Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Семерникова Галина Михайловна

 

Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»

Триединая цель урока:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку в 3 классе

по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»

Учитель: Семерникова Г.М.

Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»

Триединая цель урока:

  1. Дидактический аспект.

-закрепление знаний учащихся о правописании падежных окончаний в слабой позиции и умений правильно определять в словах предметов и признаках;

-закреплять умение находить слова-предметы и слова-признаки, являющиеся проверочными (слова-опоры);

-научить составлять текст на основе сюжетных картинок с использованием слов-предметов и слов-признаков со слабой позицией падежных окончаний.

     2.  Развивающий аспект.

- развивать положительную мотивацию, пробуждая познавательный  интерес детей;

-развивать творческое мышление учащихся ;

-развивать логическое мышление, визуальное внимание и память детей;

-продолжить развитие интеллектуальных умений, умение обобщать и делать выводы.

     3. Воспитывающий аспект.

-воспитывать чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Макроструктура урока.

  1. Подготовка класса к уроку.

Деление учащихся на визуалов, аудиалов и кинестетиков.

ЦЕЛЬ: вхождение в контакт с учащимися; формирование соответствующего эмоционального настроя учащихся; деление класса для работ в группах.

  1. Мотивационное начало урока.

ЦЕЛЬ:  формирование мотивации; стимулирование учебной деятельности.

  1. Работа в группах.

ЦЕЛЬ: закрепить знания учащихся о правописании падежных окончаний в слабой позиции.

Форма проведения:

- Создание проблемной ситуации.

 - Коллективный поиск решения проблемы.

- Коллективное создание текста по сюжетным картинкам.

      4.  Отчет групп.

           ЦЕЛЬ: подведение итогов работы групп; формирование общего    вывода.

  1. Подведение итогов урока и домашнее задание.

ЦЕЛЬ: закрепить знания и умения по изученной теме.

Оборудование урока: таблицы для деления учащихся на визуалов, аудиалов и кинестетиков; зеленый карандаш; губная помада; зубочистка; веточка сосны; карточки со словами для работы в группах; иллюстрация картины И.И Шишкина «На севере диком….», портрет М.Ю. Лермонтова; иллюстрация к сказке «Избушка на курьих ножках»; алгоритм в таблицах; набор сюжетных картинок.

Ход урока.

  1. Подготовка класса к уроку

А) Проведение методики, распределение на группы.

-Прежде чем мы приступим к уроку, я прошу вас всех встать. Мы немного поиграем, чтобы подготовить себя к уроку, к работе.

-Я показываю таблицу, а вам необходимо посмотреть на нее внимательно (3 сек).

-А теперь загните пальчик, кому бросились в глаза цифры 1,2,3,5 –ВИЗУАЛЫ.

-Загните 2 пальчика те, кому бросились в глаза цифры 4,6,9-АУДИАЛЫ.

-И три пальчика, кому бросились в глаза цифры7,8-КИНЕСТЕТИКИ.

-А теперь, займите, пожалуйста свои места: у кого загнут один пальчик за стол, где карточка с буквой «В»; 2 пальца- за стол, где где карточка с буквой «А»; и у кого загнуто 3 пальца за стол, где карточка с буквой «К»

2. Мотивационное начало урока.

А) Я загадала предмет. Он находится здесь среди этих предметов (в коробке). Отгадайте, что это?

(ВИЗУАЛОМ- положить слова на стол, КИНЕСТЕТИКАМ- выкладывать предметы на стол)

-Итак, этот предмет ароматный, шершавый, тонкий, длинный, колючи, зеленый.

Загаданное слово: СОСНА

Б) (учитель показывает портрет)

-А у великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова есть замечательное, но немного грустное стихотворение об этом хвойном дереве и начинается оно так: (учитель показывает иллюстрацию)

     На севере диком стоит одиноко

     На голой вершине сосна……

-Как вы думаете, почему немного грустное, какие слова-признаки указывают на это? (дикой, голом)

В) Формирование темы и цели урока.

-Сегодня мы с вами будем работать в группах с этими строками и нам придется вспомнить все изученное по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях предметов и признаков».

3. Работа в группах.

А) группам раздаются строки и дается задание вписать нужные буквы в окончание слов.

На север… дико..м стоит одиноко

На гол..й вершин.. сосна.

-КИНЕСТЕТИКАМ (дается задание на листах)- выдается ряд слов, среди которых имеются проверочные и предлагается их выбрать.

-ВИЗУАЛАМ- дается задание самостоятельно найти эти проверочные слова-предметы на иллюстрации.

(Кинестетики и визуалы работают самостоятельно, а с аудиалами работает учитель.

-АУДИАЛАМ- как вы думаете, какое из слов «паук» или «лес» является проверочным к словам-предметам в этом высказывании

Проверочные слова для слов-признаков со слабой позицией в окончаниях дети разбирают самостоятельно.

Б)  Отчет групп- какой группе удалось лучше выполнить задание, почему не удалось остальным, что нужно посоветовать,

В)  Составление текста по сюжетным картинкам.

Учащимся раздаются сюжетные картинки.

-разложите картинки в нужном порядке;

-Составить и записать рассказ;

-чтение полученных рассказов.

4. Подведение итогов.

Алгоритм проверки орфограмм в падежном окончании.

-Давайте обобщим знания по данной теме.

А) Что же нужно в первую очередь выполнить, чтобы проверить орфограмму в падежных окончаниях?  

Определить, что называет слово

Предмет или признак

Б)Выбрать проверочное слово с тем же набором падежных окончаний

Стена

Слон

Окно

Рожь

В) Подставить проверочное слово в высказывании.

Г) Определить фонему в проверяемом окончании.

Д) Выбрать букву для обозначения фонемы.

ОЦЕНИВАНИЕ

Д/З

-Вспомните, с чего я начала урок? (загадала загадку)

Предлагаю дома составить несколько таких загадок к задуманному предмету, написать несколько признаков, по которым дети догадались о чем идет речь.

-Спасибо за работу

-Урок окончен.

-До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: Правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».

·         Комментарий методиста: Учебное занятие построено в логике развёртывания учебной деятельности. Организация учебной деятельности начинается с постановки...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Представление об орфограмме"

Данный материал поможет вам провести урок интересно и не хлопотно...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма» 2 класс.

Цели деятельности учителя: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма».Планируемые результаты:Предметные:Уметь выделять сильные и слабые позиции...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. "Способы проверки орфограмм" УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения проверять орфограммы.Планируемые результатыПредметные: Знать орфограммы слабых и сильных позиций; способ безошибочного письма с помощью орфографичес...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понятий об окончании слова.Планируемые результатыПредметные:-знать что такое окончание.-уметь находить окончание в слове; приводить примеры слов с ра...