«Пословица-не зря молвится» (Работа над пословицами. Пословица век не сломится.)
методическая разработка по русскому языку по теме
Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах. Это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый." Пословицы-это отражение духовного состояния нации. Каждый учитель должен уделять большое внимание изучению этого жанра, как источника народной мудрости. Включать пословицы в изучение не только на уроках литературы, но и русского языка, окружающего мира, математике. При работе с пословицами, например, на уроках русского языка не только обращать внимание на грамматические особенности, но и смысловое содержание, переносить на жизненные ситуации. Надо помнить «Не всякий кто читает, в чтении силу знает». Я считаю, что именно пословицы помогают эту силу увидеть, использовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p1.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Пословица-не зря молвится»
(Работа над пословицами. Пословица век не сломится.)
Пословица-самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным.Пословица-народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.Все,что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
Пословица-это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Так говорит о пословицах С.Г.Лазутин в книге «Поэтика русского фольклора»
Трудно перечислить все художественные определения, которые языковеды дают пословице. Её называют народной мудростью, практической философией, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа.
Понимание пословиц рассматривается как один из показателей развития мышления. Так пословицы используются в текстах на определение уровня умственного развития, для выявления особенностей мышления школьников.
Они могут являться средством умственного развития в важном направлении-ориентировке в нестандартных ситуациях, самостоятельном поиске нужного обобщения, замаскированного яркими, но несущественными частностями .
Пословица характеризуется смысловой, структурной, коммуникативной целостностью, и модель ее понимания может выступать одной из моделей понимания текстов в целом. Пословица представляет собой «минимальный по величине художественный текст, выражающий только одну мысль. Выражение этой мысли равно тексту, и нет ни растворения этой мысли в сюжете, ни мыслей, конкурирующих с главной».
Понимание пословиц можно считать одним из критериев владения языком, развития речи. В то же время это наиболее трудный для понимания жанр. Виды информации (актуальная, подтекстовая, концептуальная) в пословицах тесно переплетены, слиты.
Механизмы понимания пословиц еще недостаточно ясны, однако искать приемы формирования умения понимать пословицу необходимо и возможно.
Исходя из выше сказанного целью работы считаю:
-формирование через изучение пословиц интеллектуального, эмоционального духовно-активного читателя.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
-исследовать особенности понимания детьми пословиц;
-формировать умения понимать смысл пословиц;
-учить переносить смысл пословиц на другие тексты, жизненные ситуации;
-развивать конкретно-образное и отвлеченно-переносное мышление;
-развивать речь детей, знакомить с сокровищами языка
-учить сравнивать, анализировать, обобщать, конкретизировать
-воспитывать нравственные качества в детях
Для решения этих задач дети были объединены в клуб под названием «Любознательный читатель».
Правилами клуба стали:
-членом клуба может стать каждый, кто хочет много знать
-членский взнос клуба-интересные сведения, хороший вопрос
Девиз клуба:
Думаем-коллективно,
Действуем-оперативно,
Спорим-доказательно,
Критикуя-предлагай,
Предлагая-помогай выполнить творчески.
Последние заседания клуба прошли на тему: «Пословица не зря молвится».
Работу по разработке этого проекта я строила поэтапно.
Особенности понимания детьми пословиц сначала исследовалось Соболевой О.В. «О понимании смысла пословиц»
Было предложено задание: сгруппировать пословицы по смыслу. Анализ результатов выполнения задания, высказывания детей свидетельствовал о том, что многие ребята подбирают пословицы не по смыслу, а по внешнему сходству, например, сходству синтетических конструкций, похожих по смыслу слов.
При работе над содержательной стороной пословиц некоторые допускали ошибки при формулировании их смысла, многие отвечали не точно. Часто дети заостряли внимание на конкретном смысле, а не отвлеченно-переносном.
Трудность понимания смысла пословиц оказалась связана с бедностью словарного запаса. Это касалось устаревшей и заимствованной лексики. Ребята затруднялись в определении значения таких слов, как сыч, изъян, разуметь, золотник, востер, удал, моллюск, лотос и мн.др.
По итогам проведенного исследования ,оказалось необходимым сформировать у учащихся умения работать над содержательной стороной пословиц.
Данная работа начиналась со знакомства с пословицей,т.е. показа на примерах, что мини-текст может иметь два плана: конкретно-образный и отвлеченно-переносный. Например, пословица, «Щелкать как орешки»; « Разговорами каши не сваришь»; «Одна голова хорошо, а две лучше» и др.
Одно из заданий предполагало назвать характеристики объекта, которые содержатся в нескольких пословицах, описывающих этот объект, например, в пословицах о труде-прилежании, настойчивость, аккуратность, планирование и т.д.
Использовала художественные и словесные иллюстрации, отражающие одну из ситуаций, в которой применима данная пословица. Например, «Пустая бочка сильнее гремит». Признаки конкретного предмета переносятся образно на человека. Читаем басню И.А.Крылова «Две бочки».
Формирование умения видеть смысл пословицы "на свой язык". Эффективным оказался приём, когда учащиеся осуществляли замен содержательных слов модельными. Например, для пословицы «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», модель выглядит так: «Лучше что то хорошее рядом сейчас, чем очень хорошее далеко, несбыточно.
Другой вид задания был творческим: придумать свою пословицу, найти свой образ для данного смысла. Результат не всегда был удачным, но творческая работа доставляла детям удовольствие.
Многое роднит пословицу с другими жанрами, например, с басней. Мораль басни часто становится пословицей, и, наоборот многие пословицы напоминают неразвернутые басни. В связи с этим работа над пониманием пословиц проводилась и при чтении произведений других жанров.
После того, как дети научились переносить конкретные явления, действия, характеристики с отвлеченных на конкретно-образные, т.е.научились работать над содержательной стороной пословиц, предлагаемые задания я начала разнообразить и усложнять.
Во-первых мы начали знакомство с происхождением пословиц, их отображением в других произведениях, жанрах литературы.
Основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.
Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как Битый небитого везет, По моему прошению, по щучьему велению и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь даде, господь и отья было переведено с церковнославянского языка на русский: Бог дал, Бог взял.
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С. Грибоедов), У разбитого корыта (А.С. Пушкин), Как белка в колесе (И.А. Крылов) и многие другие.
В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение А король-то голый! принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение Башмаков еще не успели износить (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.
Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
Большой интерес вызвали у ребят творческие задания.
1.Озаглавить или закончить текст пословицей.
2.Расположить пословицы соответственно последовательности мыслей в тексте.
3.Написать сочинение (рассказ,сказку,сценарий) по пословице.
4.Формулировка общего смысла для нескольких пословиц с разной словесной формулировкой.
5.Выбор пословиц, которые наиболее точно передадут определенную мысль текста.
Выполняя эти виды работ, учащиеся гораздо быстрее и точнее
научились формулировать смысл пословиц, отвлекаться от внешних, лексико-грамматических особенностей. Увеличился словарный запас, чаще стали при анализе прочитанных произведений проводить параллели с пословицами. Увеличился объем чтения, стало более осознанным, грамотным. Научились отображать пословицы в жизненных ситуациях, рассудительно разбирать ситуации, касающиеся вопросов нравственности.
По своим способностям, интересам, личностным качествам ребята были распределены по группам. Направлениями работы групп стали :
-теоретики (занимались поиском пословиц на определенную тему, источниками рождения и распространения пословиц);
-аналитики (работали над содержанием пословиц и формулировкой значения);
-иллюстраторы (словесное и художественное оформление пословиц);
-сценаристы (перенесение смысла пословиц на другие тексты, жизненные ситуации, составление сценариев);
-редакторы (подбор пословиц-как название текста, закончить текст пословицей).
Эта работа была организованна не случайно. Анализ современных школьных учебников свидетельствует о том, что в последнее время работа с пословицей стала интереснее и глубже. Работа над пословицами идет не только как над жанром литературы, но часто используется на других уроках в качестве межпредметной связи, служит источником формирования высоконравственной личности.
Из пословиц мы можем узнать о том, какие в ту или иную эпоху у какого народа царили порядки, законы, с кем велись войны, с чем были связанны главные переживания, страхи и радости. Люди примечали закономерности, существующие в окружающем мире. Темы, возникающие в пословицах и поговорках, касаются всех аспектов жизнедеятельности людей.
Они обыгрывают премудрости ведения хозяйства, возникновение конфликтов связанных с разностью характеров, социального положения, национальности. Поэтому мы в наше время знаем: «Сколько раз нужно отмерить, прежде сем отрезать», «Кто хуже татарина» и др.
Сила пословиц в том, что в народе и по сей день, возникает необходимость в создании новых. Жизненные реалии изменились, а пошутить на ближайшие темы, вывести житейскую мудрость во все века и времена было присуще русскому человеку. Поэтому изучая пословицы, я знакомлю с культурой своего народа, развиваю творческий потенциал детей, уча сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать, развиваю речь и обогащаю словарный запас, воспитываю думающую нравственную личность.
В ходе проекта, работая в группах, учащиеся моего 3«Б» класса провели интересную творческую работу. Много работали с дополнительной литературой. Каждая группа подготовила отчетные работы, которые были коллективно обсуждены и изучены.
Группа "теоретиков" подготовила сообщение о том, как появились пословицы, и что они отражали в своем содержании.
Группа "аналитиков" подобрала пословицы на тему: «Труда», «Отображение истории», «Ведение хозяйства», «О разностях характеров».
Группа "иллюстраторов" выпустила альбом, отображающий рисунком смысл пословицы.
Группа "режиссеров" подготовила инсценировку басни И.А.Крылова «Корни и листья». Мораль выразили пословицами «Без корня полынь не растет»
Группа "сценаристов" написала рассказы, итогом которых стали пословицы-«Язык говорит, а голова не ведает».
Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах. Это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый." Пословицы-это отражение духовного состояния нации. Каждый учитель должен уделять большое внимание изучению этого жанра, как источника народной мудрости. Включать пословицы в изучение не только на уроках литературы, но и русского языка, окружающего мира, математике. При работе с пословицами, например, на уроках русского языка не только обращать внимание на грамматические особенности, но и смысловое содержание, переносить на жизненные ситуации. Надо помнить «Не всякий кто читает, в чтении силу знает». Я считаю, что именно пословицы помогают эту силу увидеть, использовать.
Работа с пословицами должна быть разнообразной, творческой, связана с жизнью, проходить в системе, а не эпизодически. Пословицы имеют высокую воспитательную направленность, формируют активного, эмоционального читателя. Ведь "пословица-не зря молвится" и "пословица-век не сломится".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...
Проект «Пословица не даром молвится»
Данная работа направлена на пополнение словарного запаса учащихся пословицами и поговорками; развитие творческих способностей учащихся. Учит детей самостоятельно искать необходимую информацию, ра...
Урок- праздник. "Старая пословица ввек не сломится"
Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью....
Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»
Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»...
Оньhон-нгэ-оншотой. Пословица не мимо молвится
Пословица не мимо молвится. Работа ученицы 4 класса Очировой Алимы...
«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».
Внеклассное мероприятие (4 класс)....
«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».
Внеклассное мероприятие (4 класс).Тема: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»....