Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»
статья (4 класс) на тему
Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Главная цель обучения детей- инофонов- прежде всего практическое овладение русским языком. В рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный» мы вовлекаем учащихся в активную языковую среду. Это особая учебная ситуация, направленная на стимулирование инициативы учащегося. В УМК для детей мигрантов « Русский язык: от ступени к ступени» разработана целая серия методических приёмов, позволяющих с первых шагов обучения приблизить школьника- инофона к живому русскому слову. Основной принцип обучения- опора на коммуникацию, формирование навыков устной и письменной речи.
Структура урока включает в себя 4 раздела:
- Слушайте. Повторяйте. Читайте.
- Грамматика.
- Упражнения.
- Работа с текстом.
Каждое явление лексико- грамматического курса изучается через текст, в процессе употребления в речи. Каждый из разделов урока может содержать тексты, задания к текстам, игры и др. формы работы, отвечающие коммуникативному принципу обучения языку. Изучаемое грамматическое явление ученик сначала встречает в тексте, затем происходит сознательное осмысление грамматической темы урока и в процессе продолжительной тренировки происходит наполнение грамматической модели различной лексикой.
Каждый новый урок начинается разделом « Слушайте. Повторяйте. Читайте». Формулировка заданий задаёт виды речевой деятельности. Это аудирование – восприятие текста на слух ( Слушайте), говорение ( Повторяйте ), чтение ( Читайте). Для данной группы детей важен этап аудирования. Устная коммуникация имеет большой вес во всех жизненно важных сферах и ситуациях общения. В восприятии текста на слух важны такие параметры, как темп и громкость речи, чёткость артикуляции. Учитель читает текст- дети воспринимают текст только на слух. Темп чтения и количество проговариваний текста варьируется в зависимости от подготовленности учеников. Дети повторяют на слух за учителем отдельные слова, словосочетания, предложения. Учитель задаёт вопросы к отдельным словам, фрагментам текста. На начальном этапе обучения учитель сам предварительно разъясняет отдельные слова и поясняет текст ( можно использовать картинки, синонимы, словообразовательный ряд и другие способы семантизации лексики).
Мороз и солнце,
День чудесный! ( А.С.Пушкин)
Принцесса была прекрасная,
Погода была ужасная. ( Г.Сапгир)
( Основы грамматики, 3 класс )
В данных мини- текстах содержатся слова тематической группы « Погода», « Время года».
Можно провести беседу посредством вопросов и заданий:
Какое время года описывает А.С.Пушкин?
Назовите все четыре времени года?
Когда бывает ужасная ( плохая) погода?
Что значит ужасная погода: когда тепло? Холодно? Идёт дождь? Светит солнце?
Данный текст служит основой для корректировки фонетических навыков и может быть использован для фонетических упражнений. Фонетическую тему необходимо включать в каждый урок. При необходимости слово, вызвавшее затруднение, записывается на доске, делится на слоги, отмечается ударение.
Отрабатывается произношение других слов с такой же структурой.
та- та та- та
солнце мороз
та- та- та та-та-та
яблочко принцесса
Следующий раздел, на который необходимо обратить особое внимание - раздел « Грамматика». Он содержит основную грамматическую информацию, представляя грамматическое явление в виде:
- грамматической модели;
- грамматического пояснения или правила.
Грамматическая модель может предъявляться в схеме, таблице.
Слово день главное, а чудесный- зависимое. Почему? Слово чудесный зависит от слова день. |
День ( он) -чудесный, утро ( оно) – чудесное, принцесса ( она) прекрасная, а принц ( он) прекрасный.
При презентации нового теоретического материала необходимо включать учащихся в различные виды речевой деятельности ( слушание, говорение, чтение, письмо) и предлагать разные формы работы: фонетическая зарядка, чтение текста, воспроизведение диалога, игры с предметами, написание текста.
При изучении темы « Винительный падеж существительных ) можно дать творческое задание: придумать стихотворение по образцу, сочинённому девочкой:
Щенок.
Мама купит мне щенка.
Жаль, что нет его пока.
Назову щенка я Бобик,
Для него построю домик.
Будет в доме жить щенок,
Спать, как серенький клубок.
Используем глаголы купить, назвать, построить.
Мама купит мне котёнка.
Будет у меня « сестрёнка»,
Назову котёнка Мурка.
Дом построю для неё,
Будет в доме жить котёнок,
Спать, как маленький ребёнок.
При изучении имени существительного используем игры с предметами: « Я знаю пять имён…», игра « Кто- что?», Съедобное- несъедобное» ( мяч), подвижные игры « Здравствуйте, меня зовут…».
Этап изучения грамматической формы необходимо наполнить следующими видами конкретных заданий:
- Найди слово и словосочетание ( главное и зависимое слово)
- Определить значение формы слова ( ед. ч- мн.число, падеж существительного и прилагательного, время глагола и т.д.)
- Изменить форму слова ( поставить в начальную или образовать нужную форму слова)
- Наполнить новой лексикой данную конструкцию.
- Составить словосочетание, предложение, текст.
Примеры упражнений:
- Соедини слова:
Я спрашиваешь
Мама разговариваю
Ты стирает
- Вставь глагол в нужной форме.
Стол, за которым ты _______________ ( сидеть)
Кровать, на которой ты ______________ ( спать).
Ложка, которой ты ___________________ ( есть).
Нож, которым ты _____________________ ( резать).
- Выбери одежду для жениха и невесты. Напиши, что оденут жених и невеста. Раздели слова в два столбика.
Свадебн… бел… платье, цветн… футболка, лёгк… шорты, строг… чёрн… костюм, бел… рубашка, бел… туфли, стар… кроссовки, нов… чёрн… ботинки.
Этап работы с текстом продолжает изучение грамматики. Используются тексы, разные по жанру, прежде всего, художественные, учебные, бытовые. Формы работы с текстом разнообразны:
- ответы на вопросы ( устные или письменные);
- упражнения на подстановку;
- пересказ текста;
- чтение текста по ролям;
- инсценировка текста.
Материалы урока содержат задания для разноуровневого обучения в группе учащихся с разным уровнем владения языка.
Вторая часть УМК « Чтение и развитие речи» знакомит учащихся с основами русской духовной и материальной культурой. В данном пособии представлены лексические темы « Семья», « Хлеб», « Дом».
Основные виды занятий: лексическая работа с тематической картинкой, лексико- грамматические задания к художественным стихотворным и прозаическим текстам, загадкам и пословицам, объяснение и разучивание пословиц, скороговорок по лексической теме, отгадывание загадок, игровые задания, подвижные игры.
Работая над лексической темой « Хлеб» в 4 классе были использованы виды занятий:
- для фонетической зарядки была предложена скороговорка:
Съел Валерик вареник, а Валюша ватрушку.
Кто съел вареник? Как звучит полное имя? Кто съел ватрушку? Как звучит полное имя? Что такое вареник, ватрушка?
- Используя тематическую картинку, ребята называли хлебные изделия: буханка, батон, каравай, булка, плюшка и т.д.
- Каждый учащийся выучил около десяти пословиц о хлебе. Был проведён конкурс на лучшего знатока пословиц о хлебе.
- Отгадывание загадок о хлебе.
- Работа в группах. Что было сначала, а что потом.
- Пересказ текста « Как хлеб пришёл на стол»
- Подвижные игры « Серпантин», « Золотые ворота», дидактическая игра « Каравай».
Разнообразные творческие задания, упражнения, облечённые в занимательную, игровую форму, способствуют развитию речевой активности учащихся, облегчают усвоение сложного лексического и грамматического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-494309-1412938195.jpg)
Элективные курсы внеурочной деятельности русского языка "Увлекательная грамматика"
Занятия по русскому языку с 1 по 4 классы с углубленным изучением данного предмета....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-336869-1384340368.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/25/picture-451260-1401014270.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265115-1370949102.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-835673-1496754060.jpg)
Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"
Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/11/picture-489963-1499780367.jpg)
рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи
Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...