Урок русского языка «Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Адвокатова Елена Алексеевна

Определение способов проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях  существительных;обучение применению знаний на практике; развитие познавательного интереса  к изучению родного языка; воспитание культуры посещения библиотеки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока русского языка в 4 классе по системе      

        развивающего обучения   Эльконина-Давыдова

учителя начальных классов  МОУ «Гимназия №17»

                 Адвокатовой Елены Алексеевны

Тема: «Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных»

Цель:

 -определить способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях  существительных;

 -обучить применению знаний на практике;

 -развитие познавательного интереса  к изучению родного языка;

-привить любовь к чтению, воспитать культуру посещения библиотеки.

Оборудование:    

-учебник русского языка  4 класс ( авторы  С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко);

-карточки для дифференцированной работы с текстом;

-раздаточный материал;

-словари различных видов, в т.ч. и электронный;

-интерактивная презентация к уроку;

-компьютер, интерактивный планшет, проектор, интерактивная доска.

Формы  работы класса: парная, групповая, индивидуальная

В соответствии с ФГОС на уроке формировались УУД (универсальные учебные действия):

  • Регулятивные: целеполагание,  планирование своих действий, прогнозирование, коррекция и контроль, саморегуляция, оценка.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной     форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, моделирование.

  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

                                                                      Ход урока:

     1.Постановка проблемы.

       -Когда мы изучали тему: «Склонение имен существительных» Арсений спросил у меня: « Елена     Алексеевна! А зачем нам определять склонение?»  

      Тогда я решила, что сегодня на уроке мы сможем ответить на этот вопрос.    

      Я предлагаю провести урок-исследование.

      -Любое исследование начинается с определения проблемы, которую будем  исследовать.      

                                                       Слайд 1

 

     2. Формулировка  проблемы.

   -Зачем нам исследовать эту проблему?

   - Что такое склонение?

   - Что изменяется при изменении существительного по падежным вопросам?

    (форма слова, окончание)

   -А чтобы грамотно написать существительное  с орфограммой слабой позиции в окончании, что нужно  сделать? (проверить)

   - Как, каким способом?  Сформулируйте, какую проблему мы должны исследовать,  чтобы ответить на вопрос Арсения?

(Формулировка проблемы: склонение  – это изменение существительных по падежам. При изменении слова по падежам изменяется окончание.  Значит мы будем  исследовать  способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных).

    3. Определение предмета и объекта исследования. Выдвижение гипотезы.

  -Что является предметом исследования? (способы проверки орфограмм слабых позиций)

  -А объектом? (имя существительное)

  -Какую гипотезу можно выдвинуть? Что такое гипотеза? (Предположение, которое после исследования мы либо подтверждаем, либо опровергаем)

    (Склонение существительных необходимо определять для правописания орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных)

                                                                     Слайд 2

4. Исследование проблемы.

         а.Транскрипции

    -Начинаем наше исследование.  Для того, чтобы проверять орфограммы необходимо их увидеть.

    ( Задание на карточках)

    - Цель работы: выписать слова с пропуском орфограмм слабых позиций в окончаниях.  Выполняем самостоятельно в тетради.

                     

Слайд 3

Проверка:

- Кто хочет прочитать слова с  орфограммой слабой позиции в окончании.

- Посмотрите, как эту работу выполнила я. (Слайд 3, задание выполнено с ловушкой)

- Вам понравилось?  А мне нет.

     б.Рефлексия. Составление таблицы.

-В каких частях речи мы можем встретить слабую позицию в окончании?

(в существительных, прилагательных, глаголах)  

-Какими способами можно проверить слабую позицию в окончании?

( по сильной позиции и по правилу)  

 -Как определить слабую позицию по сильной?  

   (Обратимся к наборам)  

-Сколько мы выделяем наборов? (4, работа по таблице)

-А в каком случае пользуемся правилом?  (  не забываем о словах-нарушителях)

-Сформулируйте правило ( В словах на -мя, -ия, -ие, -ий  окончание Е меняется на И)

(работа с тетрадью открытий)

-Какой еще есть способ проверки слабых позиций?(по словарю)

 

  в. Наблюдение. Словарная работа.

Слайд 4

-Прочитайте слова. Определите способ проверки орфограмм  слабых позиций? (по словарю)

 -Заполните орфограммы.

-Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы осталось одно слово женского рода. Причину исключения обоснуйте. (остается слово библиотека)

-Каково лексическое значение слова библиотека?

-Какое это слово? (словарное)

-Значит о его лексическом и грамматическом значении можно справиться в словаре. Я хочу вам представить словарь Владимира Ивановича Даля – автора толкового словаря живого великорусского языка.  Словарь включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.  

Вот как он объясняет это слово:

Библиотека – это место, где собирают, хранят и предоставляют во временное пользование книги. газеты, журналы.

-А какие книги собраны в библиотеке? ( Разные.  Различных жанров: фантастика, приключения, героические произведения,  сказки,  стихи и т.д.)

-А этот словарь В.И. Даля можно найти в библиотеке? (Да)

-Значит, в библиотеке есть и словари? (Да)

-Какие бывают библиотеки? (Публичные – для всех, электронные )

     

                                                          Слайд 5,6

-А если библиотеку собираете вы сами? (Личная, частная, домашняя)

-В нашей личной библиотечке есть словарь.

- Проведем словарную работу:

1 и 2 группы – по методике «КАРУСЕЛЬ»,

3 и 4 – графический диктант.

(Самопроверка, оценивание)

                                                                                                                             Слайд 7

-Какой частью речи являются все эти сова? (существительные)

Задание: 1 группа выписывает из всех словарных слов существительные, относящиеся к 1 набору, 2-ая – ко 2, 3-я – к 3-му, 4-я – к 4-ому.

Проверка. (учащиеся  читают, объясняют, почему отнесли  к определенному набору, называют грамматические признаки наборов)

- Зачем мы определяем наборы? (для проверки падежных окончаний)

-Определите способ (по сильной позиции)

-В какой форме употреблены все эти существительные? (в начальной, в форме ед. ч, Им. падежа)

-А если существительное стоит в форме косвенного падежа? (ставим в начальную форму, определяем набор, подбираем  проверочное слово)

                                                 Слайд 8, 9

ФИЗМИНУТКА

  г. Использование знаний способов проверки орфограмм слабых позиции в окончаниях существительных на практике (с использованием электронного словаря).

                                                Слайд 10.

-Прочитайте текст. О ком рассказывает текст? Что вы узнали о Дале?

-На занятии по информатике я вам дала задание воспользоваться электронным словарем и найти значения слов: натуралист и морской волк. Кто хочет объяснить?

- Что значит «Стало делом жизни»! (Посвятил этому жизнь)

-О Дале – какого рода слово?

-Проведем рефлексию. Разделите страничку тетради на 2 части

                         ЗНАЮ                                  

                               СОМНЕВАЮСЬ

                                                             

Задание: Выпишите из текста существительные со слабой позицией в окончании. Обратите внимание, что если существительное  употреблено без предлога, то…. (выписываем его вместе со словом к которому оно относится).  Докажите правописание падежных окончаний.

Проверка: раскрываем пазлы.   

                                                  Слайд 11.

-Прочитайте слова, которые  можно проверить

                               СТОЛ, КОНЬ

                               ЦЕПЬ, РОЖЬ

                               ОКНО, ЖИЛЬЁ

                               РЕКА, ЗЕМЛЯ

-Определите способ проверки (по сильной позиции)

-Прочитайте слова, которые вы проверили по правилу. Сформулируйте его докажите правильность написания.

Использование способов проверки при работе с текстом при письме по памяти 

-К уроку я подобрала стихотворение. Послушайте его.                                                                  Слайд 12        

В б.сед.х   в.ч.ра,

На  праз?ник.  игра,

В ус?н.м журнал. и в громк.м  чтени.,

В пем.ер. книг и  в обсуждени.  .

В уютн.м уг.лке для ч.л.века

Двери .ткро.т БИБЛИОТЕКА!

-О чем это стихотворение? (о библиотеке)

-Что бывает в библиотеке?

-Что такое устный журнал? (сборник устных высказываний: статей, очерков, стихов, рассказов и т. д.)

-Что можно назвать премьерой книги? (первое представление книги)

Задание: Орфографическая работа:

-В каких еще частях слова мы проверяем орфограммы слабой позиции? (в приставках, корнях, суффиксах)

-Какими способами? (по сильной позиции, по правилу и по словарю)

 Заполняем пропуски орфограмм слабых позиций.

Синтаксическая работа:

 -Объясните постановку запятых в первом предложении: (Это предложение простое с однородными обстоятельствами места)

-Прочитайте их.

-А здесь? (где  союз И запятую не ставим, т.к он соединяет однородные члены попарно)

Заучиваем текст. Работа в парах.

-Я предлагаю восстановить это стихотворение по памяти (запись текста с заданием)

                                                     Слайд 13

-Выделите окончания слов, в которых  проверяли орфограмму слабой позиции.

Проверка:  -Кто хочет прочитать свою работу (орфографическое чтение со знаками препинания -2 работы)

д. Воспитание культуры посещения библиотеки. Работа в группах с источниками информации.

                                                          Слайд 14

-Дети, а кто-нибудь знает, историю происхождения слова библиотека?

Обратимся к словарю. Работа в группах с источниками информации.

   1 гр: Библиотека – слово греческого происхождения. «Библос» - книга, «тека» - хранилище. Т.е дословный перевод…(хранилище книг)

  2 гр: Самые первые библиотеки появились во 2 тысячелетии до нашей эры. Библиотеки были у правителей, философов, ученых, например у Пифагора и Аристотеля.

  3 гр: Пифагор говорил : «Есть только одно неистощимое сокровище – большая библиотека»

   4 гр:  А вот слова Аристотеля: «Скажи, что ты читаешь, я скажу , кто ты. Можно составить верное понятие об  уме  характере человека, осмотрев его библиотеку.

   - Итак, мы сказали, что библиотека – это место публичное, поэтому в библиотеке существуют определенные правила поведения. Один детский писатель вам дает советы по посещению библиотеки.

Работа в группах: Прочитайте советы, исправьте ошибки.

                                   

                                                                  Слайды 15,16,17,18

-Проверка: Читайте совет. Сколько исправили ошибок?

(Каждая группа читает и называет кол-во ошибок)

- Прочитайте слова с орфограммами слабых позиций в корне. Объясните написание.

- Прочитайте слова с орфограммами слабых позиций в приставке. Объясните написание.

- Прочитайте слова с орфограммами слабых позиций в суффиксе. Объясните написание.

- Прочитайте слова с орфограммами слабых позиций в окончании. Объясните написание.

-Объясните орфограммы сильных позиций и те, которые не связаны с произношением.

-Как вы думаете, какая главная ошибка? (Библиотека - общественное место, а в общественных местах так себя вести нельзя!)

Творческая работа:

- Придумайте в группе правило поведения в библиотеке. (Слушаем группы)

5. Общий вывод.

- Ну а теперь я бы хотела вернуться к проблеме нашего исследования, к выдвинутой гипотезе  и подвести итог. Мы выполняли задания и показали способ определения орфограмм слабых позиций  в окончаниях существительных. Подтверждается наша гипотеза или опровергается? (Опровергается)

-Почему? Для правописания орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных что достаточно определить?

-Какой это способ проверки?

- Арсений! Теперь ты ответь на свой вопрос: для чего же нам необходимо определять склонение?

 

6. Оценивание  

Оцените свою работу по одному критерию: хорошо ли я научился определять орфограммы  слабых позиций  в окончании существительных.

Практическая работа «Научи ученого»

       

-Теперь  вы хорошо знаете способ проверки орфограмм  слабых позиций  в окончании существительных по сильной позиции?   А если знаете, значит - можете научить,  если можете научить, значит- знаете. Проверим.

-Последний этап нашей работы я бы назвала «Научи ученого».

Уважаемые учителя ! Я предлагаю присоединиться к группе детей и научиться проверять орфограммы  слабых позиций  в окончании существительных нашим способом.

- А  Юля, Игорь, Марина, Миша   будут работать самостоятельно для представления.

(Дети учат учителей, а  4 человека  работают самостоятельно. Затем учителя определяют окончания в слабых позициях   существительных.)

Спасибо детям и учителям.

Учителя-эксперты проверяют самостоятельную работу детей.

-Сколько ошибок допустили  дети в сам работе? Оценки экспертов.

-Сколько времени они на это затратили?

-И закончить наш урок я хотела бы замечательными стихами о библиотеке:

Друзья мои, хочу я вам сказать:

Хоть мы живем в эпоху атомного века,

Ни зал компьютерный, ни выход в Интернет

Не могут заменить общенье с человеком.

Сюда порой приходим отдохнуть,

Вживую пообщаться, поделиться болью,

Приходим атмосферу ту вдохнуть,

Которая пронизана заботой и любовью.

Недаром говорят, кто в этом знает толк:

Коль одолела хворь телесная – беги в аптеку,

А если вдруг душа болит-

Спеши , мой друг, в библиотеку!

Покой там обретешь в уюте и в тиши.

Недаром говорят: «Библиотека – это мудрый дом души!»

                                                         УРОК ОКОНЧЕН,  ВСЕМ  СПАСИБО!

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"

Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»Триединая цель урока:...

Урок русского языка во 2 а классе "Способы проверки орфограмм слабых позиций."

Урок русского языка составлен на основе требований ФГОС, где красной нитью проходит формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода. Тема урока связана с зимней олимпиадо...

Способы проверки орфограмм слабых позиций тремя способами. Синонимы и омонимы. 2 класс

Открытый урок проводился в рамках районного семинара по тмеме "Формирующее оценивание" Дан подробный самоанализ урока...

Урок русского языка "Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций"

Предмет: Русский языкТема урока: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций.Тип урока: Урок-mixt Учаещиеся знают:        ·...

Технологическая карта урока русского языка "«Способ проверки орфограммы в формах на –ться и -тся» (УМК "Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения применять новый способ проверки орфограммы в формах на –ться и –тся.Задачи урока:Дидактические:сформировать ...

Технологическая карта урока Русского языка «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?» (2 класс, УМК Эльконин-Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах в слабой позиции Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и систематизиро...