение ориентироватьсяв ситуации общения.
Ход урока (фрагмент):
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, что мы видим?
- Давайте попробуем соединить части предложений, что бы понять, что же они означают?
Изображение на слайде:
- Будешь рано вставать…
- Где труд…
- Кто любит трудиться…
- Любишь кататься…
- Не одежда красит человека
- Не рой другому яму…
- О себе заботься…
- …тому есть чем похвалиться
- …люби и саночки возить
- …а его добрые дела
- …сам в нее попадешь
- …будешь успевать везде
- …там и радость
- …а товарища не забывай
- Молодцы. А вы знаете, что это за предложения? Как их называют? Можете объяснить их смысл?
- Это пословицы, что вы о них знаете?
- Пословица – это краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. [Ожегов, 2009, с. 568]. Интересно, что они используются для красоты речи. А вы знаете, что еще заложено в таких выражениях?
- Они передают знания о культуре. Давайте спросим ребят, например, имеющих белорусские корни. Вот в русском языке есть пословица «Придет беда – не пойдет на ум и еда», а в белорусском? (Свинье не до поросят, коли самоё на огонь тащат.)
- Ребята, смотрите, в русской культуре такая пословица связана с едой, а вот в белорусской с животным. Может ли кто-то еще привести похожие по смыслу пословицы из своих родных языков и культур?
- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на доску и предположите, о чем бывают пословицы?
- Давайте попробуем поделить наши пословицы на несколько групп, исходя из их смысла?
- Какие вы молодцы, мы сегодня узнали с вами, что такое пословица и зачем она нужна, научились конструировать пословицы, понимать их прямой смысл, и выяснили, что пословицы с одним и тем же смыслом могут по-разному выражаться в различных языках и культурах.
2 урок. Дурак – умное не слушает, а полезное к нему не пристает.
Цель: развивать умения по соотнесению пословицы с ситуацией.
Задачи: умение понять прямой смысл пословицы; ознакомление с пословицами других культур, умение ориентироваться в ситуации общения.
Ход урока (фрагмент):
- На прошлом уроке мы говорили о том, что пословицы могут различаться в зависимости от культуры.
- Кто может вспомнить какие пословицы мы изучали? Давайте разделимся на группы. Каждая группа записывает столько пословиц с прошлого урока, сколько вспомнит. За каждую пословицу команда получает 1 балл, кто наберет больше всего – победил.
- Молодцы, а кто помнит какие две пословицы и из каких языков мы сравнивали в прошлый раз?
- Здорово, сегодня мы изучим еще русские и киргизские пословицы.
- Посмотрите на доску, о чем эти пословицы?
Таблица 7 – Пословицы русские/киргизские
Русская пословица | Киргизская пословица |
Береги платье снову, а честь – смолоду. | Береги честь смолоду. |
Не слово важно, а дело. | Ради чести будь чист, в взаимообмене будь чётким. |
Храбрый боец в бою молодец. | Герой правду скажет, трус солжет. |
Добрые дела красят человека. | У добродушного конь не устает, и шуба не рвется. |
- Правильно, о качествах человека.
- А теперь попробуйте подобрать русскую пословицу к киргизской по смыслу.
1. На своей голове верблюда не видит, на чужой голове былинку увидит.
2. Берущему и шесть мало, а отдающему и пять много.
3. Человек познается не словами, а делами.
4. Когда два рода враждуют между собой, ловкий парень обзаведется женой.
- Заметили, как похожи эти пословицы. Какие среди них почти одинаковые?
-Молодцы, теперь давайте подберем ситуации, когда можно сказать о человеке одну из этих пословиц?
- Очень здорово, что мы узнали на этом уроке?
- На следующем уроке мы познакомимся еще с одной культурой через пословицы.
3 урок. Трусливому нитка видится змеей.
Цель: тренировка умения понять смысл пословиц
Задачи: умение понять прямой смысл пословицы; ознакомление с пословицами других культур, умение ориентироваться в ситуации общения.
Ход урока (фрагмент):
- Ребята, прочитайте данную пословицу.
«Трусливому нитка видится змеей.»
— Это узбекская пословица. Подберите к этой пословице русский эквивалент.
-Как вы думаете, почему пословицы передают одинаковый смысл, но отличаются по содержанию? Давайте изучим узбекские и русские пословицы о труде и сравним, каковы взгляды на труд у русских людей и узбеков?
- Посмотрите на пословицы, это узбекские пословицы. Как вы думаете, что они означают?
1. Не будешь рыть арык*, не будет воды на твоей траве. *Арык – часть оросительной системы каналов в Узбекистане.
2. Чем стоять без дела, лучше работай даром.
3. Золото проверяется в огне, а человек - в труде.
4. Не смотри на красоту, а смотри каков в работе.
5. Бездельник неугоден и Богу.
6. Труд – в молодости, отдых и блаженство – в старости.
- Молодцы! Давайте теперь подберем к ним похожие русские пословицы!
- А теперь, ребята, давайте разделимся на пары, попробуем объяснить прямой и иносказательный смысл пословиц русских пословиц о труде.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Без труда и отдых не сладок.
- Кто рано встает, тому Бог дает.
- Землю солнце красит, а человека труд.
- Будешь упорно трудиться, будет хлеб в закромах водиться.
- Трудись до пота – поешь в охоту.
- Не потрудиться, так и хлеба не добиться
Таблица 8 – Сопоставление пословиц
Русская пословица | Иностранная пословица |
Красна птица перьями, а человек умениями. | Золото проверяется в огне, а человек – в труде (узбекск.) |
- Какой вывод мы можем сделать? (Пословицы разные, образы, сравнения разные, но смысл – один, ценности у всех общие.)
- Очень здорово! Молодцы, давайте попросим наших друзей из семей, имеющих узбекские корни рассказать о прямом и иносказательном смысле узбекских пословиц, которые мы сегодня рассмотрели.
4 урок. Пословица – краса речи.
Цель: развитие умения анализировать смысл пословицы.
Задачи: умение употреблять пословицу в речи, умение ориентироваться в ситуации общения. Умение работать со словарем.
Ход урока (фрагмент):
-На прошлом уроке мы анализировали пословицы самостоятельно, давайте сейчас попробуем посмотреть их значение в словаре?
Настоящий друг познается в беде.
Человек без друга – что дерево без корней.
Друг научит, а недруг проучит.
Без беды друга не узнаешь.
Птицы сильны крыльями, а люди – друзьями.
- Ребята, угадали ли мы в прошлый раз значения пословиц?
- А теперь давайте проведем викторину по пословицам. Я называю пословицу, но одно слово в ней пропущено, вы поднимаете руку, и угадываете слово. Обратите внимания, пословицы из разных языков.
1. В глазу чужом соринку видим, в своём … не разглядим.
2. На своей голове … не видит, на чужой голове былинку увидит.
3. В чужих руках …. велик; а как нам достанется, мал покажется.
4. Берущему и … мало, а отдающему и пять много.
5. Человек красен не словами, а …
6. … бояться, в лес не ходить.
7. Кто медведя боится, тот в … не ходит.
8. … украшает человека.
9. Кто вчера солгал, тому завтра ...
10. Ленивому и в будни ...
11. У страха … велики.
12. Трусливому … видится змеей.
13. Не будешь рыть арык, не будет воды на твоей …
14. Без труда не вытащишь … из пруда
15. Золото проверяется в огне, а человек - в ….
- Молодцы! А теперь выберите одну из русских пословиц, найдите в словаре ее значение и придумайте ситуацию, в которой она может быть использована.
5 урок. Хороша пословица в лад да в масть.
Цель: формировать умение употреблять пословицу в речи.
Задачи: изучение понятия текст, его структуры, умение править текст в соответствии с планом, умение понять иносказательный смысл, умение соотнести пословицу с жизненной ситуацией.
Ход урока (фрагмент):
- Мы с вами на прошлом уроке говорили о том, что у пословицы может быть два значения, вы можете мне рассказать какие и привести примеры?
- Молодцы,, давайте теперь выясним прямое и переносное значение наших пословиц, представленных на экране.
Изображение на слайде:
• Семеро одного не ждут.
• Тише едешь — дальше будешь.
• Поспешишь — людей насмешишь.
• Всякому овощу свое время.
• Обещанного три года ждут.
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
• Век прожить — не поле перейти.
• Делу время, потехе час.
- Сегодня у меня есть для вас интересное задание, выберите одну из этих пословиц, и попробуйте в парах придумать и описать ситуацию, когда эту пословицу можно использовать. Расскажите об этой ситуации классу.
- Какие молодцы, интересно, а ведь у каждого из вас получился целый текст о пословице. Давайте вспомним, что же такое текст?
- Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. Кто может мне рассказать об отличительных особенностях текста? (Связность, структура).
- Очень хорошо. Теперь давайте обсудим наши повествовательные тексты о ситуациях, в которых используются пословицы. Так, почти каждый из вас представил только основную часть повествовательного текста, упустив начало и конец. Поэтому давайте потренируемся разделять части текста в соответствии со структурой.
Раздаточный материал:
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисенка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисенок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
- Молодцы, теперь, найдите и подчеркните все слова, которые придают связность тексту.
- Итак, сегодня мы с вами должны были рассказать о пословицах тексты-повествования, но у нас были обнаружены ошибки, поэтому мы потренировались выделять структуру текста и способы связности для того, чтобы потом мы могли отредактировать наши выступления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пословица-не зря молвится» (Работа над пословицами. Пословица век не сломится.)
Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач...
Разработка открытого урока по фонетике для детей инофонов в 1 классе на тему :"Дифференцирование звуков Г-К"
Разработка открытого урока по фонетике....
проблемы в адаптации и обучении детей-инофонов
трудности в адаптации и обучении учащихся, не владеющих русским языком...
Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»
Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....
Лингводидактические основы обучения русскому языку детей-билингвов и детей инофонов.
В материале представлены лингводидактические особенности обучения русскому языку детей-билингвов и детей-инофонов...
Программа обучения детей инофонов (1 класс) русский язык
Примерная рабочая программа (1 класс) обучения детей инофонов....
Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"
Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"...