Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов по закону письма
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по теме: "Проверка безударных личных окончаний глагола".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glagol.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Зона актуального развития:
Учащиеся знают:
- основной закон русского письма: «Орфограмму слабой позиции проверяй по сильной позиции в той же части слова»;
- какую работу выполняют окончания;
- грамматические значения окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
- какие грамматические значения – постоянные, какие – переменные;
- какие бывают окончания: одинаковые, омонимичные, синонимичные;
- 2 набора личных окончаний глаголов.
Учащиеся умеют:
- проверять орфограмму слабой позиции в окончаниях глаголов по заданному спряжению;
- определять спряжение по личным окончаниям глаголов.
Учебная задача урока: Создать модель, отражающую способы определения спряжения глаголов.
Цели урока:
- образовательная: учащиеся узнают и зафиксируют в модели способы определения спряжения глаголов;
- развивающая: предполагается, что дети через исследование откроют способы определения спряжения глаголов по форме 3-его лица множественного числа и по суффиксу неопределенной формы;
- мировоззренческая: учащиеся убедятся в практической значимости открытых способов.
Педагогическая задача урока:
Создать условия для:
- преобразования конкретной практической задачи в учебную задачу;
- формирования у учащихся коммуникативных навыков совместной «квазиисследовательской» деятельности: корректное ведение учебного диалога на содержательной основе.
Этапы урока. Предполагаемый результат работы на каждом этапе. | Предполагаемая деятельность учителя. | Предполагаемая деятельность учащихся. | Интерпретация деятельности учащихся и учителя на уроке. |
Мотивационно-ориентировочная часть. #1069;тап актуализации. Цель данного этапа: формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учите-лем достижений учеников. Создание для учащихся «ситуации успеха». | На доске записаны 2загадки: Глад . шь (II) – ласкается, дразн . шь (II) – кусается. (собака) Гуля . т (I) в поле, да не конь, лета . т (I) на воле, да не птица. (ветер) - Дети, сформулируйте задание, которое я для вас составила. - Как вам удалось так быстро и правильно справились с заданием? | - Вставить пропущенные буквы. Дети без объяснения вставляют магнитные карточки с буквами. - Цифры рядом с глаголами указывают на их спряжение. Мы знаем, если глагол 1 спряжения пиши букву Е, 2 спряжения - И. Дети обращают внимание учителя к модели: ч _______ ___ л
I спр. II спр.
Е И | Учащиеся демонстрируют умение вставлять безударные гласные в личных окончаниях глаголов. Учитель не «навязывает» задание в готовом виде. Подобный вопрос не только помогает ученикам перейти от внешней мотивации к внутренней, но и способствует более глубокому осмыслению частных знаний, которые выводятся из общего и абстрактного знания как единой основы. Учащиеся дают ожидаемый педагогом ответ. Во фронтальной работе закрепляют свой успех. |
2. Этап мотивации. Цель данного этапа: формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности. Закрепление «ситуации успеха» | - Как хорошо работать вместе! А хотите каждый проверить свои силы? Учитель раздает каждому ребенку карточку: По лужку он важно брод . т (II), из воды сухим выход . т (II), нос . т (II) красные ботинки, дар . т (II) мягкие перинки. (гусь) Над цветком порха . т (I), пляш . т (I), веерком узорным маш . т (I). (бабочка) - Прочитайте загадки. Назовите отгадки. - Вставьте безударные гласные. - Сколько времени вам понадобится, чтобы выполнить эту работу? - Хорошо, через 1 минуту мы проверим, как вы справитесь с заданием. Проверка. - Дети, сверьте с образцом. Учитель предполагает, что ошибок не сделает никто. - Почему вы так быстро справились с заданием? | - Да. - 1 минуту. Дети поднимают сигнальные карточки «+» , «-». («+» правильно, «-» ошибка) - Если глагол 1 спряжения пиши букву Е, 2 спряжения - И. | Идет присвоение знаний. Дети демонстрируют эти знания и умения в индивидуальной работе. Учащиеся действуют по предполагаемому плану учителя, задание соответствует хронометражу, предложенному самими детьми, т.е. выполняют учебное действие анализа и планирования. Дети сверяют результаты своей работы с образцом, действие контроля выполняется осознанно. |
3. Этап постановки УЗ. Цель этого этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в УЗ, к открытию нового способа деятельности. На этом этапе осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?» Здесь, на фоне «ситуации успеха» создается аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать дефицит собственных знаний и несовершенство ранее открытого способа решения новой учебной задачи. Графическая фиксация поставленной детьми УЗ. | На доске записана загадка: Свет . т, сверка . т, всех согрева . т. (солнце) - Запишите загадку в тетрадь. - Как же быть? От задания отказываемся? - Еще раз сформулируйте учебную задачу, которую поставим перед собой сегодня на урок? Учитель фиксирует на правой стороне доски учебную задачу.
I спр . ? II спр. | В результате работы возможны следующие варианты: 1) дети вставят буквы, учитель просит их объяснить, как они это сделали; 2) дети скажут, что не могут выполнить это задание, т.к. не умеют самостоятельно определять спряжение глаголов. - Нам нужно научиться определять спряжение глаголов. - Найти способ, как определять спряжение глаголов. | Именно на этом этапе урока у учащихся возникает познавательный мотив – двигаться к новым знаниям. Запланированный учителем «разрыв» в умениях прогнозировался, ситуация на уроке накаляется, занятие подходит к своей кульминации. Дети анализируют сложившуюся ситуацию, видят существенные связи в изучаемом предмете исследования, формулируют сами проблему, которую необходимо разрешить. Учащиеся самостоятельно формулируют учебную задачу. Главная цель урока постановки учебной задачи достигнута. |
Операционно-исполнительная часть. 1 Этап планирования. Цель этого этапа: поиск нового способа деятельности, решение поставленной УЗ. 2. Преобразование модели. | - Первый шаг нами уже сделан: будет известно спряжение глагола, будет определена и буква на месте слабого звука. Учитель выдвигает гипотезу: если орфограммы в личных окончаниях глаголов, то, может, в них и надо искать секрет проверки? - Как будем решать эту проблему: вместе, в группах, по одному? Раздаются заготовки: свет[и]т сверка[и]т - Предлагаю представителям от групп объяснить, какой способ вы нашли.
Учитель записывает на доске полученный алгоритм: ч
______ ___ л
3 л., мн.ч. -ут (-ют) -ат (-ят) 1 спр. 2 спр. Е И
- Дети, как нам убедиться в том, что способ работает?
На доске записаны загадки: Всех на свете обшива . т, что сошьёт – не надева . т. (Игла) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныря.т, крохи собира . т. (Воробей) Кто всю ночь по крыше бьёт да постукива . т, и бормоч . т и поёт, убаюкива . т? (Дождь) - Запишите загадки в тетрадь. - Как этот глагол правильно произносить в третьем лице множественного числа: бормочат или бормочут? - Если существуют такие трудности, полагаться на способ нельзя. - Есть мнение, что же мы должны сделать, чтобы иметь возможность двигаться дальше? Учитель предлагает обратиться за помощью к неопределенной форме. - Попробуйте в группах обсудить и решить нашу задачу. Вариант слов для анализа: Веять(I), сторожить(II), колоть(I), заплатить(II), искать(I), согревать(I), сгрузить(II), брызгать(I), просить(II), заболеть(I), махать(I), шутить(II), метать(I), лечить(II), написать(I), краснеть(I), разбудить(II), клеить(II), уехать(I). Этот вывод и последовательность действий при проверки орфограмм слабых позиций фиксируются в виде схемы ч _______ ___ л
неопределенная форма
не на – ИТЬ на – ИТЬ
I спр. II спр.
Е И - Как проверить, что способ работает? На доске написаны слова: Дружить, полоть, чирикать, служить, взвесить, стирать, сидеть, жить. - От данных глаголов образовать форму 3-го лица единственного числа и запишите полученные слова в тетрадь. - Сидеть не на –ИТЬ, но сидит? Жить на –ИТЬ, но живет? - В чем тут дело? Может правило, которое вы вывели, не годится для этих глаголов? |
Предполагается, что дети захотят работать в группах. Результаты совместной деятельности вывешиваются на доску. Представители готовятся отвечать. Предполагается, что дети изменят данные глаголы по лицам и числам: свечу сверкаю свет[и]шь сверка[и]шь свет[и]т сверка[и]т свет[и]м сверка[и]м свет[и]те сверка[и]те светят сверкают (из записи видно, что в 3-м лице множественного числа окончания глаголов1-го и 2-го спряжения разные, в остальных совпадают) Вывод, к которому приходят дети: чтобы определять спряжение глаголов, нужно поставить глагол в 3-е лицо множественного числа: окончание -ут (-ют), значит, глагол 1 спряжения, надо писать букву Е, окончание –ат (-ят), значит, глагол 2 спряжения, надо писать букву И. - Определить спряжение глаголов свет . т, сверка . т, согрева . т: свет . т – светят (II), светит; сверка . т – сверкают(II), сверкает; согрева . т – согревают(II), согревает. 1) обшива.т – обшивают (I), обшивает; 2) надева.т – надевают (I), надевает, 3) постукива.т – постукивают (I), постукивает; 4) убаюкива.т – убаюкивают (I), убаюкивает; 5) бормоч . т – бормочат (II) ? бормочут (I) ? Дети сталкиваются с проблемой, когда проверяют орфограмму в окончании глагола бормоч[и]т. Предполагается, что дети сделают вывод, что открытый способ работает не всегда, надо искать другой способ. Дети могут предложить понаблюдать за словами (спряжение которых им уже известно) из данной классной работы или воспользоваться словами, которые подобрал для этой работы учитель. Дети обнаружат в неопределенной форме глаголов II спряжения общий признак: наличие суффикса -и-. Вывод, к которому приходят дети: чтобы определить спряжение глагола, надо поставить его в неопределенную форму, определить суффикс. Если суффикс –и-, значит глагол II спряжения, не –и- - глагол I спряжения. - Определить спряжение глаголов. Дружить(II) – дружит, полоть(I) – полет, чирикать(I) – чирикает, служить(II) – служит, взвесить(II) – взвесит, стирать(I) – стирает, сидеть(I) – сидит ? жить(II) – живет ? - В личных окончаниях этот гласный под ударением. Способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме применяется только для глаголов с безударными личными окончаниями. | Для наиболее конструктивного решения проблемы необходимо привлечение к ее обсуждению всех детей в классе. Возникает потребность в групповой форме работы. Дети могут предъявить результат своей деятельности, в виде какой-то гипотезы; модели, фиксирующей общие наиболее значимые признаки исследуемого объекта. Дети самостоятельно открывают способ, как определять спряжение глаголов. Дети пытаются применить открытый способ при решении конкретных орфографических задач, дают разумное теоретическое обоснование. Нет смысла отрабатывать этот алгоритм в течение длительного времени: его применение ограниченно, так как встречаются отклонения в произношении глаголов в форме 3-го лица множественного числа. |
Рефлексивно-оценочный этап. Цель этого этапа:
| - Какую задачу решали на уроке? - Справились с поставленной задачей? - Чем будем заниматься на следующем уроке? - Какое домашнее задание вы бы выбрали? | - Найти способ, как определять спряжение глаголов. | Дети рефлексируют в итоге урока. Материал урока осмыслен. Дети самостоятельно предлагают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Проверка орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю". 2 класс.
Урок по системе развивающего обучения...
Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....
«Проверка орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов».
Данный план-конспект урока можно использовать на уроках русского языка....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"
Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»Триединая цель урока:...
«Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций» (Система Эльконина – Давыдова)
Тип урока : постановка учебной задачи...
Урок русского языка «Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных»
Определение способов проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных;обучение применению знаний на практике; развитие познавательного интереса к изучению родного языка; восп...